Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций




Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций

Способность когнитивных процессов вызывать эмоции суще­ственно возрастает, когда они касаются значимых для индивида событий, т.е. тех, которые являются предметом желаний или, на­оборот, представляют опасность. Иными словами, сами когнитив­ные процессы стимулируются аффектом, создаваемым биологи­чески или социально значимыми воздействиями (или их отсут­ствием), и только вторично они вносят свой дополнительный вклад в развитие и содержание эмоций, часто радикально изменяя их-

Существует большой круг эмоциональных явлений, возника­ющих в составе безусловных рефлексов. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных пере­живаний. Это отчетливо демонстрируют реакции новорожденных. Ощущение сладости сопровождается выражением интереса. По­падание в рот чего-либо горького вызывает реакцию отвращения. Другим простым примером эмоции в составе безусловного реф­лекса является переживание боли. В исследованиях на животных показано, что между аверсивной стимуляцией (в частности, бо­левой), гневом и агрессией существуют внутренние связи. Когда животные содержатся вместе и подвергаются наказанию, они ча­сто начинают драться. И. Беркович (Вегкотгг I., 1990) исследо­вал отношения боль—гнев—агрессия у человека, использовав воз­действие холодной воды, высокой температуры и противных за­пахов. Он подтвердил, что боль, а также неприятная стимуляция могут быть достаточной причиной, чтобы вызвать эмоцию гнева и агрессии.

Многие эмоции не требуют участия коры и осознанных про­цессов обработки информации. Дж. ЛеДокс (ЬеОоих.1.Е., 1989) исследовал подкорковый путь для условнорефлекторной реакции страха у крыс с удаленной зрительной и слуховой корой. Он пока­зал, что реакция страха может реализоваться с помощью подкор­ковых структур таламуса и миндалины.


Отношения эмоциональных и когнитивных процессов можно описать следующим образом. Мы сначала чувствуем, а только за­тем узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Чувство в опреде­ленном смысле определяет то, что мы знаем, так как оно задает направление, в котором развивается мыслительная деятельность. При этом сами когнитивные, оценочные операции, которые влия­ют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. По существу, чисто когнитив­ной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значи­мый стимул — это единство аффективно-когнитивных процессов.

К некогнитивным факторам, вызывающим эмоции, П.В. Си­монов относит потребность и оценку возможности (вероятности) ее удовлетворения, которую субъект совершает непроизвольно и часто неосознанно.

Им разработана потребностно-информационная теория эмоций, согласно которой правило возникновения эмоций выражается в следующей структурной формуле:

Э = [П, (Ин - Ис),...],

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности удов­летворения потребности на основе врожденного и онтогенетичес­кого опыта; Ин — информация о средствах и времени, прагмати­чески необходимых для удовлетворения потребности; Ис — ин­формация о существующих средствах и времени, которыми реально располагает субъект в данной ситуации.

Согласно информационной теории эмоций положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информа­ции по сравнению с ранее существующим прогнозом (при «мгно­венном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достиже­ния цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Отри­цательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятель­ности субъекта. Многообразие эмоций согласно концепции опре­деляется многообразием потребностей. Эмоций столько сколько потребностей. У человека витальные потребности (голод, жажда и Др.) дополнены социальными и идеальными потребностями. Сре­ди последних выделяют идеологические потребности ~- производ­ные от социальных и идеальных. Объединение витальных с соци-


Самосохранение (отрицательные эмоции)

Саморазвитие (положительныеэмоции)

 


ВИТАЛ ЬНЫЕ Т

н

Этнические

Н

СОЦИАЛЬНЫЕ Т

н

н

Идеологические к-| ИДЕАЛЬНЫЕ

 


I '   ^ 1 "       ^А           ^            
Родительские |«—— ^я се6я"   "ДЛЯ ДруГИХа (обязанности)   Духовные (совесть)    
         
         
                     
Потребность в вооружении   Потребность преодоления (воля)    
+   +    
сотреГепсе апуе   «рефлекс свободы*    
         
     
Вктальные инстинкты Зоосоииальные (голод, жажда и т.п.) инстинкты   Исследовательский инстинкт    
                         

Рис. 39. Классификация основных потребностей человека (по П.В. Симо­нову, 1997).

альными потребностями создает этнические потребности, кото­рые также могут быть источником эмоций. Социальные потребно­сти вместе с потребностью для других формируют духовные по­требности (совесть). Классификация потребностей по П. В. Симо­нову показана на рис. 39.

В 1984г. американские исследователи Д. Прайс и Дж. Баррелл (Рпсе О., ВаггеП У., 1984) провели психологические исследова­ния с целью проверки потребностно-информационной теории эмоций. Для этого они предложили испытуемым мысленно пред­ставить событие, которое у них было связано с эмоциональными переживаниями- Затем на специальных шкалах испытуемый отме­чал силу эмоционального переживания, предполагаемую вероят­ность достижения цели и силу желания разрешить проблему, ко­торая вызвала эмоции. Количественная обработка полученных дан­ных подтвердила зависимость трех переменных; эмоции, силы потребности и вероятности ее удовлетворения. Исследователи на­звали эту зависимость общим законом человеческих эмоций.

В 1988 г. канадский психолог Ж. Годфруа (1992) воспроизвел зависимость эмоции от количества информации, выразив это сле­дующим образом: «Эмоция = Необходимая информация - Имею­щаяся информация» (С. 259).


П. В. Симонов полагает, что функция прогнозирования веро­ятности удовлетворения потребности (вероятности подкрепления) поделена между двумя информационными структурами мозга — фронтальными отделами новой коры и гиппокампом. Фронталь­ная кора ориентирует поведение на высоковероятные события в отличие от гиппокампа, реагирующего на сигналы маловероятных событий. Известно, что чем выше у интактного животного вероят­ность подкрепления, тем быстрее вырабатывается условный реф­лекс. После разрушения фронтальной коры формирование пище­вого условного рефлекса при низкой вероятности подкрепления заметно ускоряется по сравнению с интактным животным. Этот результат объясняют тем, что после разрушения одного из двух блоков информационной системы, состоящей из фронтальной коры и гиппокампа, мозг перестает дифференцировать высоко- и низ­ковероятные события. Поэтому сигналы, подкрепляемые с разной вероятностью, становятся одинаково эффективными.

Гиппокамп выделяет низковероятные события, обеспечивает выработку условного рефлекса на низковероятном подкреплении условного сигнала. Крысы после удаления гиппокампа неспособ­ны вырабатывать условные рефлексы при низко вероятном под­креплении (в 25 и 30% случаев). Хотя при подкреплении пищей в 100 и 50% случаев гиппокампэктомированные крысы и отстают от интактных, но все же с задачей справляются. Следует сказать, что необходимость различать высокую и низкую вероятность подкреп­ления всегда является трудной задачей даже для интактного жи­вотного и требует много времени.

Для проверки функции гиппокампа, состоящей в выделении низковероятных событий, исследователи использовали экспери­ментальную модель Э.А. Асратяна в виде выработки условнореф-лекторного переключения разнородных условных рефлексов, когда один и тот же сигнал (звук) утром подкреплялся пищей с высо­кой вероятностью и болевым раздражителем с малой вероятнос­тью, а вечером отношения менялись на противоположные. В тече­ние 10 дней интактная крыса безуспешно пыталась выработать ус-ловнорефлекторное переключение. Однако после двустороннего удаления гиппокампа у нее сформировалось устойчивое условно-рефлекторное переключение и она реагировала на один и тот же стимул утром пищевым, а вечером оборонительным рефлексом в соответствии с тем, какое подкрепление наиболее часто применя­лось. Хирургическая операция не только облегчала выработку реф­лексов, но и устраняла признаки эмоционального напряжения (по показателю частоты сердечных сокращений), которое обычно на­блюдается в таких опытах. Результаты этих исследований объясня-

12-3341


ют тем, что оперированные животные не измеряют (игнорируют) низковероятные события (подкрепление), что упрощает их задачу. Крысы ориентируются лишь на высоковероятное подкрепление пищей утром и высоковероятное наказание вечером-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.