Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ математиЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
|
Цель: формирование представлений о математических характеристиках окружающего мира, интереса к математике.
Задачи:
· формировать элементарные представления о количестве, пространственные и временные ориентировки;
· формировать умения группировать предметы по 1 признаку.
|
Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение
содержания
| Виды
детской деятельности
| Формы и методы организации
образовательного
процесса
|
Количество и счет
| · умение устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (наложение, приложение, графическое соотнесение); отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два», «три» (без счета);
· умение отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько-сколько», «поровну», «одинаково»;
· нахождение групп предметов «много» и «один» в обстановке знакомого помещения.
| В течение года
0,5 учебного часа в неделю по образовательной области
| Познавательная практическая
| Обследование, наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Сюжетная, дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Развлечения. Художественное творчество ребенка.
|
Величина
| · умение называть величинные характеристики («длинный», «короткий», «низкий», «высокий», «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий», «большой», «маленький») и показывать параметры величины предмета (длина, ширина, высота), толщину и величину в целом;
· умение сравнивать предметы по параметрам величины (длина, ширина, высота), по толщине и величине в целом наложением, приложением; обозначать результат сравнения словами длиннее -короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше, больше - меньше;
· построение упорядоченных (сериационных) рядов их 3-5 предметов;
· группировка предметов по параметрам величины.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование, наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Сюжетная и дидактическая игра
|
Трудовая
| поручение
|
Художественная
| Восприятие произведений искусства. Развлечения. Художественное творчество ребенка
|
Геометрические фигуры и форма предметов
| · умение различать называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр;
· группировка и классификация геометрических фигур по одному признаку (форма, величина, цвет)
| Со второй половины года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Игровая
Трудовая
| Сюжетная и дидактическая игра
|
Художественная
| Развлечения. Художественное творчество ребенка
|
Пространство
| · умение ориентироваться на листе бумаги (в середине листа, вверху, внизу, в уголках вверху, в уголках внизу);
· умение ориентироваться на себе, четко выделяя правую и левую стороны;
· ориентировка от себя в ближайшем (на расстоянии вытянутой руки) пространстве.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Обследование, наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Сюжетная и дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Восприятие произведений искусства. Развлечения. Художественное творчество ребенка.
|
Время
| · части суток (утро, день, вечер, ночь), времена года (зима, лето, весна, осень) на основе характерных действий детей в эти отрезки времени, ярких проявлений неживой природы.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, Рассказ, беседа.
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Художественная
| Восприятие произведений искусства. Развлечения. Художественное творчество ребенка.
|
Образовательная область: РЕБЕНОК И Природа
|
Цель:Осознание себя частью живой природы.
Задачи:
· формировать представления о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств;
· формировать представления о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека;
· формировать элементарные представления о строении органов чувств человека и их гигиене;
· формировать умения замечать изменения, происходящие в природе;
· воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать её;
· воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, желание заботиться о них.
|
Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение
содержания
| Вид
детской
деятельности
| Формы и методы организации образовательного
процесса
|
Неживая природа
| · отличительные свойства воды (агрегатные состояния), воздуха, песка (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, меняет свойства под воздействием воды – становится пластичным), глины (плотная, не пропускает воду), камней и т.д.;
· основные состояния погоды: холодно, тепло, жарко, пасмурно, солнечно, ветер, дождь, снег;
· умение отличать и называть день, ночь.
| В течение года
0,5 учебного часа в неделю по образовательной области
| Познавательная практическая
| Наблюдения.
Опыт. Эксперимент
|
Общение
| Беседа. Рассказ
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| поручения
|
Художественная
| Рассматривание произведений искусства, художественное творчество ребенка.
|
Растения
| · строение растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Растение живое. Чтобы выжить, ему необходимы все части: корень, стебель, листья;
· жизненные формы растений: дерево, кустарник и трава и их отличительные признаки (дерево высокое, имеет один ствол, кустарник имеет несколько стеблей (стволов), они тоньше, чем стволы у дерева, трава низкая, зеленая и т.д.);
· потребности растения в свете, влаге, тепле;
· особенности состояния конкретных растений в разные сезоны;
· отличительные признаки конкретных растений ближайшего окружения (2-3 дерева: ель, береза; 2 кустарника: сирень, смородина; 3-4 растения цветника: ноготки, бархатцы, тюльпаны, нарциссы; 3-4 растения огорода: лук, горох, бобы; 3-4 комнатных растения: бальзамин, колеус).
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, опыты, эксперименты, целевая прогулка
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения по уходу за растениями
|
Художественная
| Праздники, развлечения
|
Животные
| · особенности внешнего строения животных: количество конечностей, особенности головы, органов чувств, покрова и т.д.;
· рост и развитие животных;
· животные (кошка, собака, корова, лошадь, курица и др.; лиса, заяц, медведь и др.) и их детеныши;
· потребности животных, как живых существ, в свете, влаге, тепле, пище, жилище;
· сезонные изменения у животных. Особенности состояния конкретных животных в разные сезоны;
· отличительные признаки конкретных животных ближайшего окружения (птица, рыба, бабочка, жук).
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, опыты, эксперименты, целевая прогулка
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения по уходу за животными
|
Художественная
| Праздники, развлечения
|
Организм человека
| · элементарные представления о строении, защите органов чувств: глаза (разная форма и цвет, веки, ресницы, бережное отношение к глазам); нос (разная форма носа, крылья, ноздри, гигиена носа); уши (разная форма и размер, ушная раковина, слуховой проход, гигиена ушей); язык (гигиена полости рта); кожа (гигиена кожи);
· рост и развитие человека. Потребности человека в свежем воздухе, чистой воде, здоровой пище, тепле и т.д.;
· возрастные периоды в жизни человека и их смена: младенец – дошкольник – школьник – взрослый - старый
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, опыты, эксперименты
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения по самообслуживанию
|
Художественная
| Развлечения
|
Взаимосвязи в природе
| · характерные признаки времен года (изменение окраски листьев, дождливая погода- осень, короткий день, мороз, снег – зима и т.д.)
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, целевая прогулка
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения
|
Художественная
| Праздники, развлечения
|