Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-нравственное и личностное развитие




 

Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: Удовлетворение важнейших жизненных потребностей детей, создание условий для их полноценной жизнедеятельности, оптимального режима активности и отдыха; формирование первоначальных знаний национальных культурных традиций, сопричастности к современным событиям; формирование адекватных представлений о себе, о других, формирование навыков самоконтроля и адекватной оценки своих действий; образа «Я».   Задачи: · формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарные трудовые навыки; · создавать безопасные условия жизнедеятельности детей в течение дня: соблюдать соответствие предметной развивающей среды установленным требованиям, охранный режим воспитанника; обеспечивать эмоционально комфортное состояние каждого воспитанника, удовлетворение его потребности в одобрении, положительной оценке, признании как взрослыми, так и сверстниками; · формировать элементарные представления о безопасном поведении; · воспитывать самостоятельность, осознанное и положительное отношение к труду; · воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;   · формировать способность осознавать себя как члена детского общества; · развивать стремление видеть и понимать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние; · развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку и т. п.); · поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я сам!»); · использовать сензитивный период для развития самостоятельности;   · способствовать выходу из кризиса 3 лет, переходу от предметной деятельности к игре как ведущему виду деятельности; · формировать личностные новообразования и самосознание ребенка; формировать положительную самооценку; · способствовать осознанию своей половой принадлежности («Я – девочка», «Я – мальчик»), идентифицированию себя с представителями своего пола; · воспитывать чуткость и чувство сопереживания близким людям, сверстникам, героям детских сказок; · создавать условия для удовлетворения потребности в новых впечатлениях;   · развивать наглядно-образное мышление; · развивать сенсорно-перцептивные процессы и мелкую моторику, совершенствовать действия восприятия предметов и явлений; · развивать память на основе непроизвольного запоминания и воспроизведения; · развивать знаковую функцию сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков).
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Здоровье и личная гигиена · умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), складывать ее на место, с помощью взрослого зашнуровывать расшнуровывать и расстегивать обувь или застегивать ее; снимать, надевать и ставить обувь на место; · умение самостоятельно мыть лицо и руки: засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, умывать лицо, досуха вытираться полотенцем; · понимание значения всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом). · участие в поддержании порядка в групповой комнате и на участке: умения ставить и класть на место предметы быта, убирать игрушки после игр, бережно обходиться с ними, протирать детскую и игрушечную мебель; собирать листья, камешки, мусор на участке группы, участвовать в мытье игрушек; протирание пыли с крупных кожистых листьев комнатных растений; · участие в украшении группового помещения к празднику; · самостоятельное и правильное пользование расческой, носовым платком; · представления о предметах одежды и обуви, а также предметах, используемых в самообслуживании (мыло, полотенце, водопроводный кран и пр.); знание назначения этих предметов, способов пользования и гигиенических правил; · поддержка опрятного внешнего вида: радость от чистой, красивой одежды, аккуратной прически и, наоборот, отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной одежды, непричесанных волос. В течение года ежедневно   2 учебных часа в неделю по образовательной области Общение Коммуникативныеситуации
Игровая Дидактические игры
Трудовая поручения
Питание · формирование позитивного восприятия пищи, первичных представлений о ее полезности; · освоение культуры целостного процесса принятия пищи: спокойно садиться за стол и выходить из-за него, правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. В течение года   Познавательная практическая обследование, элементарное экспериментирование
Общение Коммуникативнаяситуация
Игровая дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры
Безопасность жизнедеятельности · ознакомление детей с безопасными условиями окружающей среды, правилами пожарной безопасности, безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома: запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых, осторожное передвижение при спуске по лестнице, правила пользования игровым, физкультурным оборудованием, купания в бассейне, водоемах; запрет приближаться к открытому окну, двери балкона, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми, выходить без разрешения за пределы участка детского сада, общаться с незнакомыми людьми, играть с бездомными животными; · формирование умения оберегать глаза от травм, переутомления (не трогать их грязными руками, не бросаться песком, использовать по назначению карандаши, рассматривание книг там, где много света); · формирование понимания того, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду; · представления о простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях: кровотечение носом, травма, ожог и др.). В течение года Познавательная практическая Наблюдение, обследование, элементарное экспериментирование
Общение Коммуникативная ситуация Рассказ беседа
Игровая дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры
Художественная художественное творчество воспитанника
Взаимодействие со взрослым · знание членов своей семьи, их имен; · представления о том, как в семье заботятся друг о друге; · понимание различий взрослых по половому признаку; · представления о некоторых особенностях внешности взрослых, умение узнавать людей в жизни и на картинке (фотографии); · развитие интереса к труду взрослого; · выполнение отдельных действий по указанию или поручению взрослого, в том числе и понимание заданий по общей инструкции по сервировке стола; · сервировать столы в определенной последовательности (застилать их скатертями, ставить хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, раскладывать ложки, вилки, ножи), украшать столы букетами цветов, после еды убирать на место хлебницы и салфетницы. В течение года     1-2 квартал     3-4 квартал Познавательная практическая Наблюдения
Общение Рассказ, беседа, коммуникативные ситуации
Игровая игры по сюжетам сказок, народные, дидактические, сюжетно-ролевые
Трудовая поручения
Художественная пение, рисование, различные виды театра, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин
Взаимодействие со сверстниками · различение плохих и хороших поступков детей по отношению друг к другу в жизни и на картинках, оценка их с помощью взрослого; · умение пользоваться уменьшительно-ласкательной формой имен, использовать вежливые обороты речи.   В течение года Общение Коммуникативные ситуации
Игровая Дидактическая игра
Художественная Художественное творчество ребенка
Адаптивное социальное поведение · умение высказывать свои желания, словесно выражать свои состояния; · овладение умением поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (ставить и класть на место предметы быта, убирать игрушки после игр). В течение года Познавательная практическая  
Общение Коммуникативная ситуация
Игровая Дидактические, сюжетно-ролевые игры
Трудовая Поручения, дежурство
Художественная Художественное творчество ребенка, развлечения
Представления о родном крае, отношение к нему · формирование позитивного отношения к себе, близкому окружению и событиям, в которых принимает участие; · знакомство со страной, в которой живешь – Республикой Беларусь; · знакомство с некоторыми народными и государственными праздниками; · знакомство с помещениями и территорией учреждения дошкольного образования, трудом работниковдетского сада В течение года Познавательная практическая Экскурсия Целевая прогулка Наблюдение
Общение Беседа, рассказ воспитателя.
Игровая Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра Подвижная игра
Художественная Праздники Восприятие произведений искусства, фотографий
Представления о себе · представления о своем внешнем виде, о частях тела, изменении своего социального статуса в связи с приходом в детский сад; · осознание своей половой принадлежности. · поощрение поведения, адекватного половой роли (примерные темы: «Я девочка, ты – мальчик», «Давайте познакомимся», «Дочки-матери», «Моя мама»); · осознание себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта («Мир звуков», «Поющий лес», «Путешествие по стране звуков»). В течение года Познавательная практическая Проблемные ситуации Наблюдение
Общение Беседа, рассказ воспитателя
Игровая Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Подвижная игра
Представления о других · знание частей лица человека, понимание отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей по выражению лица и жестам; · понимание особенностей внешнего вида детей (аккуратный, неряшливый); · проявление доброжелательного отношения к окружающим взрослым и сверстникам; · раскрытие ребенку мира чувств и переживаний взрослых и сверстников; · развитие интереса детей к трудовой деятельности взрослых, орудиям и результатам труда. Бережное отношение к продуктам деятельности взрослых. В течение года Познавательная практическая Наблюдение. Экскурсия  
Общение Беседа. Рассказ. Коммуникативная ситуация.
Игровая Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Игра-драматизация
Художественная Рассматривание произведений искусства, иллюстраций, фотографий, развлечения, чтение литературных произведений
Самоэффективность и самоконтроль · формирование навыков опрятности (работать аккуратно, спокойно, не отвлекаясь, поддерживать одежду и рабочее место в порядке), стремления к самостоятельности; · поддержка высокой общей самооценки личности ребенка, развивая образ «Я» («Я – хороший»); · Овладение началами психологической культуры, как внутренними (знаниевым), так и внешним (поведенческим) ее компонентами (представления о нормах поведения; частичное овладение культурой поведения).   В течение года Познавательная практическая Наблюдение Целевая прогулка Экспериментирование
Общение Беседа, рассказ
Игровая Игра-драматизация Подвижная игра Дидактическая игра
трудовая поручения
Художественная Художественное творчество ребенка. Праздники, развлечения
Виды детской деятельности Познавательная практическая. Создание условий перехода от любопытства к любознательности. Расширение границы привычных обстоятельств и условий жизни (в пространстве и во времени), освоение способов действий с предметами в условиях семьи и детского сада. Формирование перцептивных действий. Организация непроизвольного внимания, непроизвольного запоминания, решения задач наглядно-действенным способом, с использованием практического анализа и синтеза. Использование сензитивного периода для развития самостоятельности, устной речи. Содействие выходу из кризиса 3 лет, переходу от предметной деятельности к игре как ведущему виду деятельности. Активизация познавательной активности с помощью вопросов (что, кто, почему, где). Побуждение детей задавать вопросы, решать задачи в совместной деятельности ребенка и взрослого. Формирование диалогового мышления. Общение. Создание безопасной, комфортной атмосферы для удовлетворения потребности ребенка в межличностных отношениях и взаимодействии с другими людьми. Организация общения детей по интересам в малых группах, помощь в налаживании положительных отношений. Формирование первоначальных навыков эффективной коммуникации в соответствии с правилами культурного общения. Помощь ребенку в освоении средств и способов общения для установления контактов с другими детьми и близкими взрослыми (здороваться, смотреть в глаза, благодарить и т.д.), использования невербальных и вербальных средств общения. Игровая. Создание условий для проявления в игре навыков и способов действий с предметами окружающего мира, для переноса в игру (в воображаемую ситуацию) личного опыта ребенка, для удовлетворения личных желаний ребенка в образной символической форме, радостную атмосферу игрового освоения окружающего мира. Формирование умения ставить игровые цели, договариваться и соблюдать игровые правила. Предоставление возможности ребенку выигрывать. Трудовая. Организация наблюдения за хозяйственно-бытовой (трудовой) деятельностью взрослых. Привлечение к совместной хозяйственно-бытовой деятельности со взрослым (быть помощником). Способы работы с предметами (орудиями труда), необходимыми в хозяйственно-бытовом труде (веник, грабли, лопатка, стиральная машина и др.). Художественная. Эмоциональное реагирование (проявление эмоциональной отзывчивости) в процессе восприятия произведений искусства и собственной художественной деятельности ребенка. Приобщение к художественной деятельности, формирование навыков освоения предметов, с помощью которых осуществляется художественная деятельность (кисть, карандаш, мелки, краски и др.). Элементарная учебная (пропедевтика). Освоение способов действий с предметами окружающего мира. Знакомство со способами решения задач наглядно-действенным способом в сопровождении громкой речи. Создание обстановки занимательности, удовольствия от решения учебных задач. В течение года Познавательная практическая Наблюдение, Экскурсия, Целевая прогулка, Обследование, Опыты, Эксперименты
Общение Коммуникативная ситуация, Рассказ, беседа  
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)    
Трудовая Поручения    
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная занятия
Психические познавательные процессы Сенсорика.Представления о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах; словесное описание действий, свойств и качеств: сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Использование их как мерки, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький). Развитие всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глина, песок, вода и др.) и простыми безопасными инструментами (пластилин, краски, клей, деревянные бруски и др.). Активное восприятие предметов в процессе практических действий. Совершенствование умения ориентироваться в окружающем мире. Развитие мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности. Мышление.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного (как преобладающего) мышления. Формирование знаковой функции сознания (действиям со словами как со знаками, использование игрушек-заместителей и др.). Овладение простейшими наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (наглядный образец рисования, последовательность выполнения действий, последовательность рассказывания сказки и т.д.). Группировка предметов на основе одного из общепринятых представлений (по цвету, форме, величине, принадлежности к понятию). Установление простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями (обрезаем углы у квадрата – получаем круг, пригрело солнышко – растаял снег и т.п.). Развитие умения ребенка действовать по образцу(или по собственному несложному плану). Развитие любознательности (особенно к причинам явлений). Побуждение сравнивать, различать, называть. Стимулирование умения задавать вопросы о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно; о качествах человека. Развитие произвольности мышления и произвольности поведения. Память.Активизациянепроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств. Запоминание и воспроизведение материала. Внимание. Развитие устойчивости внимания при помощи словесных напоминаний и указаний на основе интереса к предметам и явлениям, игре. Создание условий для продолжительных ролевых игр. Создание эмоционально окрашенных ситуаций восприятия окружающей жизни, смены форм деятельности. Формирование сосредоточения внимания в процессе игровой деятельности. Воображение.Расширение возможности замещать реальные вещи и события воображаемыми (развитие знаковой функции сознания). Обогащение воображения через игровую деятельность, рисование, слушание сказок (рассказов), музыки, использование в игре предметов-заместителей. Обучение построению замысла игры. Обогащение личного опыта как основы развития воображения. В течение года   ежедневно     до 0,5-1 час     Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)  
Трудовая Поручение, коллективный труд  
Художественная Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная Занятия
Способы познания · развитие внеситуативно-познавательнойформы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?»); · побуждение к «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое; · организация взрослым самостоятельных познавательных действий детей (в игровой форме), направленных на выполнение конкретных заданий (т.е. стимулирование произвольного поведения); · экспериментирование во всех видах деятельности; · простейшее моделирование.   В течение года Познавательная практическая Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
Общение Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
Игровая Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
Трудовая Поручение, коллективный труд
Художественная восприятие произведений искусств,художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная занятия



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.