Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки глобальных научных революций




Начиная с Нового времени (XVI-XVII вв.) поиск научных оснований познания мира и общества осуществлялся не только в философии, но и в лоне возникших тогда и бурно развивавшихся частных наук - механики, физики, химии, биологии, медицины и других. Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): абсолютизация одной из этих сторон научного познания: эмпирического и теоретического - метафизический подход и взаимосвязь, взаимодействие обеих этих сторон - диалектический подход. Возникший еще в Новое время интерес к поиску теоретических оснований в научном познании предопределил пути философского осмысления ключевых оснований науки на долгие годы. С тех пор и надолго проблемы теории в науке стали рассматриваться в качестве существенной характеристики познавательной деятельности человечества. Идея приоритета теоретического познания с Нового времени стала синонимом истинно научного познания.

Новое время стали называть эпохой гигантов в науке, среди которых - англичане Джон Локк (1632-1704) и Исаак Ньютон (1643-1727), голландец Бенедикт Спиноза (1632-1677), немец Готфрид Лейбниц (1646-1716) и многие другие философы. Все они кроме исследования естественной природы предпринимали попытки исследовать и естественные способности человеческого разума, определить его роль и значение в научном познании. Это была эпоха, когда философские идеи и принципы легли в основание науки, когда впервые рационализм стал спорить на равных с эмпиризмом. Однако этот спор, согласно Гегелю, «носит второстепенный

характер, потому что и метафизическое философствование, допускающее значимость лишь имманентной мысли, берет методически лишь то, что развито из необходимости самого мышления, а черпает свое содержание также и из внутреннего или внешнего опыта, а затем придает ему с помощью размышления форму абстрактных положений» (Г.В.Ф. Гегель. Лекции по истории философии. Книга третья. С. 317).

Теоретический метод познания, сформулированный Р. Декартом, разделяли далеко не все ученые Европы, ибо он не всегда соответствовал идеалу научности. В Англии широкое распространение получил тогда научный эмпиризм. Дж. Локк, как видный его представитель, в знаменитом труде «Опыт о человеческом разуме» глубоко исследовал происхождение человеческого разума и его роль в получении достоверного знания о мире. В философии Локка эти вопросы занимали центральное место. Он стремился научно опровергнуть тезис Декарта о врожденности идей, объясняя суть и смысл рефлексии как «наблюдение, которому разум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». С этим связано рассуждение как о простых, так и о сложных идеях ощущений и рефлексии. Простые идеи, приобретенные чувствами, - это идеи света, тепла, цвета и т.д., а простые идеи рефлексии - это мышление и желание.

А Г. Лейбниц, создавший учение о монадах (греч. monas - единица), считал, что все существующее во Вселенной - монады, которые есть не что иное, как элементы всех вещей. Монада, представляя Вселенную, является макрокосмом. Монадология Лейбница определяется осознанием в ней элементов диалектики (самодвижение монад как источник и причина их непрерывного изменения, связь микрокосма и макрокосма и т.д.), оказавшихся плодотворными для фундаментального развития мировоззрения. Философ создал новую картину мира, в основе которой множество субстанций или совокупность монад, которая предстает как разумная соразмерность Вселенной. Лейбниц отмечал значительность индивидуального во Вселенной, ее гармоничность, многообразие и динамичность. По Лейбницу, нельзя все сводить к одной механике - надо искать законы, объясняющие самодвижение, саморазвитие предметов и явлений природы.

Настоящим же расцветом новоевропейской научной мысли стало зарождение нового стиля научного мышления, получившего при-

знание в немецкой критической философии. Необходимую для этого огромную научно-просветительскую работу провел немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Он предпринял анализ философского языка, определяя основные категории и понятия философии, и в научном обиходе до сих пор сохранилась большая часть его научнофилософской терминологии. Априорный анализ понятий и категорий, критическое осмысление результатов научных экспериментов подвели Вольфа к созданию единой рациональной и эмпирической науки, в том числе медицинской. Из разграничения теории и практики, знания и действия по-новому проявилось различие между теорией и практическими науками в медицине.

На базе этих критериев Вольф первым разработал, опираясь на философию Декарта и Лейбница, настоящую энциклопедию рационального познания мира. Цель истинной философии для Вольфа - это стремление к человеческому счастью, а оно неотделимо от процесса научного познания и объяснения мира природы и общества. Последнее же невозможно без наличия философской свободы, т.е. недостижимо без обеспечения свободы рациональной мысли ученого и ее самого широкого распространения в познании мира и общества. Рационально-гуманистические идеи Вольфа оказали значительное влияние на становление критической философской мысли в Германии.

