Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория обратной лицевой связи как одного из механизмов эмоций




Впервые мысль о роли мимических реакций в генезе эмоций более 100 лет назад была высказана Ч. Дарвином (1872). Он под­черкивал регулирующую функцию выразительного поведения лица,


усиливающего или ослабляющего эмоцию: свободное выражение эмоций с помощью внешних реакций усиливает субъективное пе­реживание, подавление же внешних эмоциональных проявлений смягчает его. Эта идея положила начало гипотезе о роли обратных связей в развитии эмоций. Однако в дальнейшем ее проверка по­шла не по пути изучения вклада мимических движений в разви­тие эмоций. Вниманием исследователей завладела мысль, выска­занная У. Джеймсом (\У. Татез), о роли висцеральных сигналов в происхождении эмоций. Он считал, что эмоция — это осознание ощущений, создаваемых сердцебиением и прерывистым и быст­рым дыханием. В то же время он полагал, что эмоция зависит так­же и от телесных изменений в виде напряжения мускулатуры, которое меняется с настроением, причем эта разница ощущается и отражается в эмоции. Однако представление У. Джеймса о роли лицевых реакций в развитии эмоций долгое время не получало развития. Скорее всего это произошло из-за объединения пози­ций У. Джеймса и К. Ланге (Ьап§е К.). Ланге же утверждал, что основу эмоций образуют только вазомоторные изменения во внут­ренних органах и железах. Все другие проявления эмоций, вклю­чая моторный и субъективный компоненты, возникают вторично. Постепенно в теории эмоций Джеймса — Ланге понятие телесных изменений было сужено до висцеральных реакций, иннервируе-мых автономной нервной системой. Серьезной критике эта теория была подвергнута физиологом У. Кэнноном (Саппоп \У.В.), кото­рый в серии опытов на животных с денервацией внутренних орга­нов показал,что висцеральные процессы не играют ведущей роли в развитии эмоций.

Особое значение обратной связи от мимических мышц в воз­никновении эмоций придавал Сильвин Томкинс (Тоткша 5.5., 1980), который считал, что эмоция — это в основном мимические реакции. Проприоцептивная обратная связь от лицевых мышц транс­формируется в осознанную форму, порождая эмоциональное пе­реживание. Аргументируя свою теорию, он подчеркивает, что мы­шечная система лица более тонко дифференцирована, чем висце­ральная, а скорость ее реакций сопоставима со скоростью возникновения эмоций. Непроизвольные реакции лица очень ус­тойчивы к угасанию.

Вслед за С. Томкинсом гипотеза лицевой обратной связи полу­чила разработку в трудах Э. Геллгорна (СеПеот Е.) и К. Изарда (1980). В теории эмоций К. Изарда мимические комплексы играют центральную роль, определяя специфику эмоций. В составе эмо­ции он выделяет три компонента: активность мозга и центральной нервной системы; активность поперечнополосатой мускулатуры,


системы мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи от нее в мозг (лицо — мозг); субъективное переживание. По К. Изарду, обратная связь от лица актуальна для нашей осведом­ленности об эмоциях. Однако эта осведомленность — не столько о проприоцептивных и кожных импульсах, создаваемых улыбкой или нахмуриванием, сколько о переживаемой радости или гневе, т.е. мышечный паттерн воспринимается как сигнал определенного эмо­ционального состояния.

Объясняя механизм влияния лицевой экспрессии на эмоцио­нальные переживания, Р. Заянц (2а]опс К.) в модифицированном варианте возродил сосудистую теорию эмоционального выраже­ния (УаасиЬг ТЬеогу оГ ЕтоПопа! Епегепсе), предложенную в на­чале XX в. И. Уэйнбаумом (\УаупЬаит I.).

И. Уэйнбаум отметил тесное взаимодействие между лицевыми мышцами и мозговым кровотоком и предположил, что мышцы лица регулируют кровоток, противоположно воздействуя на вены и артерии, усиливая приток крови в мозг или ее отток. Изменения кровотока сопровождаются сменой субъективных переживаний. И. Уэйнбаум не был согласен с Ч. Дарвином, что функция мими­ки — сообщать другим о своем эмоциональном состоянии. Он пола­гал, что коммуникативная функция эмоций является вторичной.

Р. Заянц в отличие от И. Уэйнбаума утверждает, что мышцы лица не могут регулировать артериальный кровоток, но могут вли­ять на отток венозной крови. В одном из экспериментов Р. Заянц с коллегами (Аае1тапп Р.К., 2а]опс К..В., 1989) вдували в ноздри обследуемых холодный (19°) и теплый (32°) воздух, наполненный каким-либо ароматом, и просили оценивать степень его приятно­сти. Некоторые стимулы были нейтральными, не содержали запа­ха. Оказалось, что холодный воздух без запаха всегда оценивается как неприятный, а теплый без запаха, наоборот, — как приятный. Результаты были оценены как подтверждение тому, что знак эмо­ции (гедонический тон) зависит от температуры мозга. Изменение температуры мозга, вызываемое через кровоток, достигнув гипо­таламуса, меняет нейрохимию мозга за счет высвобождения или синтеза температурно-зависимых пептидов и нейротрансмиттеров. Лицевые мышцы через кровоток влияют на температуру мозга и из­меняют эмоциональные переживания. Сосудистую теорию эмоций подтверждают данные о связи знака эмоций с температурой лба.

В пользу висцеральной теории эмоций говорит и наличие сис­тематической корреляции между изменениями температуры кро­ви и гедонического тона в зависимости от произносимых фонем. Авторы объясняют эти данные тем, что произнесение различных фонем требует активации различных лицевых мышц и сопровож-


дается разным охлаждением венозной крови. На основе анализа литературных данных и собственных опытов Р. Заянц приходит к выводу, что в некоторых ситуациях эфферентные сигналы от ли­цевых мышц могут модулировать или даже инициировать субъек­тивные эмоциональные переживания. Поэтому, с его точки зре­ния, следует учитывать роль лицевых мышц в генезе эмоциональ­ных переживаний.

Чтобы проверить гипотезу об обратной лицевой связи, многие исследователи применили манипулирование экспрессивными ре­акциями и смотрели, как это отражается на эмоциях. Для подтвер­ждения гипотезы нужно было увидеть, что увеличение экспрес­сивных движений усиливает эмоции, и наоборот. Было использо­вано два метода манипуляции. Один из них получил название мышца за мышцей, когда испытуемый по команде изменял напряжение отдельных мышц лица. Другой метод — минимизации и усиления — применялся более часто: испытуемый должен был усиливать или ослаблять естественно возникшие экспрессивные реакции во вре­мя какого-либо эмоционального переживания, вызываемого пред­ставлением эмоциональной ситуации, просмотром эмоционально воздействующих фильмов, слайдов.

Результаты, полученные прямым методом манипуляции мы­шечного напряжения, оказались противоречивыми, а ожидаемые эффекты, если они и обнаруживались, были слабыми и наблюда­лись только в некоторых группах испытуемых. Сходные данные были получены и методом минимизации и усиления. Неопределенность результатов с манипуляцией лицевой экспрессии противники те­ории обратной лицевой связи рассматривали как серьезный довод против этой теории. Суммируя данные, можно прийти к выводу, что модуляция экспрессии может изменять субъективные состоя­ния, хотя эффект выражен слабо и непропорционален изменени­ям в лицевых экспрессивных реакциях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.