Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие представления о качестве и надежности автомобиля




Большинство задач, решаемых технической эксплуатацией, связано в большей или меньшей степени с качеством изделий (в данном случае автомобилей, агрегатов, деталей, технологиче­ского оборудования) и эксплуатационных материалов при их функционировании или использовании в определенных условиях эксплуатации.

По международному стандарту ИСО качество — это совокуп­ность характеристик объекта, относящихся к его способности удов­летворять установленные и предполагаемые потребности. По оте­чественному стандарту качество — это совокупность свойств про­дукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять опреде­ленные потребности в соответствии с ее назначением. Еще гово­рят, что качество — это совокупность свойств изделия выполнять заданные функции при использовании его по назначению.

Качество автомобиля закладывается в процессе его проекти­рования, обеспечивается в процессе его производства и поддер­живается в процессе эксплуатации — последнее является зада­чей инженерных служб автотранспортных предприятий (АТП), станций технического обслуживания (СТО) и других организа­ций, занимающихся технической эксплуатацией автомобилей. Рассмотрим подробнее структуру понятия «Качество автомоби­ля» (рис. 1.1).

Качество автомобиля выражается широкой совокупностью свойств, каждое из которых характеризуется одним или нескольки­ми параметрами, которые количественно выражаются конкретны­ми показателями. Например, динамичность характеризуется мак­симальной скоростью автомобиля, временем разгона до скорости 10 км/ч и т.д. Конкретный автомобиль с определенным техниче­ским состоянием имеет определенное значение показателей пара­метров. Следует иметь в виду, что не все свойства могут быть вы­ражены количественными показателями, например удобство по­садки водителя и т.д.

В процессе эксплуатации автомобиля его качество ухудшается за счет изменения показателей. Надежность является специфическим свойством качества, поскольку проявляется только в течение дли­тельного времени. Обобщенно можно считать, что надежность — это качество изделия, развернутое во времени. По общепринятому определению надежность — это свойство изделия (объекта) вы­полнять заданные функции, сохраняя во времени значения уста­новленных показателей в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, ТО и Р, хранения и транс­портирования.

Надежность — сложное понятие, оно выражается четырьмя параметрами:

безотказность — свойство объекта (изделия) непрерывно со­хранять работоспособное состояние в течение некоторого време­ни или наработки. Показателями безотказности являются: сред­няя наработка на отказ; интенсивность потока отказов как вели­чина, обратная средней наработке на отказ; вероятность безот­казной работы при заданной наработке;

долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для ТО и текущего ремонта (ТР). Показателями являются: средний ресурс (в единицах наработки), средний срок службы (обычно в кален­дарных годах), гамма-процентный ресурс (это ресурс, который достигается, например, 95 % объектов);

ремонтопригодность {эксплуатационная технологичность) — свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисп­равностей. Применительно к автомобилю по ГОСТ 20334—81 по­казателями ремонтопригодности являются: периодичность ТО, разовая оперативная трудоемкость ТО, удельная трудоемкость ТО, количество используемых видов горючего и смазочных материа­лов (ГСМ), инструментов и оснастки и т.п.;

сохраняемость свойство объекта сохранять установленные показатели качества в процессе хранения, транспортирования и непосредственно после. Показателями сохраняемости являются средний и гамма-процентный срок хранения.

Основными терминами и понятиями надежности также явля­ются:

отказ — изменение одного или нескольких показателей задан­ных параметров объекта, приводящее его в неработоспособное состояние. Изменения могут быть внезапными (случайными) и систематическими с нарушением геометрии деталей или свойств материалов. Изменения, постепенные по развитию, могут быть внезапные по проявлению;

неисправность — состояние, когда объект не отвечает хотя бы одному из требований нормативно-технической документации (на­пример, отказ стеклоподъемника является неисправностью авто­мобиля);

сбой — самоустраняющийся отказ (например, при образова­нии паровых пробок в топливопроводе).

По происхождению или причинам появления отказы и неисп­равности делят на три вида:

конструкционные (по вине конструктора);

производственные (следствие плохо организованного производ­ственного процесса);

эксплуатационные (следствие неправильной эксплуатации или неблагоприятного сочетания режимов эксплуатации).

Следует иметь в виду, что производство высоконадежных авто­мобилей требует больших затрат изготовителя и малых затрат при эксплуатации автомобилей, т.е., в принципе, существует опти­мальная надежность автомобиля, обеспечивающая минимум сум­марных затрат. Практически определение оптимальной надежно­сти затруднено, поскольку само понятие надежности многознач­ное и не может быть выражено единым показателем.

Основной задачей ТЭА является поддержание заданных техни­ческими условиями показателей качества автомобилей в эксплуа­тации, для чего необходимо иметь четкие представления о факто­рах и процессах, приводящих к изменению эксплуатационных характеристик автомобилей. Обобщенно все изменения техничес­кого состояния автомобиля могут быть сведены к двум причинам:

изменение свойств конструкционных материалов;

изменение геометрии деталей, включая размеры, форму, вза­имное расположение поверхностей и их шероховатость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.