Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прояснение




Диалог

Диалог

Клиент: Я знаю, что начинаю уподобляться заевшей пла­стинке, но у меня действительно не было времени на этой неделе. Я не выдумываю, правда. Я один-два дня в неделю не бываю в городе... Я все еще провожу по вече­рам занятия... Я должен хоть сколько-то времени прово­дить со своей семьей...

Коуч: И в чем же суть, Том?

Клиент: Я действительно хочу следить за своим здоровь­ем. Я просто не могу следовать графику, расписанию.


Коуч: Что Вы собираетесь сделать для своего здоровья?

Клиент: Я намереваюсь правильно питаться и работать на открытом воздухе. И я просто не понимаю, как мне удастся все это выполнять при моем расписании — осо­бенно сейчас...

Коуч: По сути, пожалуйста, Том. Что Вы обещаете де­лать?

Клиент: Я обещаю не есть чипсов в промежутках между основной едой и делать гимнастику трижды в неделю.

Быть союзником [5] клиента

Ранее мы уже говорили о признании заслуг клиента. Призна­ние заключается в том, чтобы оценить, кем же надо быть, чтобы совершить то, что сделал клиент. Быть союзником клиента — процесс в чем-то сходный, направленный, скорее, на поддержку клиента, нежели на совершенствование его индивидуальных черт. Как союзник своих подопечных коуч принимает их сторо­ну в тот момент, когда они сомневаются в своих способностях. При этом он не просто подбадривает клиента как болельщик на стадионе. Коуч защищает то, что знает о клиенте и во что верит. Если коуч будет неискренным, клиент тут же почувствует это; в данном случае коуч не только причинит ему вред, но и разрушит его доверие к нему.

Но, подчеркивая способности своих подопечных, их сильные стороны, давая им понять, что верит в них, коуч тем самым пре­доставляет им дополнительный доступ внутрь себя самих. Воз­можно, они обладают незадействованными способностями, или силой, поставленной под сомнение их «гремлином». Коуч высту­пает в качестве союзника, когда путь нелегок, а клиент устал. В эти минуты коуч подзаряжает энтузиазм клиента: «Вы дали обязательство выполнить эту задачу. Я знаю, Вы сделаете это!», или: «Вы не раз показывали, что можете быть любящим, заботливым и в то же время непоколебимым в своих решениях. На этот раз у Вас снова получится!», или: «У Вас огромный творческий по­тенциал, конечно, Вы преуспеете!».

Клиентка: Возможности, конечно, огромные, но и риск непомерный. Я могу стать героиней или ославиться пе­ред целым светом, как полная коза.

Коуч: Ну, да... «А теперь продайте козу...». Клиентка: Вы шутите?

Коуч: Шучу, а вдруг это поможет снять излишнее на­пряжение?.. Мэри, я знаю, что Вы на это способны. Вы действительно хотите этого, этот шаг вполне соответст­вует выбранному Вами пути. У Вас достаточно умений, чтобы справиться, чтобы перед Вами «снимали шляпу». Конечно, это рискованно, потому и уровень адреналина повышается, и «гремлин» не дремлет. Но я все-таки ве­рю, что Вы это сделаете.

Клиентка: Я знаю, что Вы верите в меня. Это дает мне возможность снова поверить в себя.

Ранее в этой же главе мы довольно подробно рассматривали прояснение как навык и средство самоорганизации коуча. Для клиентов это упражнение тоже не лишено ценности — часто по тем же причинам, что и для коуча. Клиент звонит коучу сразу по получению известия либо об увольнении с работы, либо о смер­тельной болезни лучшего друга, либо после беседы с налоговым инспектором, либо тогда, когда конкурент увел у него из-под носа выгодный контракт. Или, напротив, он только что вернулся из отпуска: его сознание все еще окутано ананасами в шампан­ском, или он нашел свою любовь и никак не может прийти в се­бя от радости. Когда клиент озабочен какой-то ситуацией, это сильно сказывается на его способности действовать.

Сигнал тревоги может быть отключен — нельзя рассчиты­вать, что каждый раз будет слышен пронзительный клаксон. Клиент может казаться немного обиженным, возможно, почув­ствуется незначительное «возмущение в энергетическом поле». Сначала клиенту, возможно, даже не захочется обсуждать «та­кую мелочь». Но, заметив заблокированность его обычного творческого настроения, коучу следует подтолкнуть клиента к прояснению.

