Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские основания нового естествознания




Медицина, как и всякая другая сфера человеческой жизнедеятельности, основывается на некотором комплексе философских основа-

ний. Именно они дают определенные знания и сведения, формирующие научную картину мира. Сегодня в философии науки указывают на следующие виды философских оснований естествознания, и в том числе медицины: онтологические или бытийные, гносеологические или познавательные и еще ценностно-нормативные или нравственноправовые. Эти философские основания науки выступают как фундаментальные представления, понятия, категории, законы и принципы естествознания. Именно они определяют стратегию и тактику научного познания, интегрируя в единую систему многообразие фактов, а также теоретических и эмпирических данных.

Расширение и углубление научных исследований потребовало философского переосмысления оснований науки: понятий, идей, концептов, но прежде всего методов, определяющих путь и характер познания природы, общества и человека. Основания науки, определяющие смысл новых проблем познания естественных процессов, происходящих в мире, выступают в качестве исследовательской программы. Они служат системообразующим фактором всех научных знаний, выступают связующим звеном между наукой и другими формами общественного сознания. Активно основания науки стали разрабатываться философами науки в ХХ веке. Импульсом к этой научно-методологической деятельности послужили новации в физике, кибернетике, информатике, биомедицине и т.д.

Основания традиционной науки воздействуют на рост и углубление нового знания только до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов достаточно полно учтены в научной картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам научного исследования. Но по мере саморазвития науки, когда она сталкивается с необычными фактами функционирования объектов мира, возникает потребность в выработке качественно иного научного видения действительности по сравнению с тем, какое определялось сложившимися представлениями о мире. Новые объекты познания предполагают использование и качественно иных методов научного исследования. В этой новой, необычной ситуации познания уникальных свойств мира рост научного знания возможен только в результате радикальной перестройки всех оснований науки, которой требует эпоха новых научных революций.

При описании явлений атомного масштаба уже нельзя отвлекаться от тех физических условий, в которых они реально наблюдаются.

Квантовым величинам присущ характер относительности к средствам наблюдения. Так, В. Гейзенберг предупреждал: «Мы не можем избежать употребления языка, тесно связанного с традиционной философией. Мы спрашиваем: "Из чего состоит протон? Делим или неделим электрон? Сложной или простой частицей является фотон?" Однако это неверно поставленные вопросы, ибо слова "делить" или "состоять" в этой связи в значительной мере утрачивают свой смысл. Нашей задачей должно быть приспособление нашего мышления и нашего языка, т.е. нашей научной философии, к новой ситуации, созданной данными эксперимента... Неверно поставленные вопросы и неправильные наглядные представления автоматически просачиваются в физику частиц и уводят научные исследования в сторону от реальной природы» (Гейзенберг В. Успехи физических наук. Т. 12. Вып. 4. М.,

1977. С. 665).

Любая новая идея ученого, прежде чем стать общепринятым научным знанием или принципом научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования. Например, М. Фарадей, обнаружив в опытах электрические и магнитные силовые линии, попытался на этой основе ввести в научный оборот новые представления об электрическом и магнитном поле. При этом он столкнулся с необходимостью философски обосновать эти новые идеи. Предположение, что силы распространяются в пространстве с конечной скоростью от точки к точке, приводило к представлению о них (силах) как существующих в отрыве от их материальных источников. Но это противоречило старым теориям, так как силы всегда связаны с материей. Чтобы устранить это противоречие, ученый и предложил рассматривать поля сил в качестве особой материальной среды. Это позволило доказать наличие электрического и магнитного полей, имеющих такой же статус материальности, как и вещество.

В ХХ в. физика предложила принципиально новое объяснение мира - мира атомных частиц, процессов и отношений. Но чтобы построить модель атома, надо было создать принципиально иную физическую теорию - квантовую механику и предложить гипотезу о существовании кварков. Эти революционные новации в науке потребовали радикального пересмотра не только ее концептуальных основ, но и методологических принципов познания. И это происходит на определенном этапе состояния философии науки, когда дальнейшее функционирование научного познания затрудняется отсутствием

качественно нового знания механизмов исследования и объяснения мира. Тогда-то и возникла объективная потребность в смене концептуальной основы одних научно-философских систем другими, что привело в итоге к пересмотру статуса фундаментальных понятий и принципов науки, связи их с социально-культурными традициями эпохи.

Появление новой стратегии научного познания мира потребовало создать целостную систему взаимосвязи философии и науки. Выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев важным содержательным элементом в концептуальном обновлении содержания новой науки считал философское осмысление новых знаний, добытых наукой. При этом он отмечал, что философско-методологическими основаниями научного познания становятся полученные новые обобщения, а не заранее установленные умозрительные принципы. Они остаются неизменными, т.е. - законами. «В кажущемся хаосе, - писал он, - от звезд до атомов - движение, однако царствует строгий порядок». И продолжал: «Дух и внешность, материя и сила, отдельные лица и общество - все повинуется одним общим законам, и, постигая их в природе внешней, потому что это доступно, действуй с ними в гармонии, покорив ей свои мысли и волю» (Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно.

М., 1993. С. 90).

В естественной динамике научного познания мира со временем все большую роль начинают играть качественно иные обстоятельства исследования, связанные с радикальной перестройкой практически всех функциональных и организационных структур научной деятельности, задаваемых иными философскими основаниями науки. Эту перестройку в сочетании с попытками рассмотреть изучаемый мир не столько со стороны, а с некоторым субъективистским воззрением ученого И. Пригожин назвал расцветом научной революции. Философ науки Т. Кун разработал систему новых понятий, среди которых центральное место заняли такие, как «парадигма» и «научная революция». Согласно Куну, именно эта процедура смены старых концептов или научных парадигм и замена их на качественно новые свидетельствует об объективном процессе обновления философских оснований науки.

Итак, надо привыкать к принципиально новому характеру и научного познания, и философского объяснения мира. Классические науки, прежде всего физика и механика, вполне соответствовали практике,

имевшей дело с макротелами и к тому же движущимися с не очень большими скоростями. И только научные исследования электромагнитных волн, разных полей и связанных с ними обстоятельств заставили принципиально по-новому взглянуть на законы классической науки (механики). Это касается в первую очередь пространства и времени, скорости движения, фундаментальных понятий, определяющих построение современной картины мира. А. Эйнштейн доказал, что время не течет одинаково во всей Вселенной, его изменения зависят от взаимодействия всех движущихся систем. Пространство и время выступают теперь как единое четырехмерное образование, зависимое от скорости движения космических тел. На основе общей теории относительности учеными и философами разрабатываются современные модели нашей Вселенной.

В этой связи все модели Вселенной (научная картина мира) выступают как специфические формы систематизации научного знания, задающие теоретическое видение предметного мира самой науки соответственно определенному этапу ее функционирования и саморазвития. Модель (картина мира) Вселенной, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует реальную действительность. Вселенная как бесконечно сложная, развивающаяся реальность всегда значительно богаче, нежели любые представления о ней, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем за счет разного рода упрощений и схематизаций научная картина мира особо выделяется из бесконечного многообразия представлений о Вселенной. Именно подобная картина мира, научно объясняющая сущностные характеристики природы, позволяет осознать основную цель естественной науки и дать необходимую «пищу» для ее философского осмысления.

Поскольку сегодня существуют разные уровни систематизации научных знаний о Вселенной, которые позволяют сформировать новую научную картину мира, выделяют три основных ее типа. Соответственно можно указать и на три основных значения, в которых применяется понятие «научная картина мира» при характеристике процессов, структуры и динамики науки. Во-первых, оно указывает на особый горизонт систематизации знаний, полученных различными науками. Именно в этом значении и судят о современной научной картине мира, которая выступает как целостный образ Вселенной. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы понятий и представлений о самой природе,

складывающихся в результате синтеза достижений естественно-научных дисциплин. И, в-третьих, им определяется горизонт систематизации знаний в отдельно взятых науках, фиксируя целостное видение мира в предмете конкретного исследования.

Достижения в отдельных науках (физике, химии, биологии, медицине и т.д.), меняя радикально видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественно-научной и общенаучной картины мира, что приводит к пересмотру ранее сложившихся в науке самих понятий и представлений о действительности. Однако связь между радикальными изменениями в картинах реальности Вселенной и кардинальной перестройкой естественно-научной и общенаучной картин мира неоднозначна. Необходимо учитывать, что все новые научные картины бытия Вселенной предполагают постоянное развитие, совершенствование самих оснований науки. Так обстояло дело не только с теорией относительности, но и со всеми другими открытиями науки, которые меняли научную картину мира и через нее оказывали влияние и на перестройку оснований науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.