КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа № 14
Методика определения переключения внимания. 1. Предъявите испытуемому первую таблицу Шульте-Платонова и дайте инструкцию: «Перед Вами таблица, разделенная на клетки, в ней нанесены черные и красные цифры. Вы должны находить, показывать и называть черные цифры в порядке нарастания от одного до 25. Работать как можно быстрее и не делать ошибок. Начните работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время заполнения задания «а» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2. 2. Затем испытуемому предъявляется таблица «b». Дается следующая инструкция: «Теперь Вы должны отыскать, показать и назвать красные цифры в порядке их убывания – от 24 до 1. Работать как можно быстрее и точнее. Начинайте работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» исследователь включает секундомер. Время выполнения задания «b» исследователь заносит в протокол, в таблицу № 2. 3. Затем испытуемому предъявляется таблица «с». дается новая инструкция: «Перед Вами новая таблица. Вы должны попеременно отыскивать, показывать и называть черные и красные цифры. Порядок Вашей работы должен быть таким: 1 – черная, 24 – красная, 2 – черная, 23 – красная, 3 – черная, 22 – красная и т.д. Вы должны работать как можно быстрее, но не делать ошибок. Поочередно называйте красные и черные числа. Черные от начала к концу, красные – от конца к началу. Одновременно с командой «Начали» включается секундомер. Время выполнения задания «с» исследователь заносит в протокол, таблицу № 2.
Таблица № 2.
4. Вычислите время, затраченное на переключения внимания (П) по формуле: П = С – (А + В) = _________________ = ________________
5. Оцените уровень переключения внимания: I. (высокий) – П > 60 сек. II. (выше среднего) – П = 61 – 90 сек. III. (средний) – П = 91 – 100 сек. IV. (ниже среднего) – П = 101 – 120 сек. V. (низкий) – П < 120 сек.
6. Рекомендации к оформлению работы: 1. Переписать в тетрадь таблицу №2. 2. Занести в таблицу результаты исследования. 3. Сделать вывод об уровне переключения.
Контрольные вопросы.
1. Что такое внимание? 2. Кому принадлежит учение о доминанте? 3. Каковы свойства доминантных очагов возбуждения? 4. Каков физиологический механизм внимания? 5. Какова продолжительность активного внимания в различных возрастных группах? 6. От чего зависит продолжительность активного внимания? 7. Какие процессы развиваются в том или ином возрасте в ЦНС, если продолжительность умственной работы превышает время активного внимания? 8. Что такое переключение внимания? 9. Какие особенности нервных процессов оно позволяет выявить?
Тема: Определение индивидуальных видов памяти.
Память – одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. По времени хранения информации память подразделяют на: - мгновенную – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации в течении 0,1 – 0,5 секунд; - кратковременную – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени (10 – 15 минут). В ней сохраняются наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание; - оперативная – хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока (от 20 секунд до нескольких дней). Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком; - долговременная – хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Существуют и другие классификации видов памяти: 1. Двигательная, связанная с запоминанием и воспроизведением движений. 2. Образная, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят назрительную, слуховую, осязательную и т.д.). 3. Словесно- логическая (свойственная человеку форма памяти), связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением. 4. Эмоциональная память, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. 5. Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести. 6. Произвольная,осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы. После определения индивидуальных видов памяти можно рекомендовать следующие приемы запоминания: 1. Понимание того, что нужно усвоить. Для лучшего усвоения материала полезно: разбить его на смысловые части, выделяя при этом главное и второстепенное. Составить план прочитанного; запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязывается заучиваемое. Пересказать текст своими словами. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Особое значение приобретает способность находить в вещах сходства и различие. 2. Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Надо стараться придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску – это облегчит его запоминание. Следует учитывать, что положительное запоминание лучше, чем нейтральное и тем более отрицательное. 3. Память развивается путем упражнений. Нужно учитывать, что включение запоминаемого материала в практическую деятельность помогает лучшему запоминанию. Нужно стараться побольше решать задач, выполнять практические упражнения с использованием информации, которую необходимо запомнить. 4. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому нужно тренировать все виды памяти. 5. Одно из основных правил улучшения памяти – повторение. Целесообразно сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15 – 20 минут предотвращается забывание. Последующее повторение лучше проводить через 8 – 9 часов и через 24 часа. При повторении не следует переутомляться. 6. Установить ассоциацию между информацией, необходимой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым. Так, чтобы запомнить порядок цветов в спектре, можно запомнить фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Цель работы: научиться определять индивидуальные особенности памяти и подбирать упражнения для ее тренировки.
Оборудование: карточки с заданиями, секундомер.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |