КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекции по теме 5: Методы шкалирования
План лекции: 1. Шкалы измерений в гуманитарных науках. 2. Типы шкал, используемых в педагогических исследованиях. Шкалы измерений в гуманитарных науках В целом научно-исследовательскую работу психолога, педагога или социолога, проводящего измерения, можно представить по следующей схеме.
Любой вид измерения предполагает наличие единиц измерения. Единица измерения – это та «измерительная палочка», как говорил С. Стивенс, которая является условным эталоном для осуществления тех или иных измерительных процедур. В естественных науках существуют стандартные единицы измерения, например градус, метр и т.д. В педагогических измерениях за единичными исключениями, нет собственных измерительных единиц. Поэтому в большинстве случаев значение педагогического признака определяется при помощи специальных измерительных шкал. Согласно С. Стивенсу существуют четыре типа измерительных шкал (или способов измерения): 1. номинативная, номинальная или шкала наименований; 2. порядковая, ординарная или ранговая шкала; 3. интервальная или шкала равных интервалов; 4. шкала равных отношений, или шкала отношений. Измерение вообще в любой науке возможно только четырьмя способами. Причем каждая измерительная шкала имеет собственную, отличительную от других форму числового представления или кода. Измерения осуществляемые с помощью двух первых шкал, считаются качественными, а осуществляемые с помощью двух последних шкал – количественными. Подчеркнем, что, как правило, статистические процедуры различны для каждой шкалы. Именно поэтому специфические особенности измерительных шкал обязательно должны учитываться при статической обработке экспериментального материала. Номинативная шкала. Измерение в номинативной шкале (номинальной или шкале наименований) состоит в присваивании измеряемому объекту или явлению определенного обозначения или символа (численного, буквенного и т.п.). В этой шкале процедура измерения сводится к классификации и группировке измеряемых объектов с последующим объединением их в непересекающиеся множества при условии, что объекты, принадлежащие к одному множеству, идентичны (или аналогичны) друг другу в отношении какого-либо признака или свойства, тогда как объекты, различающиеся по этому признаку, попадают в разные множества (классы, группы). Таких непересекающихся множеств (классов, групп) может быть несколько. Классический пример измерения по номинативной шкале в психологии – разбиение людей по номинативной шкале в психологии – разбиение людей по четырем темпераментам: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Приведем пример измерения в номинативной шкале, изучая вопрос о том, как люди предпочитают проводить досуг: а) с товарищами, приятелями; б) на лоне природы; в) в занятиях спортом; г) в кругу семьи. Получаются четыре непересекающихся множества, обозначенных символами а, б, в, г. Самая простая номинативная шкала называется дихотомической, поскольку состоит только из двух непересекающихся множеств (классов). В дихотомической шкале измеряемые признаки можно кодировать двумя любыми различающимися между собой цифрами, буквами, символами, например: 1и 2, А и В. Признаки, измеренные в дихотомической шкале, называются альтернативными. Например, подсчитаем число мальчиков и девочек в группе. Мальчиков кодируем цифрой 1, а девочек – цифрой 5. Подсчитаем общее количество цифр (кодов) 1 и 5. Это и есть подсчет частоты признака. На основе частот можно подсчитать процентное соотношение мальчиков и девочек в классе. К результатам измерений, полученным в номинативной шкале, можно применить лишь небольшое число статистических методов: критерий χ 2 (хи-квадрат), угловое преобразование Фишера и коэффициент корреляции φ. Порядковая (ранговая, ординарная) шкала. Измерение по этой шкале расчленяет всю совокупность измеренных признаков на такие множества (классы, группы), которые связаны между собой качественными отношениями типа, «больше – меньше», «выше-ниже», «лучше-хуже» и т.п. В порядковой шкале группы располагаются по порядку (рангу) – от самой большой (высокой, умной и т.п.) до самой маленькой (низкой, глупой и т.п.), или наоборот. Типичный и очень хорошо известный всем пример порядковой шкалы – это школьные оценки: от 5 до 1 балла. Правила ранжирования рассмотрим на примере. I. Ранжирование качественных признаков Пример 1. Испытуемому предлагается задание, в котором семь личностных качеств необходимо упорядочить (проранжировать) в двух столбцах: в левом столбце в соответствии с особенностями его «Я реального», а в правом столбце в соответствии с особенностями его «Я идеального». Результаты ранжирования сводятся в таблицу 1. Таблица 1
Ранжирование в левом столбце осуществляется следующим образом: поскольку всего имеется 7 качеств, то максимальный ранг 7 приписывается качеству наиболее значимому на данный момент времени, а минимальный 1 – наименее значимому. Остальным качествам в соответствии со степенью их значимости приписываются цифры (ранги) от 6 до 2. В правом столбце проводится ранжирование в соответствии с тем, какими качествами человек хотел бы обладать в идеале. Максимально желательному качеству ставится в соответствие наибольший ранг, а наименее желательным качествам ставятся меньшие величины рангов. В зависимости от предпочтения можно проставлять величины рангов и в противоположном порядке, т.е. наиболее значимому качеству приписать ранг 1, наименее значимому – ранг 7. II. Ранжирование количественных признаков Пример 2. В результате диагностики невроза у пяти испытуемых по методике К. Хека и Х. Хесса были получены следующие баллы: 24, 25, 37, 13, 12. Этому ряду чисел можно проставить ранги двумя способами: 1) большему числу в ряду ставится больший ранг, в этом случае получится – 3,4,5,2,1; 2) большему числу в ряду ставится меньший ранг, в этом случае получится – 3,2,1,4,5. Имеет место формула для подсчета суммы рангов по столбцу (строчке). Если ранжируется чисел, то сумма рангов рассчитывается по формуле: . В случае примера 1 число ранжируемых признаков было равно , поэтому сумма рангов, подсчитанная по данной формуле, должна равняться . Сумма рангов в таблице рассчитывается: , где – число строк, – число столбцов. Шкала интервалов. Главное понятие этой шкалы – интервал, а точнее – равный интервал. Размер интервала – величина фиксированная и постоянная на всех участках шкалы. Важной особенностью шкалы интервалов является то, что у нее нет естественной точки отсчета (нуль условен и не указывает на отсутствие измеряемого свойства). К экспериментальным данным, полученным в этой шкале, применимо большинство статистических методов. Шкала отношений. Эта шкала по сути очень близка интервальной. Если в интервальной шкале строго фиксировать начало отсчета, то любая интервальная шкала превращается в шкалу отношений. Шкала называется также шкалой равных отношений. Ее особенностью является наличие твердо фиксированного нуля, который означает полное отсутствие какого-либо свойства или признака (нулевой вес, нулевая длина и т.п.). Шкала отношений является наиболее информативной шкалой, допускающей любые математические операции и использование практически всех статистических методов. Шкала равных отношений классифицирует объекты пропорционально степени выраженности измеряемого объекта. В этой шкале классы объектов обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8 и т.п. Единица измерения в этой шкале: 1 наблюдение, 1 выбор, 1 ошибка, 1 задание теста, 1 учебный модуль и т.п. Типы шкал, используемых в педагогических исследованиях Рассмотрим таблицу, в которой приведены типы шкал, используемых в педагогических исследованиях.
Вопросы для самоконтроля: 1. Типы измерительных шкал. 2. Как произвести измерения по номинативной шкале? 3. Характеристика порядковой шкалы. 4. Правила ранжирования качественных признаков. 5. Правила ранжирования количественных признаков.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |