КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 6. Оборудование и элементы печей: топливосжигающие устройства
В большинстве металлургических печей необходим направленный теплообмен, который организуется благодаря сжиганию топлива непосредственно в рабочем пространстве печи. При этом теплоотдача на поверхность нагрева происходит одновременно с горением топлива, иначе говоря, процессы сжигания и теплоотдачи совмещаются вследствие переноса в той или иной мере горения в рабочее пространство печи. Роль топливосжигающих устройств заключается не только в обеспечении полного сжигания топлива в пределах рабочего пространства, но и в обеспечении наивысшего уровня теплоотдачи, что достигается наилучшим образом, когда в топливосжигающем устройстве организуется устойчивый высокотемпературный факел. Хорошо организованный факел горящего топлива характеризуется высокой радиацией, в несколько раз превышающей радиацию продуктов сгорания той же температуры. На основе изучения закономерностей процесса горения (в частности, факельного) можно найти средства, позволяющие так организовать процесс горения, чтобы он соответствовал предъявляемым к нему требованиям. Начнем это изучение с газового топлива, самого простого по своей структуре. ГОРЕНИЕ, ВЗРЫВ И ДЕТОНАЦИЯ В ГАЗОВЫХ СМЕСЯХ Горение сможет развиваться только тогда, когда молекулы газа войдут в тесное соприкосновение с молекулами кислорода воздуха, т. е. когда произойдет их смешение (физический процесс), а затем те и другие молекулы получат необходимую энергию для преодоления «химического барьера» и возможности осуществления акта химического соединения. Иначе говоря, смесь газа и воздуха должна нагреться до температуры воспламенения. Эти процессы организуются в технике последовательно (в так называемых беспламенных горелках) и одновременно (в пламенных горелках). Где бы ни сжигался газ - в печах, котлах или двигателях внутреннего сгорания - бывает опасность перехода горения во взрыв с теми или иными разрушительными последствиями. Различают взрыв и, как его разновидность, детонацию. Когда говорят о взрыве, имеют в виду закрытый объем, наполненный взрывчатой смесью. Под детонацией же подразумевают взрывной характер распространения пламени в открытых сосудах, например, в трубах, т. е. в условиях постоянного атмосферного давления. В этом случае всегда возникает взрывная волна, распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью. В цилиндрах двигателей внутреннего сгорания взрывной характер горения называют тоже детонацией. В этом случае пламя от запала свечи распространяется со скоростью до 1500 м/сек вместо 5-10 м/сек при нормальном режиме горения. Взрыв и детонация возникают не всегда, а только при определенных условиях, а именно при наличии: 1) Хорошо перемешанной газовоздушной смеси определенного состава; 2) Запала; 3) Достаточно большого объема, заполненного газовоздушной смесью; 4) Определенного состава газа, поскольку не все газы одинаково способны к детонации; наиболее опасным в этом отношении является водород. Закрытый объем, где, следовательно, возможно значительное повышение давления, особенно благоприятствует переходу горения во взрыв; в очень малых объемах, например в трубках малого диаметра, детонация вообще невозможна; метан, например, не дает детонации в трубках диаметром 3,5 мм и меньше. Объясняется это тем, что реакция при взрыве носит цепной характер, а цепи на холодных стенках трубок или сосудов обрываются и к тому же прогрев смеси до температуры воспламенения в узких проходах при холодных стенках очень затруднен. Когда не обеспечена совокупность всех вышеупомянутых условий, то происходит нормальное горение, которым и пользуются в технике. Детонация не возникает, например, при истечении газовоздушной смеси с достаточной скоростью из холодной трубки. Подожженная смесь спокойно горит в очень тонком слое коротким пламенем, образуя на конце трубки при ламинарном движении горящий конус. В этом случае вычисляют так называемую нормальную скорость распространения пламени. Ее среднее значение определяют как частное от деления количества истекающего газа V (м3/сек) на поверхность горящего конуса F (м 2): w = V/F м/сек (11) В турбулентном потоке скорости распространения пламени могут быть значительно больше благодаря автотурбулизации фронта пламени. Поэтому скорости истечения смеси в промышленных горелках берут более 10 м/сек, чтобы возможность хлопка и проскока пламени внутрь горелки была бы исключена. ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ Для получения короткого факела и предотвращения чрезмерного развития процессов сажевыделения (т. е. чрезмерной самокарбюрации) газовоздушную смесь приготовляют заранее, когда газ и воздух относительно холодны (точнее, когда их температура ниже температуры воспламенения смеси). Тогда в горящем факеле должны произойти только два процесса - дополнительный нагрев смеси до температуры воспламенения и самовозгорание. Факел в этом случае получается настолько коротким, что может уместиться в тоннелях в пределах толщины кирпичных стен, и поэтому сжигание газа в виде заранее-подготовленной смеси его с воздухом в свое время получило название беспламенного. Если же все процессы будут протекать одновременно, т. е. если зажечь предварительно неперемешанные потоки газа и воздуха, то горение, конечно, займет большее пространство и факел получится длиннее. В этом случае, решающим процессом будет поступление воздуха в факел и его перемешивание с горючим газом (т. е. диффузия), поэтому такое горение называют диффузионным, а горелки пламенными. Эти два случая горения являются предельными. Большинством конструкций горелочных устройств обеспечиваются не эти предельные, а промежуточные формы горения. Это означает, что в них процесс приготовления газовоздушной смеси осуществляется только частично и завершается вне горелки. Горелки с полным предварительным смешением газа и воздуха Приготовление смеси. 1. В принципе возможно газовоздушную смесь приготовлять в централизованном порядке и разводить ее по печам и горелкам. При использовании такой системы особые меры должны быть приняты против проскакивания пламени в трубопроводы и против взрыва. Рисунок 9 – Инжекционная горелка для подогретого газа и воздуха: 1 — патрубок горячего газа; 2 — патрубок горячего воздуха; 3 — смеситель; 4 — водоохлаждаемый носик горелки; 5 — тоннель в кладке печи; 6 — опора горелки
Из-за взрывоопасности и возможности хлопков эта система не получила распространения. 2. В инжекционных горелках смесь приготовляется в диффузоре (инспираторе) в процессе подсоса воздуха за счет кинетической энергии сжатого газа. Кроме того, в инспираторе должно быть создано достаточное давление смеси, чтобы обеспечить ее дальнейшее движение по трубам и тоннелю до рабочего пространства печи. Один из вариантов инжекционной горелки конструкции показан на рисунке 9. Понятно, что чем больше теплота сгорания инжектирующего газа, тем больше воздуха он должен подсосать и тем большей кинетической энергией он должен обладать при истечении в инспиратор; следовательно, тем выше должно быть его давление. На рисунке 10 показан вариант многоструйной инжекционной горелки, в которой устранены почти все сопротивления на пути газовоздушной смеси, диффузор отсутствует и конфигурация горелки получилась предельно простой.
Рисунок 10 - Многоструйная инжекционная горелка: 1 — сопло газовое; 2 — газовая коробка; 3 — корпус горелки; 4 — горловина (инспиратор); 5 — Заслонка, регулирующая подсос воздуха
Сжигание смеси. При сжигании холодных смесей скорости распространения пламени невелики, и для того чтобы горение протекало устойчиво, необходимы специальные нагревающие и зажигающие смеси устройства, например керамические поверхности (тоннели, тарелки, решетки и т.д.) В тоннеле, как правило, турбулентная струя смеси нагревается и зажигается главным образом в результате перемешивания с горячими продуктами сгорания и также в результате соприкосновения с горячими стенками тоннеля. Поэтому тоннель должен иметь форму, обеспечивающую подсос в корень струи горячих газов и образование факела внутри тоннеля. Возможно; что некоторая часть газа сгорает на поверхности тоннеля, и тогда эта поверхность играет роль катализатора. Но как показала практика, все огнеупоры, из которых изготовляют тоннель, дают примерно один и тот же результат. Это объясняется тем, что главная масса смеси сгорает в объеме, не соприкасаясь со стенками тоннеля.
МАЗУТНЫЕ ФОРСУНКИ Жидкое топливо (мазут, смола) при сжигании необходимо распыливать на мелкие капли, чтобы ускорить подогрев до температуры воспламенения, увеличить поверхность горения и наилучшим образом перемешать топливо с воздухом. Распыление осуществляют с помощью форсунок. Если мазут не распыливать, а сжигать на желобчатых колосниках, то горение будет протекать вяло и неполно, с большим выделением сажи. Кроме того, на колосниках останется кокс, который придется часто очищать, а самый процесс горения будет плохо поддаваться регулированию. Процесс сжигания жидкого топлива значительно сложнее, чем газа, так как в мазутном факеле присутствуют не только газообразные фракции (как результат испарения капель), но и самые капли жидкого топлива, которые горят и подвергаются пиролизу под действием излучения печи или топки с выделением сажистого углерода и кокса. Чем тоньше распыливание жидкого топлива, тем ближе по характеру процесса его горение будет приближаться к горению газа, однако даже при распыливании топлива в форсунках высокого давления капельки могут достигать размера 0,2-0,05 мм; в одной такой капле находится множество молекул. Очевидно, смесь этих капель с воздухом совсем не похожа на горючую газовую смесь. Еще большая разница получается при сжигании жидких топлив при помощи форсунок низкого давления, когда размер капель составляет 0,5 мм и более. Чем крупнее капля мазута, тем труднее кислороду проникнуть внутрь ее, где углеводороды будут подвергаться разложению без доступа воздуха под тепловым воздействием факела и кладки печи. При хорошем распыливании это разложение происходит с выделением сажистого углерода в виде мельчайших частиц, которые хорошо сгорают, увеличивая степень черноты и тем самым радиацию пламени. При грубом распыливании жидкого топлива (крупные капли) сажистый углерод выделяется крупными хлопьями, которые горят очень медленно и приводят к химической неполноте сгорания. Чем больше в жидком топливе легких фракций (керосин, бензин), тем, при одном и том же диаметре капельки, меньше выделяется сажистого углерода, потому что легкие фракции очень быстро испаряются из капли и, смешиваясь с воздухом, сгорают, не успев подвергнуться пиролизу. Тонкость распыливания определяется кинетической энергией распылителя и мазута и она пропорциональна степени турбулентности потоков. Скорость распылителя поэтому является решающим фактором, обеспечивающим требуемую тонкость распыливания. Форсунки низкого давления В форсунках низкого давления в качестве распылителя используют воздух, подаваемый центробежным вентилятором высокого давления. Это наиболее простой способ сжигания мазута, так как вентиляторы по сравнению с компрессорами - очень дешевое оборудование. Однако верхний предел давления воздуха для одноступенчатых вентиляторов обычно не превышает 800 мм вод. ст., и поэтому в форсунках низкого давления всегда наблюдается недостаточная скорость истечения распылителя и недостаточная тонкость распыливания мазута. В связи с этим через форсунку подается весь воздух, необходимый для горения. По этой же причине получают распространение форсунки двойного распыливания, в которых для улучшения распыливания к корню струи мазута подводится компрессорный воздух, тогда как остальной воздух подается от вентилятора высокого давления. В этом варианте легко осуществить автоматическое регулирование соотношения мазут - воздух, так как в этом случае не требуется регулировать подачу компрессорного воздуха, и тонкое распыливание мазута надежно обеспечивается на всех режимах. Таким образом, при конструировании форсунки необходимо: 1) обеспечивать тесный контакт струи и распылителя со струей мазута; 2) обеспечивать в процессе изменения производительности форсунки предельно высокую скорость распылителя; 3) добиваться минимальных аэродинамических сопротивлений внутри форсунки, чтобы пьезометрическое давление воздуха по возможности полностью превратить в динамическое, т. е. обеспечить высокую скорость распылителя - главный фактор распыливания. В некоторых форсунках воздух на выходе в печь закручивается, поэтому факел получается значительно шире и короче, чем в конструкциях, описанных ранее. СЖИГАНИЕ ТОПЛИВА В ВИДЕ ПЫЛИ Для сжигания угля в виде пыли в металлургических печах его предварительно размалывают до размера частиц порядка 0,07-0,05 мм, т. е. до меньшего размера, чем капли распыленного мазута. Это приходится делать потому, что в угле, содержащем наибольшее количество летучих, их все же раза в три меньше, чем в мазуте. Выделение летучих из капельки мазута или из пылинки очень сильно интенсифицирует перемешивание топлива с воздухом, так как летучие с воздухом в турбулентном потоке смешиваются всегда очень хорошо. Остающийся после выделения летучих коксик получается при этом рыхлым и иногда распадается на кусочки. Вследствие этого уголь, бедный летучими, горит в пылеугольном факеле хуже, чем уголь, богатый летучими. Коксовая пыль в топках даже гаснет, и поэтому при сжигании, например, коксовой пыли устраивают непрерывно действующие поджигающие горелки на газообразном и жидком топливе или дополнительно на решетках сжигают кусковое топливо. Существенные затруднения при сжигании угольной пыли в металлургических печах возникают вследствие большой зольности углей. Зола не причиняет особого вреда нагреваемым слиткам, но действует разрушительно на огнеупорную кладку печи и, главное, на подину и регенеративные насадки, которые сильно заносятся ею. Поэтому в регенеративных печах избегают вообще применять угольные пыли, а при отоплении пылью других печей к топливу предъявляют определенные требования по зольности (7-8 %). Организация пылеугольного факела и горение пыли При высоком выходе летучих в топливе (35 %) и очень гонком помоле (преобладающий размер пылинок 0,05 мм) можно применять самые простые горелки в виде прямоугольных (щелевых) или даже круглых труб, в которые подается готовая смесь пыли с воздухом (аэросмесь), как это показано на рисунке 11. Поступая в печь со скоростью 15-20 м/сек, такая аэросмесь быстро воспламеняется и сгорает.
Аэросмесь
Рисунок 11 - Щелевая пылеугольная горелка нагревательной печи
Со всеми элементами сложного процесса пылеприготовления легче всего познакомиться на примере самой простой индивидуальной схемы, изображенной на рис. 12. Уголь из бункера через питатель, обеспечивающий равномерную подачу, и магнитный сепаратор, удаляющий из угля металлические предметы, поступает в мельницу ударного типа. Мельница напоминает центробежный вентилятор с очень массивным ротором и бронированным кожухом. Рисунок 12 - Индивидуальная пылеприготовительная установка с мельницей: 1 — питатель; 2 — магнитный сепаратор; 3 — мельница; 4 — подвод горячего воздуха в мельницу;5 — течка для возврата недомолотого угля в мельницу; 6 — сепаратор; 7 — пылепровод;8 — пылевой вентилятор
Куски топлива, ударяясь в лопатки ротора и броню кожуха, разрушаются и потоком нагретого воздуха (для облегчения подсушки и размола) выносятся в сепаратор. Здесь крупные (недомолотые до требуемого размера) пылинки отделяются от пылевоздушного потока и по течке возвращаются обратно в мельницу; по трубе (пылепроводу) пылинки необходимого размера с потоком воздуха поступают в центробежный пылевой вентилятор и далее - в горелку печи. Сепаратор настраивают на пропуск пылинок определенного размера изменением направления и скорости воздушного потока с помощью специальных лопаток. Направление потока по касательной к корпусу сепаратора увеличивает центробежную силу, и даже относительно мелкие пылинки будут оседать в сепараторе и возвращаться обратно в мельницу. Лишь самые мелкие пылинки смогут пройти через сепаратор. Направление потока по радиусу кожуха сепаратора, наоборот, приводит к пропуску крупных пылинок, т. е. к укрупненному помолу. СЖИГАНИЕ КУСКОВОГО ТОПЛИВА Сжигание кусков топлива в слое - самый сложный процесс горения и по изобилию различных химических реакций, и по многообразию происходящих физических процессов. На самом верху слоя происходит сушка топлива и его сухая перегонка. Смола - продукт сухой перегонки - испаряется и крекируется с выделением газов, кокса и сажи. В нижние горизонты слоя поступают куски топлива, почти лишенные смол и других летучих компонентов; здесь они входят в соприкосновение с кислородом и влагой дутья и взаимодействуют с ними, в результате чего образуются СО2, СО, Н2 и зольный остаток. Присутствие между кусками горящего топлива, помимо углекислоты, одновременно кислорода и оксида углерода, побудило многих исследователей считать, что СО является первичным продуктом химического взаимодействия углерода и кислорода. В условиях реального слоя, где горят большие куски топлива и где развиваются высокие температуры, преимущественное взаимодействие происходит при столкновении молекул кислорода и углерода, в результате чего образуются как СО2, так и СО. В слое потоки СО от первого ряда кусков топлива частично сгорают за счет мощных потоков воздуха, протекающего между кусками. Для практики слоевого сжигания самым важным является процесс восстановления углекислоты углеродом кокса, так как в одних случаях над слоем нужно получать как можно больше СО и Н2 (генераторный процесс), а в других - минимум горючих (топочный процесс). Топки с механической подачей топлива В металлургических печах кусковое топливо применяют редко, а если и применяют, то в печах небольшого размера; большие печи, как правило, отапливают газообразным топливом или мазутом. Поэтому широко известные в котельной технике механические топки (например, цепные, переталкивающие) в металлургических печах не нашли применения. Топки с механическими забрасывателями. Из механизированных топок наиболее целесообразными для металлургических печей являются топки с верхней подачей. Здесь топливо подается питателем и забрасывается на поверхность слоя лопастями забрасывателя, вращающегося на валу. Число оборотов вала изменяется, благодаря чему регулируется подача и дальность полета кусочков и, следовательно, обеспечивается равномерность загрузки поверхности слоя топлива. Для обеспечения надежности действия и длительности срока службы механизмы питателя и разбрасывателя помещены в охлаждаемую водой арматуру. При применении пневмозабрасывателей порции топлива подаются питателем на специальную плиту и с нее сдуваются расплющенной струей воздуха, сжатого до 3925 н/м2 или 400 мм вод. ст. Топки с нижней подачей топлива. В такие топки (рисунок 13) топливо из бункера подается с помощью шнека. Воздух подводят в толщу подымающегося кверху топлива, тоже снизу. Воздух и топливо взаимодействуют как бы в параллельном потоке, что очень затрудняет зажигание слоя и сохранение устойчивости горения. Поэтому в топках с нижней подачей нельзя сжигать неподсушенные бурые угли.
Рисунок 13 - Топка с нижней подачей: 1 — бункер для угля;2 - шнек;3 — горящий слой угля;4 — воздушная коробка; 5 — подвод воздуха
При сжигании в таких топках антрацита и каменного угля с малым выходом летучих (менее 20%) колосники сильно нагреваются и срок их службы сокращается. Но, если топливо подобрано удачно, топка с нижней подачей может работать хорошо и надежно без надзора в течение целой смены. Подача воздуха в этих топках автоматически регулируется по подаче топлива. Иногда вместо шнекового ставят поршневой питатель, который позволяет сжигать более крупный уголь, чем в топке со шнеком. Топки с нижней подачей строят производительностью от 8 до 100 кг/ч. Расчет топок Прежде всего нужно правильно, в соответствии со свойствами топлива, выбрать высоту слоя, затем выбрать основной расчетный параметр слоевых топок—тепловое напряжение зеркала горения или напряжение колосниковой решетки, показывающее, сколько тепла производится в течение часа на 1 м2 решетки. Процесс горения протекает в диффузионном режиме, и поэтому в слое небольшой толщины можно получить очень высокое напряжение зеркала горения, если сжигается беззольное топливо. При этом предел будет определяться только уносом кусков топлива с поверхности слоя, а также появлением прогаров и выразится очень большой цифрой - порядка 800 кг/(м2ч). Чем меньше в топливе золы, тем она более тугоплавка, тем большие напряжения колосниковой решетки достигаются. Поэтому ясна перспективность конструкций топок с жидким шлакоудалением. В них шлакование слоя как тормоз интенсификации горения исчезает. Площадь колосниковой решетки рассчитывают по формуле R=ВQPнφ/r м2 (11) гдеВ — расход топлива, кг/ч QPн— теплота сгорания топлива, кдж/кг; φ — полнота топливовыделения в топке; обычно провал не превышает 4 %; унос также составляет 4 %. Следовательно φ ~ 0,92; r — тепловое напряжение зеркала горения, кдж/(м2ч), которое берется по справочным данным. Главной задачей остается обеспечение топки необходимым количеством воздуха (дутья). Это можно сделать после того, как будет правильно установлено требуемое давление дутья, определяемое сопротивлением горящего слоя, шлаковой подушки и самих колосников. Обычно вполне достаточное давление дутья под решеткой составляет 687—981 н/м2. Объем топок рассчитывают в зависимости от того, в какой мере факел надо переносить в рабочее пространство печи. Для плавильных и, как правило, для нагревательных печей желательно весь факел выносить в рабочее пространство печи. Это можно осуществить полностью лишь тогда, когда сжигают газ, мазут, угольную пыль. При отоплении печей кусковым топливом перенос факела в рабочее пространство тоже необходим. Желательно, чтобы в этом случае объем топки был наименьшим. Поэтому объем топок рассчитывают по напряжениям топочного объема, значительно превышающим напряжения объема котельных топок. Объем печных топок для твердого топлива рассчитывается по формуле V=ВQPнφ/ρ м3 (12) где ρ — тепловое напряжение топочного объема, в/м3. Литература: 4 осн. [54-140]. Контрольные вопросы: 1. Конструкции топливосжигающих устройств (газообразное топливо, горелки). 2. Топливосжигающие устройства сжигания жидкого топлива. 3. Сжигание топлива в виде пыли (устройства) 4. Сжигание кускового топлива. 5. Расчет топок.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |