Цель: Удовлетворение важнейших жизненных потребностей детей, создание условий для их полноценной жизнедеятельности, оптимального режима активности и отдыха;
формирование первоначальных знаний национальных культурных традиций, сопричастности к современным событиям;
формирование адекватных представлений о себе, о других, формирование навыков самоконтроля и адекватной оценки своих действий; образа «Я».
Задачи:
· формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарные трудовые навыки;
· создавать безопасные условия жизнедеятельности детей в течение дня: соблюдать соответствие предметной развивающей среды установленным требованиям, охранный режим воспитанника; обеспечивать эмоционально комфортное состояние каждого воспитанника, удовлетворение его потребности в одобрении, положительной оценке, признании как взрослыми, так и сверстниками;
· формировать элементарные представления о безопасном поведении;
· воспитывать самостоятельность, осознанное и положительное отношение к труду;
· воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
· формировать способность осознавать себя как члена детского общества;
· развивать стремление видеть и понимать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние;
· развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку и т. п.);
· поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я сам!»);
· использовать сензитивный период для развития самостоятельности;
· способствовать выходу из кризиса 3 лет, переходу от предметной деятельности к игре как ведущему виду деятельности;
· формировать личностные новообразования и самосознание ребенка; формировать положительную самооценку;
· способствовать осознанию своей половой принадлежности («Я – девочка», «Я – мальчик»), идентифицированию себя с представителями своего пола;
· воспитывать чуткость и чувство сопереживания близким людям, сверстникам, героям детских сказок;
· создавать условия для удовлетворения потребности в новых впечатлениях;
· развивать наглядно-образное мышление;
· развивать сенсорно-перцептивные процессы и мелкую моторику, совершенствовать действия восприятия предметов и явлений;
· развивать память на основе непроизвольного запоминания и воспроизведения;
· развивать знаковую функцию сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков).
Компонент
Содержание
Время, отведенное на изучение содержания
Виды
детской
деятельности
Формы и методы организации образовательного процесса
Здоровье и личная гигиена
· умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы на одежде (спереди), складывать ее на место, с помощью взрослого зашнуровывать расшнуровывать и расстегивать обувь или застегивать ее; снимать, надевать и ставить обувь на место;
· умение самостоятельно мыть лицо и руки: засучивать рукава, намыливать руки, тщательно смывать мыльную пену водой, умывать лицо, досуха вытираться полотенцем;
· понимание значения всех процессов самообслуживания (для здоровья, для красоты, чтобы другим было приятно смотреть и быть рядом).
· участие в поддержании порядка в групповой комнате и на участке: умения ставить и класть на место предметы быта, убирать игрушки после игр, бережно обходиться с ними, протирать детскую и игрушечную мебель; собирать листья, камешки, мусор на участке группы, участвовать в мытье игрушек; протирание пыли с крупных кожистых листьев комнатных растений;
· участие в украшении группового помещения к празднику;
· самостоятельное и правильное пользование расческой, носовым платком;
· представления о предметах одежды и обуви, а также предметах, используемых в самообслуживании (мыло, полотенце, водопроводный кран и пр.); знание назначения этих предметов, способов пользования и гигиенических правил;
· поддержка опрятного внешнего вида: радость от чистой, красивой одежды, аккуратной прически и, наоборот, отрицательные эмоции от вида грязных рук, грязной одежды, непричесанных волос.
В течение года ежедневно
2 учебных часа в неделю по образовательной области
Общение
Коммуникативныеситуации
Игровая
Дидактические игры
Трудовая
поручения
Питание
· формирование позитивного восприятия пищи, первичных представлений о ее полезности;
· освоение культуры целостного процесса принятия пищи: спокойно садиться за стол и выходить из-за него, правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды.
В течение года
Познавательная практическая
обследование, элементарное экспериментирование
Общение
Коммуникативнаяситуация
Игровая
дидактические игры, сюжетно-отобразительные игры
Безопасность жизнедеятельности
· ознакомление детей с безопасными условиями окружающей среды, правилами пожарной безопасности, безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома: запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых, осторожное передвижение при спуске по лестнице, правила пользования игровым, физкультурным оборудованием, купания в бассейне, водоемах; запрет приближаться к открытому окну, двери балкона, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми, выходить без разрешения за пределы участка детского сада, общаться с незнакомыми людьми, играть с бездомными животными;
· формирование умения оберегать глаза от травм, переутомления (не трогать их грязными руками, не бросаться песком, использовать по назначению карандаши, рассматривание книг там, где много света);
· формирование понимания того, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду;
· представления о простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях: кровотечение носом, травма, ожог и др.).
· знание членов своей семьи, их имен;
· представления о том, как в семье заботятся друг о друге;
· понимание различий взрослых по половому признаку;
· представления о некоторых особенностях внешности взрослых, умение узнавать людей в жизни и на картинке (фотографии);
· развитие интереса к труду взрослого;
· выполнение отдельных действий по указанию или поручению взрослого, в том числе и понимание заданий по общей инструкции по сервировке стола;
· сервировать столы в определенной последовательности (застилать их скатертями, ставить хлебницы, салфетницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, раскладывать ложки, вилки, ножи), украшать столы букетами цветов, после еды убирать на место хлебницы и салфетницы.
В течение года
1-2 квартал
3-4 квартал
Познавательная практическая
Наблюдения
Общение
Рассказ, беседа, коммуникативные ситуации
Игровая
игры по сюжетам сказок, народные, дидактические, сюжетно-ролевые
Трудовая
поручения
Художественная
пение, рисование, различные виды театра, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин
Взаимодействие со сверстниками
· различение плохих и хороших поступков детей по отношению друг к другу в жизни и на картинках, оценка их с помощью взрослого;
· умение пользоваться уменьшительно-ласкательной формой имен, использовать вежливые обороты речи.
В течение года
Общение
Коммуникативные ситуации
Игровая
Дидактическая игра
Художественная
Художественное творчество ребенка
Адаптивное социальное поведение
· умение высказывать свои желания, словесно выражать свои состояния;
· овладение умением поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (ставить и класть на место предметы быта, убирать игрушки после игр).
В течение года
Познавательная практическая
Общение
Коммуникативная ситуация
Игровая
Дидактические, сюжетно-ролевые игры
Трудовая
Поручения, дежурство
Художественная
Художественное творчество ребенка, развлечения
Представления о родном крае, отношение к нему
· формирование позитивного отношения к себе, близкому окружению и событиям, в которых принимает участие;
· знакомство со страной, в которой живешь – Республикой Беларусь;
· знакомство с некоторыми народными и государственными праздниками;
· знакомство с помещениями и территорией учреждения дошкольного образования, трудом работниковдетского сада
В течение года
Познавательная практическая
Экскурсия
Целевая прогулка
Наблюдение
Общение
Беседа, рассказ воспитателя.
Игровая
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра
Подвижная игра
Художественная
Праздники
Восприятие произведений искусства, фотографий
Представления о себе
· представления о своем внешнем виде, о частях тела, изменении своего социального статуса в связи с приходом в детский сад;
· осознание своей половой принадлежности.
· поощрение поведения, адекватного половой роли (примерные темы: «Я девочка, ты – мальчик», «Давайте познакомимся», «Дочки-матери», «Моя мама»);
· осознание себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта («Мир звуков», «Поющий лес», «Путешествие по стране звуков»).
В течение года
Познавательная практическая
Проблемные ситуации
Наблюдение
Общение
Беседа, рассказ воспитателя
Игровая
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Подвижная игра
Представления о других
· знание частей лица человека, понимание отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей по выражению лица и жестам;
· понимание особенностей внешнего вида детей (аккуратный, неряшливый);
· проявление доброжелательного отношения к окружающим взрослым и сверстникам;
· раскрытие ребенку мира чувств и переживаний взрослых и сверстников;
· развитие интереса детей к трудовой деятельности взрослых, орудиям и результатам труда. Бережное отношение к продуктам деятельности взрослых.
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение. Экскурсия
Общение
Беседа. Рассказ. Коммуникативная ситуация.
Игровая
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая игра
Игра-драматизация
Художественная
Рассматривание произведений искусства, иллюстраций, фотографий, развлечения, чтение литературных произведений
Самоэффективность и самоконтроль
· формирование навыков опрятности (работать аккуратно, спокойно, не отвлекаясь, поддерживать одежду и рабочее место в порядке), стремления к самостоятельности;
· поддержка высокой общей самооценки личности ребенка, развивая образ «Я» («Я – хороший»);
· Овладение началами психологической культуры, как внутренними (знаниевым), так и внешним (поведенческим) ее компонентами (представления о нормах поведения; частичное овладение культурой поведения).
В течение года
Познавательная практическая
Наблюдение
Целевая прогулка
Экспериментирование
Общение
Беседа, рассказ
Игровая
Игра-драматизация
Подвижная игра
Дидактическая игра
трудовая
поручения
Художественная
Художественное творчество ребенка.
Праздники, развлечения
Виды детской деятельности
Познавательная практическая.
Создание условий перехода от любопытства к любознательности. Расширение границы привычных обстоятельств и условий жизни (в пространстве и во времени), освоение способов действий с предметами в условиях семьи и детского сада.
Формирование перцептивных действий.
Организация непроизвольного внимания, непроизвольного запоминания, решения задач наглядно-действенным способом, с использованием практического анализа и синтеза.
Использование сензитивного периода для развития самостоятельности, устной речи.
Содействие выходу из кризиса 3 лет, переходу от предметной деятельности к игре как ведущему виду деятельности.
Активизация познавательной активности с помощью вопросов (что, кто, почему, где). Побуждение детей задавать вопросы, решать задачи в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Формирование диалогового мышления.
Общение.
Создание безопасной, комфортной атмосферы для удовлетворения потребности ребенка в межличностных отношениях и взаимодействии с другими людьми.
Организация общения детей по интересам в малых группах, помощь в налаживании положительных отношений. Формирование первоначальных навыков эффективной коммуникации в соответствии с правилами культурного общения.
Помощь ребенку в освоении средств и способов общения для установления контактов с другими детьми и близкими взрослыми (здороваться, смотреть в глаза, благодарить и т.д.), использования невербальных и вербальных средств общения.
Игровая.
Создание условий для проявления в игре навыков и способов действий с предметами окружающего мира, для переноса в игру (в воображаемую ситуацию) личного опыта ребенка, для удовлетворения личных желаний ребенка в образной символической форме, радостную атмосферу игрового освоения окружающего мира. Формирование умения ставить игровые цели, договариваться и соблюдать игровые правила.
Предоставление возможности ребенку выигрывать.
Трудовая.
Организация наблюдения за хозяйственно-бытовой (трудовой) деятельностью взрослых. Привлечение к совместной хозяйственно-бытовой деятельности со взрослым (быть помощником).
Способы работы с предметами (орудиями труда), необходимыми в хозяйственно-бытовом труде (веник, грабли, лопатка, стиральная машина и др.).
Художественная.
Эмоциональное реагирование (проявление эмоциональной отзывчивости) в процессе восприятия произведений искусства и собственной художественной деятельности ребенка. Приобщение к художественной деятельности, формирование навыков освоения предметов, с помощью которых осуществляется художественная деятельность (кисть, карандаш, мелки, краски и др.).
Элементарная учебная (пропедевтика).
Освоение способов действий с предметами окружающего мира.Знакомство со способами решения задач наглядно-действенным способом в сопровождении громкой речи. Создание обстановки занимательности, удовольствия от решения учебных задач.
Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
Трудовая
Поручения
Художественная
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная
занятия
Психические познавательные процессы
Сенсорика.Представления о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах; словесное описание действий, свойств и качеств: сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Использование их как мерки, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький).
Развитие всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глина, песок, вода и др.) и простыми безопасными инструментами (пластилин, краски, клей, деревянные бруски и др.). Активное восприятие предметов в процессе практических действий.
Совершенствование умения ориентироваться в окружающем мире.
Развитие мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности.
Мышление.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного (как преобладающего) мышления.
Формирование знаковой функции сознания (действиям со словами как со знаками, использование игрушек-заместителей и др.).
Овладение простейшими наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (наглядный образец рисования, последовательность выполнения действий, последовательность рассказывания сказки и т.д.).
Группировка предметов на основе одного из общепринятых представлений (по цвету, форме, величине, принадлежности к понятию). Установление простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями (обрезаем углы у квадрата – получаем круг, пригрело солнышко – растаял снег и т.п.).
Развитие умения ребенка действовать по образцу(или по собственному несложному плану).
Развитие любознательности (особенно к причинам явлений). Побуждение сравнивать, различать, называть.
Стимулирование умения задавать вопросы о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно; о качествах человека.
Развитие произвольности мышления и произвольности поведения.
Память.Активизациянепроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств. Запоминание и воспроизведение материала.
Внимание. Развитие устойчивости внимания при помощи словесных напоминаний и указаний на основе интереса к предметам и явлениям, игре.
Создание условий для продолжительных ролевых игр.
Создание эмоционально окрашенных ситуаций восприятия окружающей жизни, смены форм деятельности. Формирование сосредоточения внимания в процессе игровой деятельности.
Воображение.Расширение возможности замещать реальные вещи и события воображаемыми (развитие знаковой функции сознания).
Обогащение воображения через игровую деятельность, рисование, слушание сказок (рассказов), музыки, использование в игре предметов-заместителей.
Обучение построению замысла игры.
Обогащение личного опыта как основы развития воображения.
Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, театрализованная)
Трудовая
Поручение, коллективный труд
Художественная
Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
Элементарная учебная
Занятия
Способы познания
· развитие внеситуативно-познавательнойформы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?»);
· побуждение к «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое;
· организация взрослым самостоятельных познавательных действий детей (в игровой форме), направленных на выполнение конкретных заданий (т.е. стимулирование произвольного поведения);
· экспериментирование во всех видах деятельности;
· простейшее моделирование.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление