Художественное и эстетическое развитие. Образовательная область: ИСКУССТВО Цель:Формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами
Цель:Формирование у ребенка эстетического отношения к миру и его художественное развитие средствами искусства. Развитие начальных форм музыкальности в процессе приобщения к музыкальной деятельности. Приобщение воспитанников к доступным им произведениям литературного искусства, миру словесного искусства и театра.
Задачи:
· формировать основы художественного восприятия, способы зрительного и тактильного обследования для уточнения представлений о предметах, игрушках, скульптурах малых форм (мелкой пластики);
· знакомить с доступными детскому восприятию видами изобразительного искусства (декоративно-прикладное, книжная графика);
· обеспечивать поддержку в узнавании и различении строительного материала (куб, призма, пластина, кирпичик);
· стимулировать детское конструирование из строительного материала и крупных деталей конструкторов типа «Лего», простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т.п.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают; машины едут по улице, въезжают в ворота и т. п.);
· формировать умение находить связь между знакомыми предметами, явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книгах;
· развивать эстетические чувства;
· стимулировать интерес к собственной изобразительной деятельности;
· вызывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций;
· развиватьмузыкально-сенсорную восприимчивость к звуковой действительности окружающего мира;
· обогащать художественный опыт детей музыкально-эстетическими впечатлениями;
· развивать начальные формы музыкальных способностей детей;
· содействовать накоплению первоначального художественного опыта на основе приобщения к музыкальной деятельности;
· вызывать и поддерживать интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
· воспитывать потребность в общении с музыкой;
· продолжать развивать у детей интерес к содержанию литературных произведений;
· формировать умение внимательно слушать небольшое стихотворение, сказку, рассказ, отвечать на вопросы по их содержанию;
· побуждать ребенка к выражению своего эмоционального отклика на литературные произведения (выполняя игровые действия и звукоподражания, соответствующие тексту, повторяя вслед за взрослым отдельные слова и выражения);
· поддерживать желание детей повторять потешки, короткие стихотворения;
· приобщать к пересказу совместно с взрослым небольших по объему сказок и рассказов;
· побуждать к участию в играх-драматизациях: вовлекать детей в инсценирование, проговаривание слов в сказке;
· способствовать перенесению опыта театрализованной игры и игры-драматизации в самостоятельные игры;
побуждать к самостоятельным играм с куклами настольного, пальчикового театров
Компонент
Содержание
Время, отведенное на изучение содержания
Виды детской деятельности
Формы и методы организации образовательного процесса
Изобразительная деятельность
(восприятие
произведений изобразительного искусства)
· Восприятие художественных произведений, стимулирование желания отвечать на элементарные вопросы по их содержанию.
· Формирование умения узнавать героев иллюстраций, откликаться не только на содержание образа, но и на его художественную форму (цвет, форма, форма основных частей и деталей и т.д.).
· Знакомство с декоративно-прикладным искусством, с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращая внимание на средства художественной выразительности; поддержка интереса детей к народной игрушке и желания играть с ней.
Знакомство с книжной графикой (иллюстрации В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу?», Е. Лось к книгам «Малышок» (составитель Р. Миронова)
В течение года
4 учебных часа в неделю по образовательной области
Обследование
Беседа; рассказ
Игры с художественным содержанием
Восприятие произведений, Развлечение с эстетической направленностью
Изобразительная деятельность
(рисование)
· освоение доступных способов изображения в рисовании и лепке на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм);
· знакомство со свойствами материалов (краски, карандаш) и элементарными приемами их использования;
· предметное рисование (цветок, рыбка, салют, следы на дорожке, солнышко и др.) и элементы декоративного рисования (точки, линии, мазки);
· линия (вертикальная, горизонтальная, волнистая; замыкание в форму). Примерные темы: цветы, листопад, елочка, ежик, утенок, зайка, платье, шарфик, неваляшка, флажки;
· цвет (знакомство с цветами спектра, освоение основных цветов, создание цветовых композиций);
· техника рисования (овладение элементарной техникой изображения, конструктивным способом рисования). Художественные техники: пальцеграфия, с помощью поролоновых тампонов.
Наблюдение; эксперименты с изобразительными материалами
Коммуникативная ситуация, рассказ
Игры с художественным содержанием
Восприятие произведений искусства, художественное творчество ребенка:
рисование;
аппликация
Изобразительная деятельность
(лепка)
· предметная лепка, элементы сюжетной. Примерные темы: блины, морковка, апельсин, пряники, конфеты, карандашики, грибок, большие и маленькие снеговики, кукла, курица с цыплятами;
· знакомство со свойствами материалов (глина, пластилин) и элементарными приемами их использования;
· форма (основная форма предметов, создание простейших форм: цилиндр (столбик), шар (колобок); преобразование для создания выразительного образа (шар сплющивать в диск, цилиндр в пластину);
техника изображения (приемы и способы): месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком; пользоваться стекой для украшения вылепленных форм.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение;
эксперименты с изобразительными материалами
Общение
Коммуникативная ситуация, рассказ
Игровая
Игры с художественным содержанием, обыгрывание готовых изображений
Художественная
Восприятие произведений искусства; художественное творчество ребенка: лепка
Изобразительная деятельность
(аппликация)
Аппликация (без наклеивания; с наклеиванием; с использованием дополнительного материала). Примерные темы: рыбки, домик, тележка, листочки, снеговик, флажок, самолеты.
Наблюдение;
эксперименты с конструктивными материалами
Общение
Коммуникативная ситуация; рассказ
Игровая
Сюжетно-ролевая; обыгрывание готовых изображений
Художественная
Художественное творчество ребенка
Музыкальная деятельность (слушание музыки)
· Обогащение художественного опыта детей музыкально-эстетическими впечатлениями,приобщение их к слушанию инструментальной и вокальной музыки (попевок, народных и сочиненных композиторами песен, выразительно исполненных взрослым (с музыкальным сопровождением и без него) («Юрачка», «Мiкiта», «Зайка», бел. нар. мел.; Плясовая «Ах, вы, сени…», М. Раухвергер; «Кукушка», Е. Тиличеева. «Зайчик», М. Парцхаладзе. «Плачет котик», Г. Фрид. «Козочка», «Мишка», «Барабан», В. Витлин; «Люлi, люлi, калышу», бел. нар. песня и др.);
· Формирование умений:
узнавать знакомые музыкальные произведения, исполняемые на фортепиано и других музыкальных инструментах;
различать веселый и грустный характер музыки, громкую и тихую динамику, быстрый и медленный темп её звучания.
· Развитие начальных форм ладового чувства, музыкально-сенсорных способностей: звуковысотного, динамического и тембрового музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
· Формирование интереса к детским музыкальным инструментам, умения различать их контрастное звучание: дудочка — колокольчик, треугольник — барабан, металлофон — бубен и др.
Музыкальная деятельность (пение)
(Музыкально-речевое интонирование и пение)
· Побуждение детей к произношению, подпеванию и пению легко произносимых, повторяющихся слов, фраз несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки (попевки: «Зайка», рус. нар. мел. и др.; песни: «Ах ты, коценька-каток» муз. А. Рэмізоўскай, сл. народные; «Елка», «Птичка» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; песни-игры: «В огороде заинька», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Лошадка», муз. А. Филиппенко; «Погуляли наши детки» муз. Я. Жабко и др.);
· Моделирование музыкального образа с помощью элементарных движений и звукоподражаний.
· Поощрение песенно-игрового творчества.
Музыкальная деятельность (музыкально-ритмические движения)
· Выполнение основных и несложных движений в упражнениях, плясовых движений (хлопки (в ладоши, по коленям), притопов (одной, двумя ногами), движений с атрибутами (индивидуально, в парах)), сюжетно-образных действий в играх по показу педагога и самостоятельно в соответствии с характером музыки, текстом песни (упражнения: «Марш», «Кто умеет лучше топать?», «Прогулка», муз. М. Раухвергера; «Ходим - бегаем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Мы идем», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Кукла шагает и бегает», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского и др.; пляски:«Ай-да!», муз. и сл. Г. Ильиной (обр. Т. Попатенко); «Пальчики-ручки», «Заинька, топни ножкой», рус. нар. мел.; «Юрачка», «Танец с погремушками», муз. и сл. Ю. Михайленко и др.);
· Умение двигаться в соответствии с характером и динамикой звучания музыки (ходьба, бег на месте, бег вперед-назад, прыжки на двух ногах), с предметами и образными игрушками (платочками, листьями, султанчиками и т.д.; куклой, мишкой) («Погремушки», «Пляска с цветами», Е. Тиличеева. «Пляска с платочками», В.Петрова. «Пляска с фонариками» и др.), менять движения в соответствии с частями музыкальной пьесы (двухчастная форма);
· Поощрять сопереживание музыкально-игровому образу, желание передать его характерные особенности элементарными музыкально-ритмическими движениями (Т. Ломова «Кошка», бел. нар. мел. «Верабейчык», «Зайчык», В. Герчик «Лошадка» и др.).
Художественная литература
(восприятие, выразительное чтение)
Малые фольклорные жанры: песенки, потешки, пестушки, заклички, приговорки, загадки и пр.
Произведения белорусских поэтов: стихотворения о животных, растениях, семье, природных явлениях, детях, праздниках.
Произведения русских поэтов: стихотворения о животных, растениях, игрушках, природных явлениях, профессиях, воспитании культурно-гигиенических навыков, вежливость.
Произведения зарубежных поэтов: стихотворения о животных, семье.
Произведения белорусских писателей: рассказы о птицах, животных, растениях, профессиях, природных явлениях, праздниках.
Произведения русских писателей: рассказы о животных, детях, птицах, природных явлениях, воспитании культурно-гигиенических навыков, личностных качества.
Произведения зарубежных писателей: рассказы о животных, растениях, семье; небольшие по объему авторские сказки.
в течение года
Общение
Коммуникативная ситуация.
Чтение
Игровая
Театрализованные игры
Художественная
Восприятие фольклорных произведений,
восприятие литературных произведений
Художественная литература
(восприятие, рассказывание)
Белорусские народные сказки: сказки о животных; бытовые сказки.
Русские народные сказки: сказки о животных; бытовые сказки.
Сказки народов мира: сказки о животных; бытовые сказки
Литературные сказки
В течение года
Общение
Коммуникативная ситуация.
Рассказ.
Художественная
Восприятие фольклорных произведений
Художественная литература (драматизация)
· участие в играх-драматизациях, в инсценировании, проговаривание слов в сказке;
· перенесение опыта театрализованной игры и игры-драматизации в самостоятельные игры;
· самостоятельные игры с куклами настольного, пальчикового театров.
В течение года
Игровая
Игры-драматизации
Художественная
Художественная деятельность ребенка: инсценирование
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ
БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ
“Сонейка-сонца”, “Мышка, мышка, дзе была”, “Гого-гого, гусачок”, “Верабейчык”, “Белабока-сарока”, “Трах-бах-тарабах”, “Божая кароўка”, “Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока”, “Люлі-люлі, люляшу”, “Ай, люлі-люлі-люлечкі”, “Ішла каза”, “Люлі-люлі-маленькі”, “Ходзіць певень па капусце”, “Люляю-люляю”, “А ты, коцінька-каток”, “Апсік, апсік, каточак”, “Кую, кую ножку”, “Гушкі, гушкі, гушкі”, “Сарока-варона”, “Мышка, мышка, дзе была?”, “Чыкі-чыкі, сарока”, “А ты, каток шэры”, “Люлі-люлі-люлечкі”, “Люлі-люлі-люлі”, “Кукарэку, певунок”, “Не хадзі, коцік”, “У куце сядзіць мядзведзь”, “Ладкі-ладком”, “Ладу, ладу, ладкі”, “Баю-баінку, баю”, “А курачка-рабушачка”, “Сядзіць мядзведзь на калодзе”, “Бычок”, “Іграў я на дудцы”, “Сядзіць сыч на капе”, “Вожык”, “Ідзі, ідзі, дожджык”, “Горкай, горкай, горачкай”.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ
«Солнышко-ведрышко!», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Кисонька-мурысенька», «Пошел котик на Торжок», «Ай, качи-качи», «Сорока-белобока», «Киска-киска», «Наша Маша», «Травка-муравка», «Идет коза рогатая», «Водичка-водичка», «Пальчик-мальчик», «Ножки», «Вот и люди спят», «Скок-поскок», «Божья коровка», «Ах, ты, радуга-дуга», «Из-за леса”, “Пошел котик во лесок”, “Уж как я ль …”.
ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ НАРОДОВ МИРА
«Я козочка» (лит., обр. А.Прокофьева и А.Чапурова), «Ой, в зеленом бору» (укр., обр. Р.Заславского), «Снегирек» (нем., обр. В.Викторова), «У маленькой Мэри» (англ., обр. С.Маршака), «Ветрено в марте» (англ., обр. С.Маршака), «Перчатки» (англ., обр. С.Маршака), «Не опаздывай» (англ., обр. С.Маршака), «Курочка моя» (чеш., обр. С.Маршака), «Дай молочка, буренушка» (чеш., обр. С.Маршака), «Ласточка проворная» (чеш., обр. С.Маршака), «Ежик и лисица» (чеш., обр. С.Маршака), «Веснянка» (укр., обр. Г.Литвака), «Люли, люли, моя крошка» (лит., обр. Ю.Григорьева), «Дождь, дождь!» (фр., обр. Н.Гернет и С.Гиппиус), «Ручки, спляшите» (фр., обр. Н.Гернет и С.Гиппиус), «Дедушка Рох» (польск., обр. Б.Заходера), «Сапожник» (польск., обр. Б.Заходера), «Пастушок» (болг., обр. А.Санина), «Лошадка пони» (шотл., обр. И.Токмаковой), «Крошка Вили Винки» (шотл., обр. И.Токмаковой)
БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
“Муха-пяюха”, “Коцік Петрык і мышка”, “Дзедава рукавічка”.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
«Колобок» (обр. К. Ушинского), «Калабок» (пер. А. Якімовіча); «Репка» (обр. К. Ушинского); «Рэпка» (пер. А. Якімовіча); «Теремок» (обр. М. Булатова), «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского), Казляняткі і воўк (пер. К. Станкевіча), “Золотое яічко” (обр. К.Ушінского).
СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
«Ленивая Бручолина» (ит., обр. Л. Вершинина), «Почему кот моется после еды» (лит., обр. З.Задунайской); «Крошка-Малышка» (шотл., обр. Н.Шерешевской), «О лисе и кошке» (инд., обр. В.Крашенинникова), «Воробей и лиса» (болг., обр. М.Клягиной-Кондратьевой).
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Л.Толстой «Три медведя», “Тры мядзведзі” (пер. А.Якімовіча); С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», “Хто сказаў “Мяў”?” (пер. А.Сачанкі).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ПОЭТОВ
З. Бядуля. “Гэй, мой конік”; В. Вітка. “Бабіны госці”, “Коця і Каця”, “Дожджык”; С. Сокалаў-Воюш. “Мышаня”, “Мішка”, “Авечка”, “Пчолка”; І. Муравейка. “Адмарозіў лапкі”, “Я сама”; А. Дзеружынскі. “Сняжынкі”, “Сані”; А. Якімовіч. “Мядзведзь”, “Ліска”; Н. Галіноўская. “Калыханка”, “Коцік-варкоцік”; Н. Тулупава. “Вушкі”; В. Іпатава. “Аладкі”, “Вавёрка”; Т. Кляшторная. “Дапамагу”, “Гападыня”, “Паўцякалі цацкі”; К. Буйло. “Дзіцячы сад”; А. Пысін. “Ластаўка”, “Матылёчкі-матылі”; Г. Багданава. “Збанок”, “Маляваны дыванок”; В. Гардзей. “Коцік”, “Часнок”, “Вітамін”; В. Коўтун. “Гусі”, “Цвічок”; М. Танк “Ехаў казачнік Бай”, “Галінка і верабей”; В. Шніп. “Кураняты”; Л. Шырын. “Доктар”; Ул. Луцэвіч. “Птушачка”, “Май”; М. Мятліцкі. “Сунічка”; П. Прануза. “Верабей прымае душ”, “”Грыбнік”; С. Грахоўскі. “Ласяня”; Г. Іванова. “Свята”; Г. Каржанеўская. “Пагладжу вожыка”; У. Карызна. “Самая лепшая”; Я. Крупенька. “Шпак”, “Аленка”; А. Лойка. “Верабейчык”, М.Чарняўскі “Новы год”, “Конік”; І.Шуцько “Яечка”, “Сняжок”; Е.Лось “Мая лялька”, “Зіма”; У.Корбан “Карова”, “Авечка”; К.Лейка “Гарабей”; К.Крапіва “З Новым годам”; П.Марціновіч “Навальніца”; М.Скрыпка “Карась”, “Шчупак”; М.Шаховіч “Чабурашка”.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ
А. Плещеев. «Травка зеленеет»; В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка»; Л. Мей. «Колыбельная песня»; М. Лермонтов. «Спи, младенец…» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Прокофьев. «Солнышко»; О. Высотская. «Холодно», «На санках», «Елочка», «Флажок»; В. Берестов. «Больная кукла»; А. Барто. «Птичка», «Кто как кричит», «Солнышко», «Снег», «Игрушки» («Козленок», «Лошадка», «Мячик», «Мишка», «Слон», «Грузовик», «Зайка», «Бычок», «Самолет», «Кораблик»); З. Александрова. «Ёлочка», “Катя в яслях”, “Капель”, “Топотушки” (“Утром”, “Вкусная каша”, “Топотушки”, “Сама”, “Раз, два, три, четыре, пять”, “Купанье”, “Что взяла, клади на место”, “Плохая девочка”); Е. Благинина. «Дождик, дождик…», «С добрым утром», «Свети, свети, солнышко»; М. Клокова. «Мой конь»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А.К. Толстой. «Колокольчики мои…» (отрывок); А.Пушкин «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер…» (Из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»); А. Введенский «Мышка»; Э.Мошковская «Митя – сам»; А.Фет «Кот поет, глаза прищуря»; Саша Черный «Жеребенок»; Д.Хармс «Веселые чижи».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПОЭТОВ
М. Мревлишвили. «Важный петух» (пер. с груз. Я. Акима); В. Стоянов. «Ласточка» (пер. с болг. В. Викторова), «Петух» (пер. с болг. В. Викторова), «Воробей» (пер. с болг. В.Викторова); М. Карем «Мой кот» (пер. с фр. М. Кудинова), «Цыпленок» (пер. с фр. М.Кудинова); В.Ладыжец «Наш Прокопчик» (пер. с укр. Т.Волгиной).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
А. Кобец-Філімонава. “Мароз, Чырвоны нос”, Т.Бушко “Сняжынка”.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
К. Ушинский. «Васька», “Два козлика”; Е. Чарушин. «Кто как живёт» («Заяц», «Белка»), «На нашем дворе»; Я. Тайц. «Поезд», «Цягнік» (пер. А. Сачанкі), «Карандаш», «Кубик на кубик», “Кубік на кубік” (пер. А. Сачанкі), «Кыш», «Праздник»; Н. Калинина. «Про жука», “Как Саша и Алеша пришли в детский сад”; Л. Толстой. «У Розки были щенки», «Пошла Катя», «Была у Насти кукла», «Тетя дала Вере меду»; В. Сутеев. «Три котёнка», «Цыпленок и утенок»; Л. Воронкова. «Бедовая курица»; Н.Павлова «На машине»; К.Чуковский «Цыпленок», “Куранятка” (пер. А.Сачанкі).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Д. Габе. «Моя семья» (пер. с болг. Р. Сефа); Д. Биссет «Га-га-га» (пер. с англ. Н. Шерешевской).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление