Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
|
Цель:Создание эмоционально-психологического комфорта для воспитанников, адаптивной среды их жизнедеятельности.Формирование нравственных общечеловеческих и национальных ценностей, содействие накоплению социального опыта, успешной социальной адаптации, формированию позитивного образа «Я»
Задачи:
· формировать позитивную эмоциональную настроенность воспитанников к приему пищи, обеспечивать питьевой режим и режим питания воспитанников в течение дня;
· обеспечивать физическую и психическую безопасность детей в течение дня, содействовать их устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности;
· формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
· воспитывать доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, желание заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т. д.) рядом и вместе с другими детьми;
· воспитывать навыки адаптивного поведения и общения (навыки преодоления дискомфорта, затруднения и т.д.);
· поддерживать уверенность в себе, своих силах, проявления первых самостоятельных желаний;
· формировать элементарные представления о себе и других (внешность, имя);
· развивать познавательные потребности, познавательный интерес к себе и миру людей, окружающей действительности;
· способствовать освоению воспитанниками предметной деятельности как ведущей;
· развивать сенсорно-перцептивные процессы и мелкую моторику в совместной предметной деятельности ребенка со взрослым;
·;развивать восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и речь, знаковую функцию сознания;
· развивать и поощрять интерес к практическому познанию свойств и функций предметов окружающей действительности.
|
Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды
детской деятельности
| Формы и методы организации образовательного процесса
|
Здоровье и личная гигиена
| · Приобщение к здоровому образу жизни.
· Формирование потребности в чистоте и опрятности, понимание их смысла (”для здоровья“, ”для красоты“, ”чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом“, ”чтобы взрослые радовались“).
· Формирование умений:
выполнять правила гигиены и навыки самообслуживания: чистить зубы, полоскать рот после приема пищи, умывать лицо, мыть руки перед едой и после каждого их загрязнения (самостоятельно засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, досуха вытираться полотенцем);
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), выворачивать одежду на лицевую сторону, складывать ее на место, расшнуровывать и расстегивать обувь, с помощью взрослого зашнуровывать или застегивать ее; овладевать простейшими действиями (надевать или снимать майку, платье и т.п.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание и др.);
замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью к взрослым.
· Поощрение осмысленного использования предметов индивидуального назначения: расческа, салфетка, стакан для полоскания, полотенце, носовой платок;
· Формирование представлений о процессах умывания, одевания, купания, уборки помещений: правильное называние этих процессов, предметов и действий.
| В течение года
2 учебных часа в неделю по образовательной области
| Познавательная практическая
| Обследование, наблюдения
|
Общение
| Коммуникативные ситуации, рассказ
|
Игровая
| дидактические игры
|
Трудовая
| поручения
|
Художественная
| Восприятие произведений
|
Питание
| · Показ примера позитивного примера здорового питания.
· Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанника, потребности самостоятельно пользоваться ложкой, не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее.
· Формирование умений выполнять элементарные поручения: после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол.
| Постоянно в течение года
| Познавательная практическая
| Обследование, элементарное экспериментирование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактические, сюжетно-отобразительные игры
|
трудовая
| Поручения
|
Безопасность жизнедеятельности
| · Элементарные правила поведения, способствующие сохранению своей жизни: не подходить близко к глубокой яме, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, держаться за перила, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы, в многолюдных местах надо держаться за руку взрослого;
· Соблюдение оптимального и рационального уклада жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физического благополучия, проявления внимания, ласки, заботы к воспитанникам при организации всех режимных процессов.
| Постоянно в течение года
| Познавательная практическая
| Обследование, элементарное экспериментирование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактические и сюжетно-отобразительные игры
|
Трудовая
| Поручения
|
Взаимодействие со взрослым
| · Формирование культуры поведения: здороваться, отвечать на приветствие взрослого, благодарить.
· Развитие и поддержка потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в общении и сотрудничестве с ним по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремления слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы (убрать в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.).
| В течение года
| Познавательная практическая
| обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактические, сюжетно-отобразительные, театрализованные игры
|
Трудовая
| Поручения
|
Художественная
| рассматривание иллюстраций, рисование, инсценировка сказок, потешек, песенок
|
Взаимодействие со сверстниками
| · Участие в совместной деятельности: игре, развлечении и т.д.
· Элементарные способы общения, умения обращаться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком.
| В течение года
| Общение
| Коммуникативные ситуации
Беседа, рассказ
|
Игровая
| игры
|
Трудовая
| поручения
|
Художественная
| Художественное творчество ребенка
|
Адаптивное социальное поведение
| · Представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова и т.д.).
· Применение общепринятых способов оказания и принятия помощи, выражения благодарности словом, улыбкой, жестом.
· Проявление сочувствия, умения пожалеть другого человека (взрослого или сверстника), если он обижен, огорчен, расстроен.
| В течение года
| Общение
| Коммуникативные ситуации
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручения
|
Представления о родном крае, отношение к нему
| · Элементарное осознание родственных связей, осознание себя членом семьи (примерные темы: Моя комната, Мой дом, Дом бабушки и дедушки).
· Представления о доступных воспитаннику культурных ценностях: родном городе (деревне), национальных праздниках и развлечениях.