Таким образом, ничем не омраченный, безмятежный рационализм господствовал в западной философии довольно долго (до середины XIX века) и придавал ей цельность. Но наступало время смены научной парадигмы и мировоззрения. Возникала принципиально новая наука, базирующаяся на математическом доказательстве. Считавшийся вечным и казавшийся наделенным божественными санкциями порядок в науках, построенных на традициях средневекового аристотелизма рухнул, и мир ученых ждал нового порядка. Требование нового порядка в науке такого же масштаба - главный императив новой эпохи. Поиски его - ответ на новый интеллектуальный вызов. В этих поисках смелые новаторы науки - Ф. Бэкон и Р. Декарт, Дж. Локк и Г.В. Лейбниц, Г. Галилей и И. Ньютон - во многом двигались по сходным путям, что не отменяло существенных различий между ними. Со стремлением к новому порядку в науке связана и ключевая идея эпохи, которую разделяли практически все видные исследователи, - идея правильного пути или метода, ведущего к цели.

Освобождающая от религиозных санкций научная система мышления и аргументации в пользу истинного познания постепенно набирала обороты. В ее основе - простые и понятные человеческие цели земного благоденствия, победы над болезнями, установления, как писал Бэкон, «царства человека» на основе реформы познания и его практического применения. Но все эти цели и задачи, этот гуманистический пафос все еще сочетались с привычной конфессиональной религиозностью. В частности, у Ф. Бэкона наука - путь раскрытия всемогущества Творца в мире природы через реализацию рационально-практического всемогущества человека. Вера в возвышающую и спасающую человека миссию науки, которую разделяли Ф. Бэкон и Р. Декарт, Г. Галилей и И. Ньютон, другие ученые того времени, сохранилась по сей день. Научное познание развивалось и вглубь, и вширь. Оно давало людям все новые средства для цивилизованной жизни.

С середины XVIII века началось развитие теории электричества и его использования. Были открыты связи между магнитными и электрическими явлениями, между органической и неорганической природой. Научный подвиг совершили М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Герц, создав учение об электромагнетизме. Английский ученый Майкл Фарадей (1791-1867) обнаружил электромагнитное поле. Это - открытие нового вида материи. А Джеймс Максвелл (1831-1879) математически обосновал идею Фарадея. Немецкий физик Генрих Герц (1857-1894) экспериментально подтвердил теоретические выводы Максвелла. Открытия этих физиков - самые крупные после открытий Ньютона. Они положили начало крушению механистической картины мира. «Результаты работ Фарадея, Максвелла и Герца, по мнению А. Эйнштейна, привели к развитию современной физики, к созданию новых понятий, образующих новую картину действительности» (Эйнштейн А. и Инфельд Л. Эволюция физики.

М., 1965. С. 102).

Аналогичный путь прошла и химия, изучающая вещества с целью получения новых, с заданными свойствами. Вместо первоначального описания явлений анатомической натурфилософией постепенно в химии в ходе научного поиска, направленного на понимание происхождения свойств веществ, стало складываться представление о химическом элементе. Аналитически изучались элементы, химические соединения, создавались новые материалы. На этом пути, как и в физике, пришлось отбросить разные «невесомые» материи (флогис-

тон) и перейти к точным количественным методам. Познание структуры вещества перевело химию на другой уровень познания - из чисто аналитической она все более становится синтетической. Химия перешла к исследованию процессов, для чего она стала использовать методы химической термодинамики и физической кинетики, неравновесной термодинамики, что дало ей ключ к управлению процессами. Такие закономерности наблюдаются и в развитии теоретической биологии - науки о живой природе.

Таким образом, в XIX веке ученым стало понятно, что прежние, пусть и классические понятия и законы, основанные на метафизических принципах, не могут играть роль универсальных законов, объясняющих развитие природы. В науку стали проникать и развиваться диалектические идеи, пропитывавшие разные виды науки - физику, химию, геологию, биологию, медицину и т.д. Так, в области биологии эволюционные идеи англичанина Ч. Дарвина (1809-1882) и открытия австрийца Г. Менделя (1822-1884) по-новому представили диалектический метод познания. А в химии важнейшим открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым в 1869 г. Это подтолкнуло ученых к поиску более мелких частиц. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон (1856-1940) обнаружил внутриатомную (элементарную) частицу - электрон и предложил электромагнитную модель строения атома. Этим открытием он заявил о сложной внутренней структуре атомов химических элементов.

Э. Резерфорд (1871-1937) в 1911 г. «проник» в атомное ядро, открыв внутриатомную частицу с положительным электрическим зарядом, которую он назвал протоном. Таким образом, физика вступила в новый мир познания - мир атомных частиц и процессов. М. Планк (1858-1947) в 1900 году по-новому представил картину электромагнитного поля, где вещество не излучает энергию иначе как конечными порциями, т.е. квантами. Он показал, как квант электромагнитной энергии может поглощаться и излучаться отдельным атомом, т.е. он ведет себя подобно корпускуле, частице, получившей название «фотон». И вот тогда обнаружилось, что законы этого мира принципиально отличаются от законов макромира. Этим физики побудили всех ученых к переосмыслению оснований науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.