КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предел выносливости металлов (в процентах от первоначального значения) по окончании года хранения
Межкристаллитная коррозия — это процесс диффундирования (просачивания) кислорода в кристаллическую решетку металла. Этот процесс снижает усталостную прочность деталей (табл. 1.1). Как видно из табл. 1.1, после долгого хранения стали будут плохо работать при циклических нагрузках, на деталях могут быстро возникать усталостные трещины. Известны случаи коррозионного растрескивания высокопрочных сталей, попадающих в агрессивные коррозионные среды, когда кислород как бы разъединяет кристаллы в кристаллической решетке. Наводороживание — это процесс диффундирования водорода в кристаллическую решетку металлов, приводящий к повышению хрупкости и снижению усталостной прочности детали. Наводороживание может происходить при нарушении режимов нанесения гальванических покрытий на поверхность деталей. На практике известны случаи поломки хромированных компрессионных поршневых колец автомобильных двигателей из-за усталости, поскольку кольца в процессе работы вибрируют как упругие балки и галопируют на масляном клине при скольжении по стенке цилиндра. На рис. 1.12 показан поршень, у которого сломанный конец хромированного кольца в процессе работы «разбил» (т. е. деформировал) канавку. Межкристаллитная адсорбция (эффект Ребиндера) — это процесс разупрочнения деталей за счет расклинивающего действия молекул, попадающих в трещины или надрезы. Будучи высоко поляризованными и обладающими хорошей адгезией, молекулы, контактирующие с поверхностью детали, стараются «смочить» всю поверхность и устремляются в трещину. Когда ширина трещины становится соизмеримой с размером молекул, они начинают раздвигать ее, что приводит к росту трещины (рис. 1.13). Известны опыты, в которых на разрывной машине испытывались нагретые до 300 °С образцы с надрезом. В обычных условиях разрушающее усилие было равно 118 кН, а когда на надрез при испытаниях наносили паяльником припой, то такие же образцы разрушались при нагрузке 20 кН. Это явление впервые в 1928 г. объяснил академик П.А. Ребиндер [30]. Расклинивающим действием для автомобильных деталей обладают смазочные материалы, присадки к ним, этиленгликоли охлаждающих жидкостей и др. На рис. 1.14 показан случай поломки чугунного распределительного вала газораспределительного механизма (ГРМ) после того, как владелец автомобиля добавил в масло купленную в магазине противоизносную присадку. Вид излома распредвала явно однородный и не имеет двух зон, характерных для усталостного излома. Заметный выступ на поверхности излома располагается в плоскости разъема литейных форм, где при протекании чугуна образовался заусенец, который был снят при механической обработке (следы обработки видны сбоку распредвала, на рисунке не показаны). Можно предположить, что из-за
Рис. 1.12. Поршень с деформированной сломанным кольцом канавкой.
разной скорости застывания участков вала в нем в этой зоне остались внутренние напряжения, из-за которых при сверлении отверстия для смазки образовалась трещина. Попавшая в трещину
противоизносная присадка, активно смачивающая поверхность, расклинила трещину и привела к разрушению вала при его работе. Имеются данные, что смазочные масла в среднем снижают усталостную прочность деталей машин на 20 % [ 1 ]. Изменение свойств неметаллических материалов весьма разнообразно и должно рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае. Например, смазочное масло значительно меняет вязкость при изменении температуры — это влияет на условия подачи масла в зону трения, на характеристики работы амортизаторов автомобиля, что, в свою очередь, влияет на динамические нагрузки, испытываемые деталями автомобиля и т.д. Понижение температуры приводит к выпадению в осадок парафиновых фракций дизельного топлива, и при этом форсунки будут подавать в цилиндры «другое» топливо и т. п. В конструкции автомобиля используются различные по своей природе пластмассы, которые также по-разному будут менять свои свойства в процессе эксплуатации автомобиля. В качестве примера рассмотрим только изменение фрикционных свойств резины. Если для металлических деталей коэффициент трения в сопряжении зависит, главным образом, от наличия или отсутствия в зоне трения смазки, то коэффициент трения резины о сталь существенно зависит от давления в контакте р (рис. 1.15). По опытным данным, при увеличении давления от 0,1 до 24 МПа коэффициент трения f уменьшается в девять раз [30]. При изменении температуры коэффициент трения также существенно меняется (рис. 1.16). При увеличении скорости скольжения коэффициент трения резины о сталь сначала растет, а затем уменьшается. Наиболее сильно это выражено для сухого трения (рис. 1.17).
Из рассмотренных графиков можно понять насколько разнообразно могут вести себя резиновые детали автомобиля в процессе его эксплуатации (уплотнители с утра могут скрипеть, а в середине дня скрип может исчезнуть и т.п.). В качестве примера можно рассмотреть изменение свойств используемого в двигателе автомобилей ВАЗ демпфера крутильных колебаний, содержащего резиновый гасящий элемент. По результатам заводских испытаний при температуре 34 °С демпфер имеет резонансную частоту 357 Гц, а по мере увеличения температуры до 60 °С частота плавно уменьшается и становится равной 293 Гц. Интересно, что по мере работы автомобиля (после 118тыс. км) собственная частота демпфера крутильных колебаний практически не меняется, а такой же демпфер после восьми месяцев хранения (без использования) увеличил частоту собственных колебаний почти на 10 %. Естественно, что изменение резонансных частот демпфера будет менять вибрационные характеристики автомобиля в целом. Воздействие биологических факторов имеет важное значение, так как в состав многих материалов, используемых в конструкции автомобилей, входят органические вещества, которые в процессе эксплуатации автомобиля могут подвергаться воздействию микроорганизмов. К таким материалам относятся органические добавки к смазочным маслам и консистентным смазкам, герметизирующие прокладки, фильтрующие элементы, компоненты изоляции проводов, текстолитовые и гетинаксовые панели электроприборов и т.д. Наиболее опасным среди биологических факторов является воздействие плесневых грибов на изоляционные материалы, приводящее к уменьшению их прочностных свойств и диэлектрических характеристик. Поражение плесенью часто начинается на хлопчатобумажной оплетке пучка проводов при попадании на оплетку воды и отсутствии условий для ее быстрого высыхания. Затем плесень распространяется и на провода с лакошелковой изоляцией. В пораженных плесенью электронных приборах, имеющих печатные платы, возможны нарушения электрических соединений. Воздействие выделяемых плесенью и другими микроорганизмами органических кислот ускоряет коррозию электрических контактов. Весьма существенными могут быть воздействия микроорганизмов на текстильные материалы обивки кузова, приводящие к изменению их внешнего вида и появлению неприятных запахов.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |