В истории языкознания (начиная ещё от представителей Александрийской школы грамматики (в особенности Аполлония Дискола, 2 в. Н.э.) Синтаксис нередко сводился к описанию правил сочетания слов и, тем самым, к теории словосочетания. Синтаксическая теория Аполлония Дискола занимает особое место в античной грамматике. Его сочинение «О синтаксисе частей речи» в 4 частях, в котором он указывает, что предмет синтаксиса состоит в объяснении способов объединения частей речи в предложение, оказало глубокое воздействие на последующее развитие лингвистической мысли. В этом научном труде описаны:
· Сочетание артикля с именами;
· Сочетание местоимений с другими частями речи;
· Сочетание глагола с другими частями речи;
· Синтаксические функции косвенных падежей.
В сферу синтаксиса включены не только сочетания слов, но и сочетания букв, слогов, слов при словосложении, сведения об употреблении инфинитива, наклонений, залогов; уделяется внимание рассмотрению солецизмов (синтаксических ошибок). Однако в аполлониевском синтаксисе отсутствуют:
· теория предложения и соответствующие понятия подлежащего и сказуемого;
· происходит подмена этих синтаксических понятий морфологическими характеристиками;
· не эксплицированы понятия определения, дополнения и обстоятельства при фактическом обращении к их характеристике;
· не включена в синтаксическую теорию классификация типов предложений.
Порядок слов в предложении в греческом языке в общем свободный, однако наблюдаются некоторые особенности.
Глагольная часть сказуемого часто находится в конце предложения: ἡ ἄϰρα πύλας εἶχεν крепость имела ворота.
Именная часть сказуемого всегда употребляется в именительном падеже, тогда как в русском языке в таком случае возможны творительный и именительный падежи: ἡ Ἀττιϰὴ ἦν χώρα τῆς Εὐρώπης Аттика была страной (досл.: страна) Европы ἀγαϑὸν ϕάρμαϰον ὁ χρόνος ἐστίν прекрасным лекарством является время.. Артикль при именной части сказуемого не применяется.
Определение, выраженное прилагательным и местоимением, а также существительным в родительном падеже, наречием и даже словосочетанием, находится между артиклем и определяемым существительным.
При определении, находящемся после существительного, артикль повторяется: ἡ Ἑλληνιϰὴ ϑεά или ἡ ϑεὰ ἡ Ἑλληνιϰή греческая богиня, ἡ τῶν Ἀϑηνῶν ἀγορά или ἡ ἀγορὰ ἡ τῶν Ἀϑηνῶν площадь Афин.
При отрицании οὐ (οὐϰ, οὐχ) конструкция личная: ὁμόνοια οὔϰ ἐστιν нет согласия (досл.: согласие не есть).
При подлежащем среднего рода во множественном числе глагольная часть сказуемого употребляется в единственном числе: δένδρα ϰαρποὺς ϕέρει деревья приносят плоды.
При нескольких подлежащих, обозначающих неодушевленные предметы, глагол-связка употребляется в единствненном числе, а именная часть сказуемого — в среднем роде множественного числа: λίϑοι τε ϰαὶ πλίνϑοι ϰαὶ ξύλα ϰαὶ ϰέραμος ἐν οἰϰοδομίᾳ ἀναγϰαῖά ἐστιν камни, кирпичи, бревна и глина в строительстве необходимы.
Указательные и относительные местоимения, будучи подлежащим или дополнением, согласуются в роде и числе с именной частью сказуемого муж. и жен.рода, тогда как в русском языке в таком случае употребляется сред. род един. числа, например: αὕτη ἀρίστη (ἐστὶ) διδασϰαλία это самая хорошая школа; λέγω ἐμὴν ταύτην πατρίδα εἶναι я говорю, что это моя родина; ϕίλος, ὃ μέγιστον ἀγαϑόν ἐστιν друг, который (досл.: что) является величайшим добром. Однако если именная часть сказуемого обозначает не лицо, а неодушевленный предмет или понятие, указательное местоимение может употребляться в среднем роде, например: τοῦτο πῶς οὐϰ ἀμαϑία ἐστίν; разве это не невежество?
Прилагательные ἄϰρος высокий, μέσος средний, ὕστατος последний, ἔσχατος крайний, μόνος единственный и некоторые другие изменяют свое значение в зависимости от атрибутивного или предикативного положения. В последнем случае, т.е. Когда артикль им непосредственно не предшествует, они обозначают часть предмета и переводятся существительными: напр. Τὸ ἄϰρον ὄρος - высокая гора; τὸ ὄρος ἄϰρον, ἄϰρον τὸ ὄρος - вершина горы; ἡ μέση πόλις - средний город; ἡ πόλις μέση, μέση ἡ πόλις - середина города;
Прилагательное πᾶς весь изменяет свое значение не только в силу атрибутивного или предикативного положения, но и в зависимости от присутствия артикля как такового: πᾶσα πόλις всякий (каждый) город, πᾶσα ἡ πόλις или ἡ πόλις πᾶσα весь (целый) город, πᾶσαι πόλεις всякие (возможные) города, πᾶσαι αἱ πόλεις все (упомянутые) города, αἱ πᾶσαι πόλεις все (в совокупности) города.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление