Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность выявления и уточнения ценностей




Самый эффективный путь выявления и уточнения ценностей — привлечение жизненного опыта клиента. Попросите клиента (и обязательно своими словами) охарактеризовать ценности его собственной жизни, при необходимости объединяя их в одну группу. Ценности, выделенные таким путем, будут действитель­но связаны с жизненным контекстом: ведь они извлекаются из самой жизни клиента, а не из списка на листке-шпаргалке коу-ча. Когда клиентам предъявляют подобный список, они часто поддаются искушению позаимствовать их — как бы приобрести в магазине: «Я бы хотел иметь вот это... а вот с этим меня бы ува­жали». Поскольку люди склонны оценивать ценности, они вно­сят в список те из них, которые кажутся им высшими, например духовность или целостность, и исключают те, которые общество считает менее достойными, например личную власть или обще­ственное признание.

Работая один на один с клиентом — будь это вводная сессия или одна из последующих, коуч обязательно раскрывает вместе с ним какие-то его ценности. Остается только их идентифициро­вать. Есть много методов работы с ценностями в рамках сессии коучинга, начиная с вопросов типа: «В каких ситуациях прояв­ляются эти ценности? От каких ценностей Вы отказываетесь в первую очередь? Какие из них для Вас самые устойчивые? А ка­кими ценностями Вы иногда пренебрегаете?».

Еще одно плодотворное упражнение: нужно попросить кли­ента выстроить ценности в приоритетном порядке, начиная пер­вую десятку с наивысшей и далее по убывающей. Основной ре­зультат такого упражнения — это не просто законченный ран­жированный список. Очередность пунктов в этом списке кли­ент волен изменить в любой момент. Главное то, что это упраж­нение заставляет клиента увидеть за пустым словом саму цен­ность. Расставляя пункты по порядку, он их попутно обдумыва­ет. Некоторые коучи превращают это занятие в некую игру: представьте себе путешествие по абсолютно неизвестной и, воз­можно, враждебной стране, в которое вы можете взять с собой только десять ценностей. Какие вы возьмете? Это упражнение не направлено на выделение «самой главной» ценности: вместо этого оно ставит клиента в ситуацию, когда ему придется, отка­завшись от части ценностей, заново рассмотреть оставшиеся.

Следующий шаг: можно предложить клиенту отметить, на­сколько он признает у себя наличие той или иной ценности и следует ей в своей жизни, по 10-балльной шкале. В 1 балл будет оценена наименее признанная ценность, в 10 баллов — самая важная, напоминающая о себе постоянно. Некоторые субъек­тивные ценности, относящиеся к существенным аспектам жиз­ни клиента, скорее ^сего, будут оценены в 4-5-6 баллов — чаще всего это области личных неудач или обид, вызванных тем, что какая-то ценность подавлена. Здесь открывается отличная воз­можность для коучинга: «С чем это связано? Что нужно для то­го, чтобы признавать наличие этой ценности и следовать ей в данных обстоятельствах? Чем Вы платите за отказ от нее? Что Вас останавливает?».

В процессе коучинга анализ ценностей позволяет оценить «правильность» совершаемых выборов. Кроме того, он пролива­ет свет на те выборы, которые оказались неудачными. Клиент может окинуть взглядом решения, которые он сделал, и увидеть, какие ценности в каждом случае были учтены либо проигнори­рованы. Знание ценностей клиента колоссально влияет на весь процесс коучинга. Коуч будет видеть, какие пути действий кли­ент примет легко, как бы плывя по течению, потому что они бу­дут для него оправданы согласием с ценностями. Зная, какие ценности клиент не признает, коуч сможет заранее разглядеть айсберг, преграждающий «Титанику» путь.

Ценности можно использовать в точке принятия решения. Когда клиент находится в процессе выбора между разными спо­собами действий, субъективные ценности служат для него лак­мусовой бумажкой: «Способствует ли данный шаг признанию и следованию Вашим собственным ценностям? Какой ценностью Вы руководствуетесь, когда принимаете это решение?». Если решение действительно важное, спросите о каждой из ценнос­тей «первой десятки», в какой степени выбранный вариант ее учитывает. Учет высших ценностей клиента как факторов, вли­яющих на решение, всегда — всегда! — послужит тому, чтобы оно привело клиента к самореализации. При этом решение мо­жет оказаться не самым легким, не самым веселым или не са­мым приятным либо потребовать жертв и даже иметь болезнен­ные последствия. Но, с точки зрения долговременного баланса, такое решение окажется самым эффективным, потому что оно учитывает внутреннюю сущность клиента. Мы вновь и вновь наблюдаем клиентов, которые принимают решения, исходя из состояния своего банковского счета, или из боязни неудобств, или из неуверенности, порожденной чужими неудачами. Они учитывают только факторы, действующие в самый момент ре­шения, и стремятся уменьшить «крути на воде», которые от это­го решения пойдут. Такие решения никогда не служат самореа­лизации, поскольку подменяют внутреннюю сущность внешни­ми обстоятельствами.

Самореализация и «гремлин»

Про человека, регулярно и последовательно действующего в соответствии со своими субъективными ценностями, можно сказать, что у него в руках ключ к счастливой жизни. Но тогда почему же мы не поступаем так все время? Ответ часто состоит в том, что живущий в нас «гремлин» навязывает нам свои соб­ственные правила поведения. «Гремлин» говорит: «Тебе не под­ходит эта работа (даже если она соответствует таким твоим цен­ностям, как тяга к приключениям и независимость), потому что тебе нужно больше денег», или: «Ты не можешь разочаровать своих родных», или: «Для этой работы у тебя не хватит дисцип­лины». «Гремлин» говорит: «Это слишком рискованно», или: «Даже если ты это сделаешь, это ничего не изменит», или: «Ты никогда не изменишься».

Для «гремлина» важнее всего сохранение status quo: ему удобнее, когда ничего не меняется, нежели когда в его сущест­вование вторгается новый неизвестный мир. «Гремлин» — враг любого изменения личности. А чтобы обрести способность к ре­шениям, которых требует самореализация, клиент обязательно должен измениться. И первое же изменение тотчас подает «гремлину» сигнал тревоги. Будьте готовы к частому появлению «гремлина» на протяжении коучинга.

Самореализация и «призывающий путь»

Анализ ценностей — это только один из способов приведения клиента к полноте жизни. Кроме того, существует еще так назы­ваемый «призывающий путь», когда клиента просто вынуждают совершать действия, ведущие к самореализации. Рациональное обоснование этого пути восходит к самым первым определени­ям: самореализация — это не предмет, а переживание. Следова­тельно, достичь самореализации можно в любых обстоятельст­вах и в любой момент — даже прямо сейчас. Ключом к этому и является «призывающий путь».

Допустим, клиентка жалуется на то, что плохо выглядит, очень устает и имеет лишний вес. Ее цель — похудеть на трид­цать фунтов и привести себя в порядок, вернув себе гибкость и энергичность. Разумеется, когда все эти задачи будут выполне­ны, она испытает огромное чувство удовлетворения. Но разве для ощущения полноты жизни обязательно дожидаться, пока «растают» все тридцать фунтов? Посредством коучинга можно разработать план действий, который сразу направит клиентку на путь к конечной цели. Шаги по этой заранее проложенной до­роге — это и есть «призывающий путь». Теперь клиентка может переживать чувство самореализации каждый день: она уже идет по этому пути. Осознание факта такого движения по пути мо­жет послужить сильной внутренней поддержкой для клиента в дни, когда он начинает терять мужество. Подходящий момент для перехода к «призывающему пути» наступает тогда, когда клиент начинает говорить о жизни, как о чем-то, что наступит когда-нибудь в будущем, будто ему необходимо что-то специаль­но сделать, прежде чем (и чтобы) начать жить. В эту минуту его следует спросить: «А как бы Вы могли уже сейчас жить столь же полной жизнью? Что могло бы стать для Вас хорошим "призыва­ющим путем"?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.