· Первоначальные представления о родном крае (растения и животные, явления природы и т.д.).
| В течение года
| Познавательная практическая
| Целевая прогулка.
Наблюдения.
Обследование.
|
Общение
| Рассказ
Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Подвижная, дидактическая
|
Художественная
| Национальные праздники. Детские развлечения.
Восприятие произведений искусства.
Художественное творчество ребенка.
|
Представления о себе
| · Различение детей и взрослых по внешним признакам (одежде, прическе), имени, предпочтению игрушек.
· Осознание своей половой принадлежности.
· Создание условий для самопознания, узнавания себя в зеркале, на фотографии.
| в течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
наблюдение
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Представления о других
| Представления о родителях, близких взрослых.
| в течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдения
|
Общение
| Беседа
|
Художественная
| Рассматривание фото
|
Самоэффективность и самоконтроль
| · Действия по разрешению (когда можно) и остановка по запрету (когда нельзя).
· Проявление первых самостоятельных желаний («хочу», «не хочу»).
· Поддержка адекватной самооценки ребенка.
| в течение года
| Познавательная практическая
| Обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Различные игры
|
Трудовая
| Поручения
|
Художественная
| Художественное творчество ребенка
|
Виды детской деятельности
| Познавательная практическая.
Знакомство с предметами окружающего мира (природной и социальной среды), показ способов действия с ними, побуждение ребенка воспроизводить правильные способы, формирование перцептивных действий.
Побуждение ребенка переходить от манипулятивных к предметным, а затем и к орудийным действиям.
Поддержка и стимулирование проявлений познавательных потребностей ребенка, опираясь на непроизвольные познавательные процессы и преобладание эмоциональности над произвольностью.
Формирование умения действовать по замыслу, отсроченному от его реализации во времени.
Общение.
Расширение безопасного круга общения ребенка, переход от взаимодействия «рядом» к взаимодействию «вместе».
Организация эмоционально-делового общения, отклика на обращения ребенка в соответствии с его потребностями. Поддержка и отклик на просьбы ребенка рассказать об окружающем мире.
Помощь ребенку в установлении контактов с другими детьми. Создание условий для возникновения положительных эмоций в процессе общения.
Поддержка желания подражать положительным примерам взрослых и детей.
Игровая.
Побуждение к переходу от игры «рядом» к игре «вместе». Создание условий для эмоционального реагирования, появления желания участвовать в игре.
Помощь в освоении разных видов игрушек. Обучение способам использования игрушек и иных предметов в разных видах игр.
Трудовая.
Наблюдение за хозяйственно-бытовой (трудовой) деятельностью взрослых.
Предметы домашнего обихода (орудия труда), необходимые в хозяйственно-бытовом труде (веник, грабли, лопатка, стиральная машина и др.). Представления о результатах использования орудий труда.
Художественная.
Эмоциональный отклик в процессе восприятия произведений искусства.
Формирование навыков освоения предметов, с помощью которых осуществляется художественная деятельность (бумага, карандаш и др.).
| в течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты.
|
Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
|
Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
|
Психические познавательные процессы
| Сенсорика.Представления о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.
Различение предметов, контрастных по форме, цвету, величине.
Активное развитие зрительного и слухового восприятия.
Мышление.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышленияпри решении практических задач в процессе предметной деятельности и применении простейших орудий (переход от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям).
Развитие мыслительных процессов – переход от использования готовых связей между предметами (орудиями) или связей, показанных взрослыми, к их установлению и использованию в новых условиях.
Проведение обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности и закрепляющихся в слове.
Развитие знаковой функции сознания (пользование игрушками-заместителями, предметами-заместителями, словами, точками, линиями и др. знаками)
Развитие потребности детей в использовании одних предметов в качестве заместителей других.
Память.Активизация в процессе усвоения детьми жизненного опыта интенсивно развивающейся непроизвольной двигательной, эмоциональной и образной памяти.
Внимание. Воображение.Развитие воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций. Поддержка стремления «сочинять» и «воображать» собственные сказки и рассказы по собственному хотению.
| Постоянно в течение года
| Познавательная практическая
Общение
Игровая
Трудовая
Художественная
| Наблюдение, обследование
Коммуникативная ситуация
Игра (дидактическая, подвижная)
Поручение
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
|
Способы познания
| · умение располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения, собирать и разбирать пирамидки, вкладыши;
· формирование умения обследовать предмет детально (ощупывание, осматривание, прокатывание и др.);
· использование предметов-заместителей в игре; предметов-орудий (сачок, черпачок и др.);
· активизация умения задавать вопросы «Кто?», «Что?»;
· экспериментирование во всех видах деятельности;
· представления о свойствах предметов как о «постоянном» образце для определения свойств любых других предметов, как реальных, так и их изображений, представлений в памяти;
умение правильно выполнять действия без предварительного примеривания, делать зрительный выбор по образцу из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету (отношения по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше - меньше)).
| Постоянно в течение года
| Познавательная практическая
| наблюдение, обследование
|
Общение
| Коммуникативная ситуация
|
Игровая
| Дидактическая игра
|
Трудовая
| Поручение
|
Художественная
| восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д.).
|