КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отраслевой анализ
В ходе отраслевого анализа необходимо выявить место предприятия в данной экономической отрасли, уровень её конкурентоспособности. Существует пять факторов, определяющих силу конкурентной борьбы в отрасли: 1) барьеры входа в отрасль - степень экономии масштаба (снижения стоимости единицы изделия при увеличении объёмов производства); - величина затрат по переходу в данную отрасль (закупке оборудования, обучения персонала и т.п.); - размер первоначального капитала; - доступ к каналам сбыта продукции (дистрибьюторам); - факторы, обуславливающие стоимость изделия (например, стоимость патентов на технологии производства, доступ к сырью, месторасположение); - государственная политика (ограничение или поощрение); - ожидаемая норма прибыли; 2) интенсивность конкуренции в отрасли - отраслевой рост; - восприятие продукции потребителями (характеристики спроса на продукцию отрасли); - уровень постоянных затрат, определяющий возможности варьирования нормой прибыли в структуре цены; - наличие ценовых лидеров; - структурные, организационные и другие отличия предприятий отрасли; - количество предприятий в отрасли; - барьеры выхода из отрасли (наличие специализированных активов, стратегических взаимосвязей, моральных барьеров выхода, государственных и социальных ограничений); 3) степень заменяемости продукции товарами –заменителями - ценовая привлекательность товаров-заменителей; - уровень затрат для отраслевого перехода; - гибкость предложения товаров-заменителей; 4) степень влияния покупателей - величины закупаемых партий продукции; - затраты перехода от одного канала сбыта к другому; - затраты перехода покупателя от одного предприятия отрасли к другому;
- уникальность продукции, выпускаемой различными предприятиями отрасли; 5) степень влияния поставщиков - территориальная зависимость от поставщиков; - наличие сырьевых заменителей; - значимость предприятия для сбыта поставщика; - затраты перехода от одного канала снабжения к другому. Оценив степень влияния вышеперечисленных факторов конкуренции в отрасли, выделяют стратегические группы (классы) предприятий по уровню цены, качества, мощности, степени вертикальной и горизонтальной интеграции, каналам распределения, ассортименту, технологическому лидерству. Таким образом, расположение предприятия в отрасли определяется: а) конкурентными преимуществами, определение которых осуществляется по вышеизложенной методике. Необходимо также удостовериться в наличии следующих условий для поддержания конкурентного преимущества: - принятие аппаратом управления своевременных и правильных решений; - непрерывное усовершенствование производства, маркетинга, менеджмента фирмы; - наличие надёжных бизнес - партнёров; - простая организационная форма; - наличие эффективного маркетинга на предприятии и ориентация на потребности рынка; - наличие механизма мотивации труда; - наличие и следование стратегическим целям развития; - наличие системы гибкого контроля; - независимость административного аппарата управления при решении тактических задач от собственников предприятия. б) конкурентными возможностями и угрозами, для выявления которых необходимо ответить на следующие вопросы: - определение конкурентных возможностей - имеются ли возможности для рыночного роста (возрастают ли потребности покупателей)? - есть ли возможности для увеличения объёмов выпуска? - дифференцирует ли предприятие выпускаемую продукцию? - эффективна ли существующая на предприятии интеграция?
