Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-нравственное и личностное развитие. Образовательная область: ребенок и общество цель: удовлетворение важнейших жизненных потребностей детей




 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: Удовлетворение важнейших жизненных потребностей детей, создание условий для их полноценной жизнедеятельности, для познавательного развития на основе возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей, для оптимального режима активности и отдыха. Содействие воспитанникам в осознании себя, своих социальных ролей, понимании других людей, общества, формирование патриотических чувств. Формирование у воспитанников адекватной самооценки, способности к оцениванию своего поведения, действий, их результатов; воспитание основ гуманного отношения к людям. Задачи: · формировать основы здорового образа жизни, умения безопасной жизнедеятельности; · формировать культурно–гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарные трудовые навыки;   · стимулировать интерес воспитанника к своему внешнему облику и внутреннему миру; · содействовать формированию положительного отношения к себе и позитивной самооценке; · формировать у воспитанников бережное отношение к труду взрослых; · раскрывать ребенку мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний взрослых и сверстников; · поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы, самостоятельности; · воспитывать умение использовать способы общения, принятые в обществе; · воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства; · приобщать к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;   · формировать способность осознавать себя во времени, субъектом деятельности; · формировать умение различать эмоциональные и физические состояния взрослых; · способствовать формированию позитивной «Я – концепции», гендерной идентификации, осознания себя личностью, понимания собственных желаний и возможностей их удовлетворения; · развивать любознательность, умение формулировать вопросы; · способствовать проявлению инициативности в деятельности; · формировать умения проявлять волевые усилия при преодолении трудностей; · создавать условия для проявления ребенком самостоятельности, уважения к себе, адекватной самооценки;   · развивать наглядно–образное мышление, память; ·развивать знаковую функцию сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов); · развивать активную игровую деятельность детей (сюжетно–ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Здоровье и личная гигиена · формирование осознанного отношения к правилам здорового поведения, сохранению правильной осанки в различных жизненных ситуациях, соблюдению распорядка дня (вовремя ложиться спать, принимать пищу, гулять на свежем воздухе); · первоначальные представления о путях созидания своего здоровья; содействие формированию бережного отношения к своему здоровью (не ходить во влажной одежде, мокрой обуви, строго регламентировать время занятий на компьютере); · воспитание внимательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылки здорового образа жизни. Понимание важности охраны зрения и слуха, негативного отношения к вредным привычкам. Формирование умения ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте не стесняться обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя; · формирование доступных представлений о взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на здоровье; · формирование представлений о направленности, содержании, рациональных способах выполнения процессов самообслуживания, ухода за предметами и игрушками, ухода за растениями и животными; · знание и соблюдение требований гигиены: заботиться о чистоте тела (перед едой быстро и тщательно мыть руки и лицо, после посещения туалета, а также при необходимости; чистить зубы утром и вечером, мыть ноги, уметь привести в порядок одежду, обувь; · умение самостоятельно готовить постель ко сну; · совершенствование умений детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду выворачивать на правую сторону, складывать одежду и обувь на место, пуговицы расстегивать и застегивать (спереди), с помощью воспитателя зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки, очищать обувь и одежду от снега; · формирование представлений о культуре поведения, в помещении, формирование умений быть опрятным, замечать неполадки на одежде, обуви, окружающих предметах и находить самостоятельно или с помощью взрослого способы их устранения. в течение года   2 учебных часа в неделю по образовательной области Познавательная практическая Наблюдения, обследование
Общение Коммуникативные ситуации, рассказ, беседа
Игровая Дидактические игры
Трудовая Поручения, дежурство
Художественная Чтение литературных произведений
Питание · овладение умением культурно есть: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, есть аккуратно, не мешать другим детям, полоскать рот после еды, убирать за собой посуду, приборы; · формирование представлений о продуктах питания, полезных для здоровья, о здоровом питании; · знакомство с элементарными правилами сервировки стола; · формирование представлений о профилактике заболеваний желудочно–кишечного тракта: есть только в установленных местах (не кушать в транспорте, во время прогулки во дворе, на улице), чистыми руками; · приобщение к участию в приготовлении несложных блюд; · качественное выполнение обязанностей дежурного: участие в сервировке стола, подаче блюд в процессе дежурства, соблюдение культуры общения со сверстниками и взрослыми. В течение года Познавательная практическая   Общение     Игровая   Трудовая Наблюдение, обследование, экспериментирование   Коммуникативные ситуации, Рассказ, беседа   Дидактические игры, сюжетно–ролевые игры   Поручения. Дежурства. Коллективный труд
Безопасность жизнедеятельности · знание номеров телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, скорой помощи, умение набирать нужный номер; · свободная ориентировка воспитанников в помещениях детского сада; · представления о поведении при случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.); · представления о мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных), о назначении лекарственных препаратов и о том, что без контроля взрослых их принимать нельзя (таблетки, витамины, микстуры, капли и др.); доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда. В течение года Познавательная практическая Наблюдение, обследование, экспериментирование, экскурсия
Общение Коммуникативные ситуации, Рассказ, беседа
Игровая Дидактические игры, сюжетно–ролевые игры
Трудовая Поручения
Элементарная учебная Занятия  
Взаимодействие со взрослым · выполнение просьб, поручений взрослого (раскладывать ложки, ставить салфетки, убирать игрушки и др.), оказание посильной помощи взрослым (воспитателю, родителям); · вовлечение в совместные игры с воспитателем, включение в разные ролевые диалоги, изменение содержания диалога в зависимости от смены ролей, умение обмениваться ролями с воспитателем и действовать в соответствии с новой игровой позицией; · обогащение представлений и знаний воспитанников о том, что человек, создавая предметы, заботится о нуждах, интересах людей, стремится, чтобы сделанные им предметы были не только полезными, но и удобными, красивыми; · воспитание бережного отношения к продуктам деятельности (взрослого, сверстников); · выражение взрослым положительных чувств, похвалы и положительной оценки, своих отрицательных переживаний по поводу поведения ребенка; «озвучивание» чувств ребенка, готовности их разделить. В течение года     Познавательная практическая Коммуникативная ситуация
Общение Беседа, рассказ
Игровая Сюжетно–ролевые игры, дидактические, театрализованные
Трудовая Поручения, дежурства
Художественная Чтение художественной литературы, различные виды театров
Элементарная учебная Занятия
Взаимодействие со сверстниками · проявление отзывчивости и содействия к переживаниям взрослых, сверстников; в то же время сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не отбирать игрушку и т.д.); · воспитание начал культурного общения: приветливо здороваться и прощаться; называть сверстника по имени; доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого; · совместное участие мальчиков и девочек на добровольных началах в выполнении заданий, труде с учетом традиционных представлений о мужских и женских ролях; соблюдение правил совместной деятельности и последовательности действий в коллективном труде; · развитие и саморазвитие вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика), приобретение первоначальных умений в дифференцированном использовании средств общения (в зависимости от его цели, способностей партнера по общению, его языка и т.п.). В течение года Общение Коммуникативные ситуации
Игровая Дидактические, сюжетно–ролевые, подвижные игры
Трудовая Дежурство, коллективный труд
Художественная Художественное творчество ребенка, развлечения
Элементарная учебная Занятия
Адаптивное социальное поведение · представления о правилах поведения и культурного общения с другими людьми; · проявление навыков социально одобряемого поведения в общественных местах; умение сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, умение подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, утверждать себя, не принижая других. В течение года Общение Коммуникативная ситуация, беседа
Игровая Все виды игр
Трудовая Дежурство, коллективный труд
Художественная Развлечения. Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная Занятия
Представления о родном крае, отношение к нему · представление о том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках, столица Беларуси – Минск; · обогащение представлений о своем городе; · приобщение детей к празднованию основных праздничных дат государства; знакомство с национальным флагом, гербом, гимном, с народными героями, белорусскими праздниками. В течение года Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия. Целевая прогулка
Общение Беседа. Рассказ. Коммуникативная ситуация
Игровая Сюжетно–ролевая игра. Подвижные игры
Художественная Рассматривание иллюстраций. Праздники, развлечения
Элементарная учебная Занятия
Представления о себе · знание своей фамилии, имени, возраста; · представления о росте и развитии ребенка, его уникальности и неповторимости; помощь в приобретении позитивного опыта самосознания и самовыражения. В течение года     Общение Беседа. Коммуникативная ситуация
Игровая Сюжетно–ролевая игра Игры–драматизации
Трудовая Поручения
Художественная Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная Занятия
Представления о других · знание имен родителей, других членов семьи; развитие и поддержка интереса и внимания к окружающим детям и взрослым, членам семьи; · развитие стремления видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит; формирование культуры чувств; · знакомство с профессиями работников детского сада; формирование представления о видах деятельности взрослых (на почте, в ателье, в магазине). В течение года Познавательная практическая Наблюдение. Экскурсия.  
Общение Беседа. Коммуникативные ситуации
Игровая Сюжетно–ролевые игры. Игры–драматизации. Дидактические игры
Художественная Художественное творчество ребенка, рассматривание иллюстраций, картин, праздники, чтение литературных произведений
Элементарная учебная Занятия
Самоэффективность и самоконтроль · формирование умения замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью к взрослым, товарищам; поддержка потребности в положительной самооценке, способствование укреплению веры в себя. В течение года Общение Беседа. Коммуникативная ситуация
Игровая Игры–драматизации Сюжетно–ролевые игры
Трудовая Поручения. Дежурство. Коллективный труд
Художественная Художественное творчество ребенка
Элементарная учебная Занятия.
Виды детской деятельности Познавательная практическая. Формирование умения рассуждать по аналогии, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Стимулирование познавательной активности, пробуждая любознательность и интерес ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Опора на эмоциональную память ребенка, его стремление к самостоятельному получению разнообразной информации, стимулирование поисковой активности. Задания на сосредоточенность и устойчивость внимания. Показ способов запоминания явлений окружающего мира, слов, действий. Перевод познавательной активности из непроизвольной в произвольную с учетом возможностей ребенка. Предоставление возможности испытать радость от узнавания нового, от решения познавательных задач. Общение. Руководство установленными правилами в самостоятельной организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие ситуативно–делового, делового общения. Создание условий для удовлетворения потребности ребенка в признании со стороны сверстников. Формирование детского коллектива, организуя совместную деятельность, деятельность в малых группах. Воспитание высших нравственных чувств (патриотизм, коллективизм, дружелюбие и др.). Помощь ребенку в освоении средств и способов общения (делиться игрушками, знакомиться, помогать, организовывать игры и др.), чтобы иметь благоприятное место и положение в системе межличностных отношений. Развитие социального интеллекта. Игровая. Развитие игры как ведущей деятельности. Действие ребенка в воображаемых ситуациях, исполнение игровых ролей, самостоятельное придумывание и соблюдение правил, придумывание обстоятельств действий и реплик персонажей, соотнесение ситуации игрового и реального взаимодействия людей. Организация совместных игр взрослых и детей со сменой позиций (ребенок исполняет роль взрослого, а взрослый – ребенка). Поддержка радостного настроения ребенка и его саморелизации в процессе освоения игровых действий и реализации игрового замысла. Трудовая. Поддержание желания помочь взрослому и стремления к самостоятельной активности. Раскрытие значения труда как основного вида деятельности человека, пробуждение гордости за трудовые успехи. Поддержка усилий ребенка в процессе освоения трудовых навыков, знакомство с профессиями, с трудом родителей, работой предприятий. Поощрение и стимулирование стремления к труду. Организация индивидуальной и совместной трудовой деятельности детей. Художественная. Выявление склонностей и интересов ребенка. Пробуждение высших эстетических чувств. Создание условий для эмоционального реагирования в процессе восприятия произведений искусства и от собственной художественной деятельности ребенка. Обучение произвольному воплощению художественного замысла. Развитие наглядно–образного мышления, образной памяти. Элементарная учебная (пропедевтика). Объяснение правил поведения в условиях регламентированной активности, учитывая возможности ребенка в освоении норм поведения. Знакомство со способами решения задач наглядно–действенным способом в сопровождении громкой речи. Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов. В течение года Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты.  
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ  
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)  
Трудовая Поручения, дежурства, коллективный труд  
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная Занятия
Психические познавательные процессы Сенсорика.Представления о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представления об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животного от условий их жизни и др.). Последовательное и системное обследование и восприятие предметов в процессе практических действий с ними, выделение в них отдельных частей, установление соотношений между ними, словесное описание действий, свойств, качеств. Правильное оценивание цвета, формы, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и др. на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов. Овладение набором эталонов формы и цвета. Развитие мелкой моторики (овладение новыми предметно–орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др., мелких предметов в деятельности). Восприятие пространства, времени, движения. Мышление.Развитие наглядно–образного мышления. Формирование операций мышления: сериация, классификация, обобщение, установление причинно–следственной связи на основе анализа, синтеза, сравнения и др. приемов. Определение причины явлений, заключающиеся в свойствах самих предметов («столик упал, потому что у него одна ножка»). Самостоятельность в выполнении этих действий. Выделение характерных признаков предметов, сравнение и группировка предметов по внешним свойствам, материалу, назначению (по двум признакам одновременно). Формирование знаковой функции сознания, действий со словами как со знаками. Овладение наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности, умением обдумывать свой замысел в игре и продуктивной деятельности. Развитие познавательных интересов, любознательности, стремления самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы («зачем?», «почему?», «для чего?» и др.). Понимание вопросов о качествах человека. Познание и оценка их в области практических действий. Использование дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр для формирования навыков произвольного поведения, умения подчиняться правилам. Память.Проявление произвольного запоминания в ситуации игровой деятельности, при выполнении игровой роли. Постановка ребенком задач на припоминание чего–то. Использование детьми приемов запоминания (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства и др.), подсказанных педагогом. Развитие всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной. Внимание.Развитие произвольности внимания, планирующей функции речи ребенка, позволяющей концентрировать внимание на предстоящей деятельности. Смены эмоционально окрашенных видов деятельности для направления и организации детского внимания. Создание условий для продолжительной сюжетно–ролевой игры. Умение целенаправленно организовывать собственную деятельность (в том числе и познавательную): внимательно слушать рекомендации взрослого и действовать в соответствии с ними. Воображение.Обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления, развитие репродуктивного и творческого воображения. Проявление воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач. Активизация речевого выражения впечатлений, эмоций и чувств. Обогащение эмоционального опыта ребенка. Развитие образности детского рассказа. В течение года     Ежедневно   до 1 – 1,5 часов   Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
Трудовая Поручение, дежурство, коллективный труд
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств*, художественное творчество ребенка* (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная Занятие
Способы познания Развитие познавательных мотивов, самостоятельности, активного познавательного отношения к окружающему. Овладение новыми предметно–орудийными действиями, использование их в новых условиях. Развитие внеситуативно–познавательнойформы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (задавать вопросы, слушать ответы и рекомендации и т.д.). «Теоретическое» сотрудничество со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в окружающем мире), сменяющее сотрудничество практическое. Стимулирование интереса к детскому экспериментированию. В течение года Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
Трудовая Поручение, дежурство, коллективный труд
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная Занятие



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.