Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиномии




   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввёл понятие «вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом), а лишь знание явлений вещей, то есть о том, как вещи являют себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой.

Теория познания Канта основана на признании существования доопытного или априорного знания (априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) — условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер). Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяжённые», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без неё. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надёжно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

По Канту, процесс познания проходит три ступени: чувства, рассудок и разум.

 
 
Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени

                                           
   
 
 
Формы рассудка – категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания) – предельно общие понятия, в помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещённых в «системе координат» пространства и времени. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом, причём первые две категории каждого из классов – противоположные характеристики свойств класса, третьи – их синтез
 
           
 
 
Категории количества
 
Категории качества
   
Категории отношения
 
Категории модальности
 
 
ü единство; ü множество; ü цельность
   
ü реальность; ü отрицание; ü ограничение
   
ü субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); ü причина и следствие; ü взаимодействие  
 
ü возможность и невозможность; ü существование и несуществование; ü необходимость и случайность
 
 
 
 
   
Формы разума – окончательные высшие идеи. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: а) о душе (о целостности психических явлений); б) о мире (о целостности ряда причинно-связанных явлений); в) о Боге (как безусловной причине всех явлений).

 


Человек, по мнению Канта, принадлежит и миру явлений, где он поступает необходимо (как биологическое и физическое существо), и миру вещей самих по себе, где человек свободен, так как он обладает противоречивым разумом.

Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? Ответ Кант даёт в «Критике практического разума». Основные положения кантовской этики связаны с самой концепцией практического разума – разума, способного быть основой для действия. Только человек обладает этой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам. Человек тоже, коль скоро и он животное, движим побуждениями и склонностями и, естественно, ищет удовлетворения своих желаний, однако, будучи разумным существом, способен понять непреложность долга.

В «Критике практического разума» (под практикой тут понимается учение о поведении) Кант поделил все поступки людей на моральные и легальные (законные). Если, например, ты бросаешься в воду, спасая тонущего человека, но при этом знаешь, что тонущий очень богат и щедро тебя отблагодарит, - твой поступок вполне законный, ты спасаешь человека, но этот поступок не имеет никакого отношения к морали. Если приятель просит одолжить ему небольшую сумму, и ты ему даёшь, тебе не жалко, у тебя и так ещё много остаётся, а при этом греешь себя мыслью, что сегодня ты ему поможешь, а завтра он тебе, - это легальный, но не моральный поступок.

Но если ты увидел тонущего человека и не знаешь кто это, тебе не до того, человек ведь тонет, да ещё к тому же ты плохо плаваешь и вода ледяная, но ты должен помочь другому, не можешь не помочь – то это, по Канту, моральный поступок. Если у тебя просят денег, а их осталось только на один день и, если ты отдашь, то завтра сам будешь голодать, но ты не можешь не дать, тебя же просят, - это поступок моральный. Таким образом, моральный поступок по Канту, - это поступок, совершённый вопреки естественной склонности, то есть направленный против самого себя. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас.

Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга. Обычно долг воспринимается нами как очень скучное понятие, нам с детства прожужжали все уши: ты должен, ты должен! Однако Кант считал, что только выполняя долг, человек становится свободным. Пусть я пострадаю, пусть умру, а долг выполню. Выполняя долг, я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы – закон свободы. Если Я дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я даже могу пойти на смерть, но от свего слова не откажусь. Ни одно животное не знает чувства долга, у любого животного сильнее инстинкт самосохранения (как и у многих людей, находящихся на уровне животного существования). Но что может быть прекраснее свободной воли человека, который не считаясь ни со смертельными опасностями, ни с угрозами собственному благополучию, стоит на своём, стоит выше законов природы.

Можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать – спасти тонущего или помочь ближнему – слаб был, струсил, опасно это, плохо плаваю, собственных детей кормить надо и т.д. Тебя поймут, простят, но сам ты себя никогда не сможешь простить, если у тебя есть совесть

Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для поступков хороших, совершённых по совести. Ты почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да не почему, по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому что ты человек.

По мнению Канта, существует априорный нравственный закон — «категорический императив» (безусловное предписание), которым и руководствуется человек. Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон.

Категорический императив, центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов (выражающих требования, необходимость которых обусловлена теми или иными обстоятельствами), категорический императив имеет характер безусловного принуждения («я должен что-то совершить»). Содержание категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде разноообразных формулировок:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства» (например, лгать аморально, так как мы не можем сделать ложь универсальной нормой),

«стань достоин счастья»,

«содействуй осуществлению высшего блага»,

«относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели»,

«человек должен жить так, как если бы он был свободен, даже если на самом деле существует масса ограничений его свободы» и т. д.

В ряде позднейших работ Кантом обсуждаются законы развития культуры и цивилизации. Кант – противник революционных методов борьбы народа, сторонник реформ, осуществляемых правительством. Он защищал частную собственность, считая её «святой» и «естественной». Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства. Первое подлинно крупное воплощение кантовская философия мира получила после второй мировой войны, когда была создана ООН.

После Канта все философы стали искать априорные условия получения достоверного знания во всех областях знаний. Познать явление означало найти эти априорные условия, делающие выводы о явлении всеобщими и достоверными. В таком понимании познания физика Ньютона уже не формулирует условия всеобщности всех явлений, которые мы наблюдаем в мире. Такие условия, как нам всем кажется, сформулировал Эйнштейн.

Историческое значение философии Канта:

§ дал научно обоснованное объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

§ выдвинул идею о наличии познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

§ вывел двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

§ сформулировал категорический императив – моральный закон;

§ выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

§ осуждал войны, предсказал «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

 

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция.

В начале своего творческого пути, выступая последователем Канта, он всё же находит противоречия в философии Канта, что побуждает его выдвинуть собственную концепцию познания, так называемую «Я-концепция».

Главное противоречие в философии Канта Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить её главную задачу – объединить бытие и мышление.

Основные положения «Я-концепции»:

§ Фихте отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности;

§ единственной реальностью провозглашает внутреннее, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путём помещения бытия внутрь мышления);

§ считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей дей ствительности нет. Например, перед нами букет цветов. Все ощущения цвета — это явления нашего сознания. В природе нет ни синего, ни красного, ни зеленого — электромагнитные волны цвета не имеют. Радуга только в наших глазах (а точнее — в нашем сознании). Следовательно, если убрать из восприятия то, что относится к субъекту (а это — цвета), то букет исчезнет. Для нас его не будет. Он — наше творение. Он — Я. Но в этом Я мы можем отделить собственное тело (я) и букет (не-я), от которого наше я и получает толчок, и наше я воспринимает букет как нечто объективное, хотя он целиком состоит из наших ощущений, то есть оно есть Я;

§ само «Я» - не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция.

 

Процесс познания, по Фихте, содержит три составляющие: «Я» - сознание человеческой личности, «не-я» - окружающая действительность, «Абсолютное Я» - субъективный дух человека и проходит три этапа:

1) «Я» (сознание человека) утверждает себя само, создаёт само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «не-я» (окружающий мир, внешняя окружающая действительность);

3) «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища высшей субстанции)

Философия Фихте — субъективный идеализм. Его обвиняли в солипсизме. Солипсизм (от лат. solus — единственный и ipse — сам) — это взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания. Фихте отклонял обвинения в солипсизме и подчеркивал, что абсолютное Я — это не индивидуальное Я, а самосознание всего человечества.

Георг Гегель (1770 – 1831) – один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени. Основные философские произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исследовав развитие совокупной человеческой мысли, Гегель пришёл к выводу, что развитие индивидуального сознания человека на различных ступенях истории есть сокращённое воспроизводство ступеней, исторически пройденных человеческой мыслью.

Гегель критиковал формальную логику за её метафизичность. Например, А= А, то есть человек есть человек и т.д. Следуя таким путём, наука не сделала бы ни одного открытия.

Он полагал, что всякое развитие совершается в силу внутренней борьбы противоположностей, т. е. диалектически (Диалектика - всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории).

Существует определённая схема, согласно которой устанавливается чёткая цикличность развития понятий, природы, общества, духовной жизни человека. Эти циклы таковы:


 

……………

Синтез Антитезис


Синтез Антитезис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.