Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные различия и эмоции




Индивидуальные различия, связанные с особенностями функ­циональной асимметрии мозга, а также со свойствами темпера­мента, являются одним из факторов, определяющих специфику и силу эмоционального переживания. К измерениям темперамента, наиболее тесно связанным с эмоциями, относятся тревожность, сила — слабость процессов возбуждения, экстраверсия — интро-версия, импульсивность, эмоциональность.

Экстраверты имеют более низкий порог в отношении соци­альных стимулов с положительным знаком и поэтому более часто реагируют эмоциями радости и интереса. Они более чувствитель­ны к награде, а интроверты — к наказанию. Измерение локально­го кровотока в мозге у интровертов в отличие от экстравертов вы­явило усиление кровотока в височных областях. Это различие объяс­няют более сильными связями коры интровертов с лимбической системой (миндалиной) — структурой, ответственной за реакции страха. Известно, что разрушение миндалины или височной коры уменьшает эмоциональные реакции страха и стимулирует ориен­тировочно-исследовательское поведение, в норме подавляемое оборонительными реакциями.


   

Лица с высокой личностной тревожностью предпочитают бо­лее часто реагировать даже на нейтральные стимулы беспокой­ством, тревожностью, страхом. Повышенная тревожность субъек­та коррелирует с высокой ЧСС и подавлением сосудистых и дыха­тельных ритмических модуляций КК-интервала в сердечном ритме, т.е. с вегетативным паттерном, указывающим на преобладание симпатической регуляции, обычно наблюдаемой во время стресса (Данилова Н.Н. и др., 1995).

Показано существование генетической предрасположенности к социальному страху, в частности проявляющемуся в боязни ауди­тории. Дж. Каган (Ка^ап.!., 1989), ориентируясь на поведенческие характеристики, различает заторможенный и расторможенный типы темперамента. Дети с расторможенным типом поведения отлича­ются устойчивой социабельностью, говорливостью, спонтанно возникающими эмоциями. Дети с заторможенным темпераментом пугливы, застенчивы, ведут себя тихо. Их отличает низкий порог страха на новизну в социальном окружении. Устойчивость комплекса этих поведенческих характеристик в одном исследовании была прослежена до возраста 21 мес., в другом до 7,5 лет. У сильно за­торможенных детей обнаружено более высокое по сравнению с нормальными детьми содержание в крови кортизола — гормона стресса и негативных эмоциональных реакций. Уровень кортизола выше нормального сохранялся у них даже во сне.

Изучение реакций младенцев на боль и социальную изоляцию выявило устойчивые индивидуальные различия в выраженности отрицательных эмоций — боли, гнева, печали. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций сохранялись в течение всего периода наблюдения до 4-месячного возраста.

На основании изучения поведения обезьян исследователи при­шли к выводу, что степень готовности животного отвечать страхом на внешние стимулы генетически запрограммирована. Животные различаются порогами активации системы страха. Лабораторные животные в отличие от своих диких сородичей не обнаруживают страха при виде змеи, однако быстро обучаются реагировать стра­хом, глядя на других обезьян. Но среди них встречаются обезьяны, которых невозможно научить пугаться при виде змеи.

Эмоциональное общение в значительной степени зависит от индивидуальной способности передавать и принимать эмоциональ­ные сигналы собеседника через мимику, позу, жесты, интонацию речи, т.е. от индивидуальных проявлений механизма кодирования и декодирования эмоций. П. Салавей и Дж. Майер (5а1оуеу Р., Мауег.1.0., 1990) в своей социально ориентированной концепции эмоционального ума (егпопопа! тЮШёепсе) настаивают на необхо-


Высоко вероятные события Маловероятные события


X

Л

^ '1Фронтальнь   ^ й\ \ -\ \ г \ \ \ \ \   П в е д е н и с   / У / / / ^- \ ''/ \ /   ^    
неокортскс   Гиппокамп    
^      
Гипоталамус   Миндалина    
1 \   /    

Доминирующая потребность


Субдоминантные потребности


Эмоциональная стабильность

Неиротизм

Рис. 43. Схема зависимости параметров экстраверсии/интроверсии и нсй-ротизма от индивидуальных особенностей взаимодействия четырех моз­говых структур (по П.В. Симонову, 1987).

димости выделять индивидуальные различия, которые проявля­ются в совокупности таких свойств, как способность к эмоцио­нальной экспрессии, эмоциональной перцепции и к сопережива­нию (эмпатии). Важность этих качеств ума для делового общения отразилась в правиле, которому следуют многие руководители, — принимать на работу по коэффициенту интеллекта (ТО), а повы­шать в должности по эмоциональному коэффициенту (ео), харак­теризующему способность человека к эмоциональному общению.

Наиболее удачная попытка интегрировать многочисленные факты, свидетельствующие о влиянии разных свойств индивиду­альности на эмоциональную сферу человека, предпринята П.В. Си­моновым в его концепции о системе четырех мозговых структур (Симонов П.В., Ершов П.М., 1984). Согласно этой теории инди­видуальные особенности взаимодействия лобной коры, гиппокампа, гипоталамуса и миндалины образуют основу не только для типов, выделенных Гиппократом — Павловым, но и для свойств экстра­версии/интроверсии и нейротизма — основных измерений темпе­рамента в концепции Г. Айзенка и его последователей. Система четырех структур также объясняет индивидуальное предпочтение реагировать более часто определенной эмоцией (рис. 43).


По мнению П.В. Симонова, преобладание у субъекта функ­ций лобной коры и гипоталамуса будет определять частую актуа­лизацию потребностей и целеустремленное поведение, направлен­ное на ее удовлетворение. При этом субъект будет игнорировать все, что отвлекает его от намеченной цели. Эти особенности пове­дения характерны для холерического темперамента — сильного и возбудимого типа, по И.П. Павлову. Интересы холерика постоян­ны, устойчивы, и он упорен в достижении цеди.

Функциональное преобладание системы гиппокамп — минда­лина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доми­нирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отли­чается нерешительностью, бесконечными колебаниями при его повышенной чувствительности к стимулам и склонности переоце­нивать важность событий. Данная характеристика совпадает с опи­санием меланхолика — слабого типа, по И.П. Павлову.

Преобладание системы гипоталамус — гиппокамп создает со­четание доминирующей потребности с генерализованными реак­циями на сигналы маловероятных событий и невыясненного на­значения. Такая картина соответствует типичному сангвинику — сильному, уравновешенному, подвижному типу.

Доминирование системы миндалина — лобная кора определя­ет хорошо сбалансированные потребности без особого выделения одной из них- Субъект с подобными свойствами игнорирует мно­гие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Та­кое поведение характерно для флегматика ~ сильного, уравнове­шенного и инертного типа.

В модели четырех структур их отношение к экстраверсии и ин-троверсии описывается следующим образом. Преобладание функ­ций информационных структур — лобной коры и гиппокампа — определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем — гипоталамуса и миндалины — создает интроверта с его устойчивостью внутренних мотивов, установок и их малой зависи­мостью от внешних влияний. Интроверт малообщителен, застен­чив, стремится к порядку.

Таким образом, по концепции четырех структур каждый тип нервной системы связан с определенной группой эмоций. Соглас­но этой модели поведение холерика целенаправлено на удовлетво­рение устойчивой доминирующей потребности. Оно обладает чер­тами преодоления, борьбы, поэтому доминирующими эмоциями являются гнев, ярость, агрессивность. Поведение меланхолика от-


личается нерешительностью и тяготеет к обороне. Эмоции страха, неуверенности, растерянности — наиболее типичны для него. Чаще других положительные эмоции испытывает сангвиник (сильный, подвижный тип). Его отличают любознательность, открытость, интерес к событиям. Флегматик также тяготеет к положительным эмоциям, так как его внутренний мир хорошо устроен, потребно­сти сбалансированы, а система контроля развита.

Изменения поведения, наступающие в результате одновремен­ного повреждения передних отделов коры и гиппокампа, совпада­ют с усилением интровертированности субъекта. Разрушение фрон­тальной коры и части ядер гипоталамуса сопоставимо со сдвигом от эмоциональной стабильности к нейротизму.

Исследователи все чаще и чаще выделяют особенности функци­онирования модулирующей системы мозга в качестве природной де­терминанты индивидуальности. Измерения индивидуальности, ори­ентированные на модулирующую систему мозга, основаны на пред­положении, что существуют более или менее стабильные индивидуальные различия в уровне активации (агоиза!). Некото­рые индивиды постоянно находятся в состоянии высокой активи-рованности, в то время как для других характерен постоянно низ­кий уровень активации. Это привело к выделению такого понятия, как индивидуальный уровень активации. Под ним обычно понимают тот уровень неспецифической активации и функционального со­стояния, который наиболее часто наблюдается у данного конкрет­ного индивида во время бодрствования.

В работах М. Закермана индивидуальный уровень активации исследовался как тенденция человека к поиску или избеганию новых, сложных и интенсивных переживаний, а также как стрем­ление к физическому и социальному риску. Эта тенденция полу­чила название поиск ощущений (хепхаНоп веекшё — 55). М. Закер-ман подчеркивает, что 55 содержит в себе нечто, имеющее отно­шение к свойству активированности, которое проявляет себя в ответах на стимулы умеренной и большой интенсивности. Чтобы измерить индивидуальную потребность в стимуляции и активнос­ти, М.Закерман разработал специальный опросник, который по­зволяет оценивать тенденцию к «поиску ощущений». Пятая версия теста М. Закермана включает общую шкалу и четыре субшкалы, входящие в состав общей шкалы; 4 субшкалы были выделены на основе факторного анализа. Среди них:

Фактор ГАУ(Тпп11 апо! Айуешиге 5еекшё) — поиска нервного волнения и авантюрных приключений — отражает стремление че­ловека к опасным видам спорта, различным видам физической активности с риском для жизни;


Фактор Е5 (Ехрепепсе 5еект@) — стремления к разнообраз­ным впечатлениям, которые связаны с путешествиями, музыкой, искусством, общением с друзьями;

Фактор В/8 (ШхтЫЫпоп) — расторможенности, характери­зующий поиски социальной и гедонической стимуляции с помо­щью вечеринок, через сексуальное разнообразие, потребление алкоголя, участие в играх;

Фактор 55(Вогеаот ХиасерНЬИНу) — чувствительности к ску­ке — отражает индивидуальную неустойчивость к однообразным и шаблонным ситуациям и людям, а также нетерпеливость, когда не удается избежать таких ситуаций;

Фактор 6 (Сепега!) — представляет суммарную оценку по 4 факторам (субшкалам), или шкалу поиска ощущений в целом (5епза1юп 5еекш§ 5са1е — 555).

В ряде работ показатели 55 исследовались одновременно с раз­личными компонентами ориентировочного рефлекса в виде изме­рения кожного сопротивления и частоты сердечных сокращений (ЧСС). Наиболее интересные результаты получены в отношении ЧСС, которая позволяет дифференцировать ориентировочный реф­лекс от оборонительного. При ориентировочном рефлексе наблю­дается снижение ЧСС сразу после стимула в течение нескольких секунд, тогда как появление оборонительного рефлекса выража­ется в кратковременном фазическом росте ЧСС. Было установле­но, что лица с низким уровнем 55 на звук высокой интенсивнос­ти отвечают появлением оборонительных реакций в виде фазичес-кого учащения ЧСС. Субъекты с высоким уровнем 55 на ту же интенсивность звука реагируют по ориентировочному типу — кратковременным снижением ЧСС. Получены данные о том, что различные факторы 55 по-разному связаны с ориентировочным и оборонительным рефлексами. Общий (генеральный) фактор — О и ТА5-фактор коррелируют с ориентировочным ответом на но­визну, а 015-фактор различно связан с ориентировочными и обо­ронительными реакциями на интенсивную стимуляцию.

Согласно М. Закерману индивидуальный уровень 55 имеет свои биохимические механизмы. Величина 55 отрицательно коррелиру­ет с содержанием в мозге фермента моноаминоксидазы (МАО), а также эндорфинов (эндогенных морфоподобных пептидов) и уров­нем половых гормонов.

Лица с высокой величиной по шкале 555 имеют низкий уро­вень МАО, а у субъектов со слабо выраженным стремлением к поиску ощущений и переживаний уровень МАО в нейронах велик-

Сходные результаты получены и на обезьянах. Особи с высо­ким содержанием МАО больше времени проводят в одиночестве,


тогда как обезьяны с низким содержанием МАО социально более активны, чаще демонстрируют агрессивное, сексуальное и игро­вое поведение.

Нейронный фермент МАО содержится в митохондриях нейро­нов. Первичная функция МАО ~ подавление нейромедиаторов:

норадреналина, дофамина, серотонина внутри нейрона- Если со­держание МАО в нейронах по каким-либо причинам оказывается уменьшенным, это сочетается со снижением биохимического кон­троля за уровнем нейротрансмиттеров. В результате возрастает уро­вень содержания в мозге катехоламинов (НА, ДА) и серотонина. Вещества, снижающие содержание МАО, часто используются в клинике как средство против депрессии, которую связывают с дефицитом катехоламинов и серотонина.

Чтобы обосновать положение о существовании относительно стабильных индивидуальных различий в уровне активации, Дж. Грей (1964) ввел понятие активированность (агоихаЫШу). У индивидов, отличающихся высокой активированностью, стимул вызывает в нервной системе более высокий уровень активации (агоиза!), чем у субъектов с низкой активированностью.

Свойство активированности, поданным Э.А. Голубевой (1993) и ее сотрудников, может быть измерено с помощью ряда биоэлек­трических показателей. Один из главных показателей высокой инди­видуальной активированности— появление высоких гармоник в реак­ции усвоения при применении световых мельканий низкой частоты.

Я. Стреляу (51ге1ау.1., 1994) рассматривает свойство активи­рованности как общую составляющую многих измерений темпе­рамента, которые выделяются с позиций самых разных концеп­ций темперамента. К ним относятся свойства экстраверсии — ин-троверсии, нейротизм — стабильность, эмоциональность, сила процессов возбуждения, реактивность, тревожность, импульсив­ность, усиление — редукция, заторможенность -- расторможен-ность и тенденция приближения — отказа. Я. Стреляу анализирует эти качества по их отношению к высокому или низкому уровню активации, по их связи со свойством активированности,

По мнению Я. Стреляу, свойством высокой активированнос­ти обладают интроверты, нейротики, высокоэмоциональные ин­дивиды, избегающие поиска дополнительных ощущений, со сла­бой нервной системой, высокореактивные и высокотревожные субъекты, низкоимпульсивные, «усилители» (аугменторы), по А. Петри (РеШе А.), редукторы, по М. Буксбауму (ВисЬкЬаит М.5.), с заторможенным темпераментом и тенденцией к отказу от взаи­модействия. Лица, обладающие подобными чертами темперамен­та, чаще испытывают отрицательные эмоции, тревожность, страх. 202


Индивиды с противоположными свойствами темперамента, измеренными по рассмотренным выше шкалам, характеризуются низкой активированностью, и соответственно их эмоции отлича­ются положительным гедоническим тоном.

С концепцией активации связаны индивидуальные различия, определяемые природным соотношением ориентировочного и обо­ронительного рефлексов. От баланса этих двух рефлексов зависят знак и особенности эмоциональных переживаний индивида.

Между этими рефлексами существуют реципрокные отноше­ния. Это проявляется прежде всего в противоположных изменени­ях их вегетативных компонентов. Впервые противоположный тип связи ориентировочного и оборонительного рефлексов с ЧСС был описан Ф. Грэм (Огаспат Р.К., 1979). Фазический ориентировоч­ный рефлекс представлен урежением ЧСС в течение нескольких секунд после вызвавшего его стимула. Во время оборонительного рефлекса ЧСС возрастает. Противоположно реагируют и сосуды головы: они сужаются при оборонительном рефлексе и расширя­ются при ориентировочном (Соколов Е.Н., 1958). С появлением ориентировочного рефлекса оборонительный подавляется.

Сильный раздражитель, примененный впервые, обычно вы­зывает не оборонительную, а ориентировочную реакцию, состоя­щую, как было указано выше, в расширении сосудов головы и сужении сосудов пальца. Однако, если этот сильный раздражитель повторяется несколько раз, ориентировочная реакция сменяется оборонительной и раздражитель начинает вызывать оборонитель­ную реакцию — содружественное сужение сосудов руки и головы, причем эта реакция долго не угасает при повторении. Оборони­тельный рефлекс может быть заторможен новым необычным раз­дражителем. Так, если электрическое раздражение вызывает со­дружественное сужение сосудов руки и головы (оборонительную реакцию), новый раздражитель — звонок вызывает типичную ори­ентировочную реакцию. Если после звонка нанести прежнее элек­трокожное раздражение, то сосуды реагируют не по оборонитель­ному, а по ориентировочному типу. По мере повторения болевого стимула вновь наблюдается возврат к оборонительной реакции.

Реципрокные отношения двух рефлексов проявляются и в тор­можении оборонительного поведения исследовательским. В клас­сических экспериментах Н-Ю. Вайтониса (см.: Соколов Е.Н., 1958) крысы преодолевали находящуюся под током проволоку, стремясь исследовать лежащее за ней пространство. Б. Зигфрид и др. (51е@Гпе(1 В. ее а1.) показали, что перемещение крыс в новую для них обстановку приводит к аналгезии, измеряемой повышением порога болевой реакции на тепловой раздражитель.


Отношения ориентировочного и оборонительного рефлексов были исследованы как взаимоотношение фокусированного вни­мания и эмоций. На взрослых испытуемых было установлено, что самоотчет человека о способности управлять своим вниманием связан реципрокно с негативными эмоциями.

М. Познер с коллегами (Рокпег М.1., КоЕпоаЛ М.К., ТЬотах-ТЬгарр Ь.„ 1997) исследовали у младенцев в возрасте от 3—4 до 6 мес. способность внимания тормозить, блокировать состояние дистресса. Дистресс создавали с помощью сильного света и гром­ких звуков. Затем ребенку предъявляли разные интересные объек­ты (зрительные и слуховые). Отвлечение внимания на них сопро­вождалось прерыванием негативного эмоционального состояния, ко­торое, однако, с удалением объекта или с привыканием к нему вновь восстанавливалось. Авторы установили, что сам факт удаления объекта внимания не является причиной дистресса, который вос­станавливается только в том случае, если ранее уже присутствовал.

С. Мальцман (МаИгтап 5.) приходит к заключению, что абсо­лютная и относительная новизна раздражителя активирует гипо-физарно-адреналовую систему. Одним из компонентов ориенти­ровочной реакции на новизну является активация бета-эндорфи-нов (одного из эндогенных морфинов, вырабатываемых в ЦНС позвоночных и оказывающих аналгезирующий эффект путем свя­зывания с опиатными рецепторами).

Связь ориентировочного рефлекса с высвобождением эндор-финов объясняет и подкрепляющую функцию ориентировочного рефлекса. Рассмотрение выброса нейропептидов в качестве одного из компонентов ориентировочной реакции открывает новую стра­ницу в изучении тех положительных эмоциональных реакций, ко­торые связаны с ориентировочно-исследовательским поведением.

В опытах Р. Батлера и Г. Харлоу (Вш1ег К.А., Наг1оу/ Н.Р.) (см.: Соколов Е.Н., 1958) была убедительно показана возможность выработки тонких звуковых дифференцировок с использованием в качестве подкрепления ориентировочной реакции. Положитель­ным подкреплением правильной реакции обезьяны на звук слу­жила возможность открывать окно и наблюдать за тем, что проис­ходит в лаборатории. Включение эндорфинов в систему компонен­тов, образующих ориентировочную реакцию, позволяет объяснить стремление к новизне, проявляющееся в активном поиске новых раздражителей. Нахождение нового раздражителя, приводя к вы­делению эндорфинов, образует звено «самоподкрепления» ориен­тировочной реакции.

Ориентировочная реакция включает ряд компонентов: движе­ние глаз, депрессию альфа-ритма, замедление сердечного ритма,


сосудистые изменения, кожногальваническую реакцию и, нако­нец, выброс эндорфинов. Вместе с тем величина этих реакций и скорость их угасания у разных лиц различны. Можно предполо­жить, что в зависимости от степени участия эндорфинного ком­понента положительный подкрепляющий эффект новизны может быть различным. Слабая индивидуальная реактивность эндорфин­ного компонента снижает самоподкрепляющий эффект ориенти­ровочно-исследовательской деятельности.

Представляется, что важным параметром, определяющим по­ложительное отношение к учебному процессу и творчеству, явля­ется именно эндорфинный компонент ориентировочного рефлек­са, который тормозит негативные эмоции.

Существование различных типов активации и связанных с ними эмоциональных субъективных переживаний, вызываемых ориен­тировочным и оборонительным рефлексами, согласуется с пред­ставлением о гетерогенности модулирующей системы мозга. Выде­ление нескольких субсистем модуляции позволяет связывать ори­ентировочный рефлекс с функциями информационных систем мозга. Оборонительный же рефлекс выражает преимущественно активацию лимбической системы мозга. При пассивной форме обо­ронительного рефлекса основной вклад в реакцию вносит минда­лина. При этом доминирующими эмоциями становятся тревож­ность, страх. Активная форма оборонительного рефлекса проявля­ется в эмоции гнева, агрессии, что, согласно модели «четырех структур» П. В. Симонова, определяется функциями фронтальной коры и гипоталамуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.