Допустим, клиентка раздражена из-за того, что с ней где-то поступили несправедливо; это настроение окружает ее, как об­лако. Можно сказать ей: «Вы, похоже, по-настоящему заблоки­рованы. Давайте потратим три минуты, чтобы разобраться с этим... Можете жаловаться, хныкать, жалеть себя. Преувеличи­вайте». Самое лучшее в этой ситуации — помочь клиентке прий­ти в себя.

В действительности только коуч может определить степень необходимого прояснения. Часто клиент ощущает неловкость, едва начав «проветривать помещение», и стремится прервать процесс. Коуч должен подталкивать его, пока остатки «дурного воздуха» не будут изгнаны. Можно превратить это в игру: «Ну-ка, повысьте громкость. Что еще произошло? А потом? Как это ощущалось? Вот это удар! Рассказывайте дальше».

Диалог

Коуч: Вы выглядите рассеянным, мне кажется, нам при­ходится сегодня затрачивать очень много усилий, чтобы Вы не отвлекались.

Клиент: Я действительно думаю о другом. Вчера я поте­рял 2500 долларов на дурацкой сделке. Чувствую себя полным идиотом.

Коуч: Похоже, Вам нужно немного прояснить свои эмо­ции, прежде чем мы сможем двигаться дальше. Что Вы чувствуете?

Клиент: Я думаю, Вы правы. Я чувствую себя старым чурбаном. Хуже того — я обещал двум своим друзьям, что это будет чистейшая сделка столетия, и они тоже по­теряли деньги.

Коуч: Ой-ей-ей! Что-то еще? Давайте усилим Ваши чув­ства.

Клиент: Хорошо, я просто вне себя от того, что влип в схему «простых денег». Мне стыдно выглядеть лопухом.

Коуч: Давайте. Что еще?

Клиент: Боюсь, что жена меня пристрелит... Я подставил ее и детей... Где я найду еще две с половиной тысячи на летний отдых?

Коуч: Вам кажется, что Вы подставили своих близких... А еще?

Клиент: Я должен был отследить то, что произошло.

Коуч: Таким образом, Вы высказываете суждение: «Должен был отследить» или это делает ваш «гремлин». Еще что-то?

Клиент: Какое-то чувство пустоты... Коуч: Глубокая печаль и сожаление. Клиент: Точно. Коуч: А дальше?

Клиент: Думаю, что нужно покончить с мрачными мыс­лями.

Коуч: Как Вы это сделаете?

Клиент: Ну, этот разговор — неплохое начало. Я думаю, что поработаю над этим вечером. Надеюсь, мне удастся немного остудить гнев и развеять разочарование.

«Рефрейминг»

Довольно часто клиенты фиксируются на каком-то одном способе рассмотрения ситуации или опыта. Более того, эта пер­спектива содержит посылки, которые мешают им справиться с ситуацией. Умение коуча иначе расставить акценты, поместить ситуацию в другой контекст, иначе говоря, осуществить «реф­рейминг», обеспечивает новую перспективу и чувство обнов­ленных возможностей. Допустим, клиентка говорит, что все ее надежды были связаны с заключением основного контракта на должность консультанта, но оказалось, что эта должность уже занята, по крайней мере, полгода. Естественно, что она погруже­на в свое разочарование. Коуч должен подчеркнуть, что теперь у нее освободилось время, которого ей так не хватало для напи­сания серии статей, необходимых для открытия своего дела. Та­ким образом, коуч может по-новому оценить полученный опыт с позиции конечных целей своего клиента. Используя те же са­мые данные, он интерпретирует опыт, включая большую часть жизни клиента, увеличивая обзор.

«Рефрейминг» во всем ищет положительную сторону. Но это делается не просто для поднятия настроения клиента. «Рефрей­минг» — это вовсе не утешительная сентенция типа: «В море еще много рыбы», «Завтра будет новый день». Коуч берет реаль­ные события из жизни клиента и переключает перспективу, что­бы продемонстрировать существующие возможности и пути, которые не были видны всего минуту назад.

Допустим, клиентка решила не превышать кредит на своей карточке и жалуется коучу, как ей трудно добиваться в этом ус­пеха, особенно учитывая, что бытовая техника вышла из строя и нуждается в ремонте. Коуч подчеркивает, что ей уже удается контролировать свои покупательские привычки и регулярно оп­лачивать счета. «Рефрейминг» не изменил ситуацию — борьба продолжается — но он показал, что клиентка действует успешно, выполняет обязательства, поэтому прогресс налицо. «Реф-рейминг» переносит акцент — с убеждения: «Мою жизнь кон­тролирует кредитная карта» на понимание: «Я сама контроли­рую свою жизнь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.