Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы измерения лицевой экспрессии




Голос

ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ И ЭМОЦИИ

7.4.1. Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Люди обычно обмениваются многими невербальными сигна­лами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, кон­такты глазами, жесты. С помощью этих средств передается важная информация. Сходным образом обмениваются информацией с со­родичами животные в стае, используя выразительные движения, особые звуки. Ч. Дарвин (1872) был первым, кто предположил, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в коопера­ции, объединении членов сообщества, так как позволяет сооб­щать об эмоциях и намерениях действовать. Наиболее важным ка­налом эмоционального, невербального общения является зритель­ный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица. То, что лицо — наиболее важный источник информации в процессе об­щения, подтверждается исследованиями, выполненными психо­физическими методами. Для сравнения возможностей зрительного и слухового невербальных каналов в передаче информации об эмо­циях У. Хелл, А. Керрес и К. Шерер (Не115 и., Кагтах А., 5спегег К.К.., 1988) применили факторный анализ к результатам ранжирования видеокадров (лица человека, изображающего улыбку или эмоцию гнева), а также к записям человеческого голоса, переживающего те же эмоции (рис. 40). Для обеих модальностей суммарно авторы получили двухфакторное решение: 45% информации об эмоциях передается зрительными сигналами и 17,6% — слуховыми.

Роль мимики по сравнению с позой, жестом, с фило- и онто­генетическим развитием возрастает. У птиц, в частности у домаш­них цыплят, положение головы несет важную информацию о со­циальном статусе особи. В ряду позвоночных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших живот­ных до хорошо развитой системы лицевых мышц у приматов и становится предельно дифференцированной у человека. У макаки резуса наиболее важным компонентом в передаче информации является пантомимика, в частности поза, у человекообразной обе­зьяны мимика становится более независимой от позы и локомо-



Радость

 

И(12%)

 

 


Лицо Радость ^/Т(7%) ,Л(25%)

 

Л(40%)

 


Рис. 40. Собственные веса факторов, полученных на основе субъективного ранжирования кадров отдельно для записи голоса человека, переживаю­щего радость и гнев, и отдельно для видеозаписей лица человека, выра­жающего эмоцию радости и гнева, которые сопровождались текстом, про­износимым без интонации и эмоций. Факторизация только зрительных кадров выделяет два фактора: лицевой экспрессии и текста. При фактори­зации кадров с голосом получено три фактора: интонации, текста и каче­ства голоса (с текстом). Видно, что через зрительный канал суммарно передается больше информациигневе и радости), чем через слуховой канал (по НеП& и. е1 а1, 1988),

Л — лицо; Т — текст; И — интонация; Т+Л — текст и лицо; Т+К — текст и качество голоса.

ции. Исследователями выделены различные выразительные двига­тельные комплексы у макаки резуса, которые используются для демонстрации угрозы, беспокойства, подчинения, испуга, миро­любия и важны для создания иерархии социального доминирова­ния. У человека экспрессивные реакции лица приобретают само­стоятельное значение в передаче эмоциональных сигналов. В со­циальном поведении взаимодействие лиц играет огромную роль. У специалистов оно получило даже специальное название — «поее-

12"


дение лицо к, лицу». «Лицо — это центр передачи и приема соци­альных сигналов, которые являются решающими для развития индивида» (Изард К., 1980. С. 72).

В ходе эволюции мимические реакции развивались из движе­ний — намерений, относящихся к подготовительной фазе дея­тельности (подготовка к нападению или, наоборот, к защите). Это предопределило одну из функций лицевой экспрессии ~ стать средством невербального общения, способом передачи информа­ции о намерениях и состояниях человека, которые должны при­влечь внимание другого субъекта.

Кросс культурные исследования распознавания лицевой эксп­рессии показали, что основные эмоции (гнев, страх, счастье, удив­ление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различной культурой и традициями. Даже в условиях, затрудняющих наблюдение, например на большом удалении, про­является универсальность механизма распознавания эмоций. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечива­ется врожденными нейронными программами. Процент совпадения оценок лицевых эмоциональных паттернов у лиц разных националь­ностей — около 80%, несколько меньше он у японцев (65%).

Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выра­жающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблю­дать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указы­вает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

Лицо человека и даже его схематическое изображение — зна­чимый стимул для новорожденного. Об этом можно судить по дли­тельности его фиксации глазами, по частоте обращения внимания на него, по появлению вегетативного компонента ориентировоч­ного рефлекса (снижению ЧСС). Ребенок предпочитает рассмат­ривание человеческого лица любому другому стимулу (шахматной доске, изображению различных животных).

Для распознавания и измерения лицевой экспрессии исполь­зуют два основных метода: идентификацию одной из основных эмоций по выражению лица человека и регистрацию электричес-180


кой активности мышц лица, по паттерну которых судят о той или другой эмоции.

Техника идентификации эмоций по выражению лица (Рас1а1 АйесТ: $сопп§ Тесптоие — РА5Т) разработана в 70-х годах в Кали­форнийском университете Паулом Экманом и его коллегами. РА5Т имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из 6 эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радос­ти—в статической форме. Фотоэталон для каждой эмоции пред­ставлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей— лба; глаз—век и нижней части лица- Кроме того, представлены варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгля­да. При пользовании РА5Т испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов. Он действует подобно свидетелю, прини­мающему участие в составлении фоторобота преступника.

Второй метод оценки эмоций разработан П. Экманом совмест­но с У. Фризеном (Ектап Р., Рпевеп \У.У„ 1978). Он получил назва­ние «система кодирования активности лицевых мышц» (Рас1а1 Аспоп Со(1т§ 5у51ет — РАС5). Метод основан на детальном изучении ана­томии лицевых мышц. В системе РАС5 выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, на­пример вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описана не только в статических, но и в динамических показателях- В системе также зафиксировано время начала и конца активности каждой мышцы. Схема стандартного отведения элект­рической активности основных мышц лица показана на рис. 41.

П. Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, ко­торая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выраже­ние и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрес­сивные проявления шести основных (базисных) эмоций -- счас­тья, гнева, страха, печали, удивления, отвращения — универсальны и не зависят от культуры. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при переживании указанных основных эмоций. Каж­дая из них связана с определенной, фиксированной в генетичес­кой памяти программой движений лицевых мышц. П. Экман и У. Фризен установили, что американцы и японцы во время про­смотра фильма стрессового содержания одинаково выражают свои эмоции, если возле них нет соотечественников, и по-разному — в их присутствии. Наличие социального контроля включает действие принятых в соответствующем обществе правил проявления эмо­ций. Японцы более сильно маскируют свои негативные эмоцио­нальные переживания, демонстрируя более позитивное отноше-181


Рис.41. Расположение электродов для записи активности основной мими­ческой мускулатуры.

1 — Огоипй; 2 — Ьагега! РготаЦк; 3 — МесЫ РгоШаИк; 4 — Соггиеагог ЗирегсШг 5 - Оерге55ог 5ирегс;1|1/Ргосеги5; б - ОгЫси1ап5 ОсиИ (Рагз ОгЬНа!); 7 - ЬеуаЮг ЬаЬп Зирепопз; 8 - ОгЫсЫапа Опз 1пГепог; 9 - Оерп^ог Ап§иП От; 10 - Меп-гаПк; 11 — 2уёота[1си5 Ма;ог; 12 — Макваег.

ние к событиям, чем это имеет место на самом деле. Существова­ние механизма социального контроля доказывают так называемые кратковременные выражения лица, которые можно увидеть с помо­щью киносъемки. Во время неприятного интервью киносъемка выявила реальные и неконтролируемые эмоциональные реакции субъекта на стрессовую ситуацию. Они длятся в течение 1/8 — 1/5 с, а затем сменяются выражениями лица в соответствии с нормами, принятыми в той социальной среде, к которой принадлежит субъект! В социальной ситуации человек демонстрирует свою экспрессию, следуя правилам среды, определяющим — кто и какую эмоцию, 182


кому и когда может показывать. Эти правила требуют усиления или ослабления, нейтрализации или маскировки определенных эмоциональных реакций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.