- каковы тенденции возможностей сбыта продукции (существуют ли новые каналы сбыта? - есть ли новые открытия в технологии производства выпускаемой продукции? - определение конкурентных угроз - какова тенденция объёмов выпуска и реализации товаров-заменителей? - каковы изменения в предпочтениях потребителей производимой продукции? - есть ли негативные изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли? - наметились ли тенденции к интеграции поставщиков или покупателей? Для проведения отраслевого анализа целесообразно применять следующие базовые показатели: 1) показатели отраслевой эффективности - рентабельность используемых активов (отношение балансовой отраслевой прибыли к совокупным активам); - рентабельность собственного капитала (отношение балансовой отраслевой прибыли к совокупному собственному капиталу); - рентабельность продукции (отношение отраслевой прибыли от реализации к себестоимости произведенной продукции); - среднеотраслевая норма прибыли; 2) показатели перспективности развития отрасли - значимость отрасли в экономике (удельный вес продукции отрасли в ВВП); - стойкость отрасли по отношению к экономическому спаду производства в экономике (соотношение темпа роста объёма производства отрасли и темпа роста объёма ВВП); - социальная значимость отрасли (численность занятых в данной отрасли и смежных с ней отраслях); - обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объём и удельный вес капитальных вложений за счёт собственных средств, удельный вес собственного капитала в источниках имущества); - степень государственной поддержки развития отрасли (объёмы государственных капиталовложений, государственного краткосрочного кредитования, налоговые льготы); 3) показатели уровня экономического риска в отрасли - уровень конкуренции в отрасли (количество предприятий, функционирующих в данной отрасли; удельный вес монополистов и олигархов); - уровень инфляционной зависимости цен на продукцию отрасли (отношение темпа роста цен на отраслевую продукцию и темпа роста инфляции в целом); - уровень социальной напряжённости в отрасли (средний уровень заработной платы занятых в отрасли в сравнении с реальным прожиточным минимумом в стране)
4) показатели места предприятия в отрасли - доля выпуска предприятия в отраслевом объёме; - показатель ценового лидерства (отношение средней цены на выпускаемую предприятием продукцию и среднеотраслевой цены); - уровень сравнительной эффективности предприятия (отношение показателей эффективности предприятия и отраслевых показателей эффективности); - стойкость предприятия по отношению к экономическому спаду производства в отрасли (отношение темпов роста объёмов выпуска предприятия и отраслевых объёмов выпускаемой продукции). По итогам отраслевого анализа необходимо провести ранжирование данного предприятия и его основных конкурентов по ряду результативных показателей их деятельности или конкурентных преимуществ, оценённых в баллах. Выявив проблемные зоны, на 3-м этапе необходимо изучить каждую из них в отдельности и во взаимосвязи друг с другом. Для этого применяют SWOT – анализ. Наличие проблемы требует её преодоления, поэтому 4-й этап посвящён разработке альтернативных рекомендаций по управлению предприятием. Необходимо использовать накопленные знания, опыт, а также подходить творчески к разработке альтернативных решений. На 5-м этапе формируют Т–счёт для каждой из альтернатив, в одном столбце которого отмечают преимущества, а в другом – недостатки. На базе изучения и оценки Т–счетов выбирается наиболее приемлемое альтернативное решение. Завершающий этап включает в себя разработку инструментария для аргументации ранее сделанного выбора, т.е. проверку решения на работоспособность и презентацию результатов работы над кейсом в виде аналитического отчёта, который включает в себя итоги анализа и рекомендации. Отчёт должен быть кратким настолько насколько это возможно, детальная информация размещается в приложениях к отчёту. Представленные результаты анализа не должны быть констатацией изначально известных фактов. Отчёт должен содержать две основные части: - аналитическое заключение;
- предлагаемые управленческие рекомендации по преодолению ключевых проблем, представленных в предшествующей части отчёта. В отчёте необходимо использовать графическое представление аналитических данных, наглядное изображение причинно – следственных связей проблемных зон деятельности предприятия. К кейсовому отчёту прилагается использованное информационное обеспечение анализа. В качестве примера заключения по результатам проведенного анализа кейса приводим:
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕТАЛИЗИРОВАННОГО ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СЕВАСТОПОЛЬГАЗ» за 1999-2001 гг. Дата представления заключения -10 февраля 2001 г. Настоящее финансово - аналитическое заключение призвано оценить финансовое состояние, определить эффективность функционирования и финансовой политики, выявить основные тенденции в развитии ОАО «Севастопольгаз» за период 1999-2001 гг. Информационным обеспечением для проведения детализированного финансового анализа деятельности предприятия послужили данные: - квартальных и годовых форм финансовой отчётности и пояснительных записок к ним (№1 «Баланс», №2 «Отчёт о финансовых результатах», №3 «Отчёт о движении денежных средств», №4 «отчёт о собственном капитале», № 5 «Примечания к финансовой отчётности»); - управленческого учёта (расшифровки балансовых статей, структура расходов и доходов деятельности, форм отчётности, представляемые в ДК «Газ Украины» НАК «Нефтегаз Украины»); - актов проверок деятельности ОАО «Севастиопольгаз» налоговыми органами; - аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской отчётности; - информационного бюллетеня «О деятельности ОАО по газообеспечению и газификации ДК «Газ Украины» НАК «Нефтегаз Украины» за 2001 г.» от 24.01.02 г.; - о деятельности ОАО «Нефтегаз Украины», размещённые на его официальном сайте в Internet; периодической печати о газовой отрасли в Украине. Исследования проводились в соответствии с современной методикой фундаментального финансового анализа, учётом принципов и правил ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности, налогообложения деятельности предприятия.
Содержание
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |