Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические основы аргументации




Тест

1. Об использовании какого вида индукции идет речь в следующем тексте?

’’До 1925 года статистика исчисляла развитие промышленности примерно так же, как это делают по сей день в большинстве стран: данные о производстве продукции в натуре за предшествующий год сравниваются с теми же сведениями за год последующий. Но видов продукции много – сейчас их у нас в стране около 24 миллионов. Ясно, что в разумный срок немыслимо сличить выпуск их всех. Для сравнения берут лишь малую их часть, но непременно такие, которые удовлетворительно характеризуют общий темп развития индустрии. В этом смысле отличный, прямо-таки восхитительный измеритель – производство электромоторов в штуках и в суммарной мощности. Коль скоро это основной тип двигателя в промышленности, смело можно предположить: выпуск техники для индустрии не увеличивается в большей степени, чем приросло производство моторов. Обычно достаточно взять несколько десятков, в крайнем случае, несколько сотен подобных ключевых продуктов, чтобы давно известным статистическими методами вывести общий темп развития промышленности’’ (Селюнин В., Харин Г. Лукавая цифра // Новый мир. 1987. №2. С. 188)

а) полная индукция

б) неполная популярная индукция

в) неполная научная индукция

2.. Об использовании какого вида индукции идет речь в следующем тексте?

Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что Андрей с увлечением читает детективы. Игорь тоже читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, тоже держит в руках детектив. (Яшин Б. Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996).

а) полная индукция

б) неполная популярная индукция

в) неполная научная индукция

3. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

Чем сильнее материальная заинтересованность человека в результатах труда, тем выше производительность труда.

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

4. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

В городе N произошло острое пищевое отравление большого количества людей. Для того чтобы предотвратить дальнейшее отравление людей, необходимо было установить, какие продукты питания вызвали это отравление. Сотрудники санитарно-эпидемиологической службы проанализировали ситуацию используя данные табл. 8. Какой из продуктов питания послужил причиной отравления?

 

Таблица 8.

Фамилии заболевших Предшествующие обстоятельства (употреблямые перед отравлением продукты питания) Наблюдаемое явление (отравление)
  A B C D E F G  
Иванов + + + - - - - +
Петров + - + + - - - +
Сидоров + - - + + + + +
Сергеев + - - - + - - +
Андреев + + - - - + + +

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

5. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

«Ученые из Лионского университета во Франции, обследовав свыше ста мужчин, пришли к любопытному выводу: чем больше борода, тем скорее происходит облысение. Объяснение этой зависимости простое. Известно, что когда температура тела повышается, терморегуляционные процессы ускоряют кровообращение в коже и освобождают таким образом избыток тепла. Делается это для того, чтобы защитить мозг от перегрева. Между тем борода представляет собой термическую изоляцию, затрудняющую отдачу тепла через кожу. Высказывается гипотеза о том, что у многих мужчин облысение – проявление адаптации организма, которое предохраняет мозг от перегрева» (Знание -сила. 1986. №4).

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

6. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

Там, где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов общественного развития.

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

7. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

Известно, что дельфины с большой скоростью передвигаются в воде. Расчеты показали, что мускульная сила дельфинов, даже при совершенно обтекающей форме тела, не в состоянии обеспечить столь высокую скорость. Предположим, что часть причины заключается в особом строении кожи дельфина, срывающей завихрения воды. В дальнейшем это предположение было подтверждено экспериментально.

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

8. При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение:

При наблюдении за планетой Уран обнаружили, что ее орбита существенно отличается от вычисленной. Выясняя причину этого, установили, что частично отклонение происходит под влиянием других известных планет. Однако часть отклонения оставалась необъясненной. Тогда французский ученый Леверье выдвинул гипотезу о существовании неизвестной планеты, вызывающей это отклонение движения Урана. Вскоре немецкий астроном Галле действительно обнаружил ее в предполагаемом месте. Открытой планете дали название Нептун.

а) метод единственного сходства

б) метод единственного различия

в) соединенный метод сходства и различия

г) метод сопутствующих изменений

д) метод остатков.

9. Установите, в каком из умозаключений по аналогии вывод является более вероятным:

а) Мне кажется, что уклад этих двух семей должен во многом совпадать. В обеих семьях брак был ранним, в обеих жена пришла в семью мужа. В течение первого года в обеих семьях родились дети. Обе семьи – студенческие.

б) Уклад жизни этих двух семей, видимо, во многом должен совпадать. Это ясно: браки в обоих случаях – ранние, в обеих семьях жена пришла в семью мужа. Обе семьи студенческие и в обеих уже в первый год родились дети. К тому же в обоих случаях родители супругов – потомственные рабочие.(Яшин Б. Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.).

а) более вероятный вывод в умозаключении а.

б) более вероятный вывод в умозаключении б.

10. Какой вид аналогии представляет собой следующее рассуждение:

«В философии существует знаменитая проблема чужого сознания, которую еще Дж. Беркли предлагал разрешить при помощи умозаключения по аналогии. Мы же можем непосредственно установить наличие сознания у другого человека, а вынуждены судить только по внешним признакам – его действиям и речи. Наше рассуждение в таком случае имеет следующий вид. Из внутреннего опыта нам известно, что наше собственное сознание связано с 1) обладанием членораздельной речью, 20 адекватной реакцией на речь других людей. 3) адекватной реакцией на действия других людей. Если мы наблюдаем, что другой человек 1) обладает членораздельной речью, 2) адекватно реагирует на нашу речь, 3) адекватно реагирует на наши действия. то на этом основании мы заключаем, что он обладает сознанием.

а) популярная (нестрогая) аналогия

б) научная (строгая) аналогия.

 


6.1. Аргументация как способ рассуждения.

 

Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения (суждения, гипотезы, концепции и т.д.) с использованием других утверждений.

Важнейшим аспектом аргументации является доказательность. Но понятие ’’аргументация’’ шире, чем понятие ’’доказательство’’. Задачей доказательства является обоснование истинности тезиса. А целью аргументации кроме того является обоснование целесообразности принятия тезиса.

Влиять на убеждения людей можно различными средствами: с помощью речи и словесно выраженных доводов, жестом, мимикой, наглядными образами, молчанием (’’красноречивое молчание’’), насилием, гипнозом, внушением, подсознательной стимуляцией, лекарственными средствами и т.п.

Но собственно аргументация понимается именно как речевая процедура, как речевое воздействие с помощью системы высказываний, направленное на оправдание или опровержение какого-то мнения. Аргументация представляет собой апелляцию к разуму человека, который рассудив, должен либо принять, либо отвергнуть наше мнение.

Выделяются различные формы процессов аргументации. Это, во-первых, такие элементарные формы, как доказательство и опровержение, подтверждение и критика. Это, во-вторых, сложные формы – споры, дискуссии, представляющие собой определенные сочетания элементарных форм. Все эти логические операции имеют одинаковую структуру, включающую в себя следующие элементы: 1) тезис, 2) аргументы, 3) демонстрацию. Тезис – это суждение, истинность или ложность которого обосновывается. Аргументы – суждения, с помощью которых обосновывается истинность или ложность тезиса. Демонстрация – это рассуждение, показывающее логическую связь между тезисом и аргументами. Демонстрация представляет собой тот или иной вид умозаключений. Она логически санкционирует переход от аргументов к тезису.

 

6. 2. Доказательство.

 

Доказательство представляет собой рассуждение, направленное на обоснование истинности некоторого суждения, путем выведения его из других суждений, истинность которых уже установлена. Доказательство это, по существу, умозаключение, приводящее к выводу, совпадающему с тем положением, которое требуется доказать.

Доказательства делятся на прямые и косвенные. Доказательство, в котором истинность тезиса непосредственно выводится из аргументов, называется прямым. В таком доказательстве демонстрируется связь аргументов именно с тезисом, а не с каким-либо другим, опосредующим суждением.

 

Структуру прямого доказательства передает следующая схема:

 

а1, а2,... аn

 
 


Т

где а1, а2,...,аn – аргументы, Т – тезис, а стрелки от аргументов к тезису – демонстрация.

При прямых доказательствах важно найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекал бы тезис.

 

Доказательство высказывания, которое достигается посредством опровержения некоторых других высказываний, определенным образом связанных с тезисом, называется косвенным. В доказательствах этого вида тезис обосновывается опосредованно, при помощи введения дополнительных суждений, несовместимых с тезисом. Именно к этим дополнительным суждениям обращены аргументы в косвенных доказательствах.

Косвенные доказательства делятся на два вида: 1) доказательство от противного, 2) доказательство посредством исключения альтернатив.

Доказательство от противного осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения.

Доказательство посредством исключения альтернатив. В отличие от рассмотренного выше вида косвенных доказательств, в котором сопоставляются две альтернативы: тезис и антитезис, в доказательстве посредством исключения альтернатив тезису противопоставляется сразу несколько альтернатив. Тезисом в данном случае будет один из членов разделительного суждения, а антитезисом – все остальные члены разделительного суждения (альтернативы). Для доказательства истинности тезиса осуществляется доказательство ложности всех альтернатив, кроме самого тезиса. Демонстрация в этом случае представляет собой рассуждение по отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического умозаключения. Схематично доказательство посредством исключения альтернатив выглядит следующим образом:

 

p V q V T

p, q

 

T

 

где Т – тезис, а р и q – другие альтернативы, рассматриваемые в качестве антитезиса.

6. 3. Опровержение.

 

Опровержение можно охарактеризовать как рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и устанавливающее его ложность или недоказанность.

Существует три вида опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации.

Опровержение тезиса – это рассуждение, в ходе которого устанавливается ложность тезиса. Опровержение тезиса может осуществляться различными способами:

а) опровержение фактами, т.е. приводятся факты, противоречащие тезису (опровергаемому суждению);

б) установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса. Доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине. Этот прием называется ’’сведение к абсурду’’;

в) опровержение тезиса через доказательство антитезиса. По отношению к опровергаемому тезису А выдвигается противоречащее ему суждение, т.е. А, и суждение А доказывается. Если антитезис истинен, то тезис ложен, третьего не дано.

Опровержение аргументов. Это рассуждение, показывающее необоснованность тезиса путем доказательства ложности аргументов. Аргументы опровергаются при помощи тех же приемов, что и тезис. Следует иметь в виду, что ложность аргументов еще не означает ложности самого тезиса. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным.

Опровержение демонстрации. Выявление несостоятельности демонстрации состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Доказательство построено неправильно, если нарушено какое-либо правило умозаключения. Благодаря этому доказывается, что между тезисом и аргументами отсутствует отношение логического следования. Обнаружив ошибки в ходе демонстрации, мы опровергаем ее ход, но не опровергаем сам тезис.

 

6. 4. Правила аргументации.

 

Чтобы доказательство или опровержение были эффективными и достигали своей цели, необходимо соблюдение при их осуществлении целого ряда правил. Для каждого структурного элемента аргументации – тезиса, аргументов, демонстрации – есть свои правила.

Правила по отношению к тезису.

1. Тезис должен быть сформулирован ясно, точно и однозначно.

2. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства. Это требование означает. что нельзя подменять обсуждение тезиса, сформулированного первоначально, обсуждением другого (пускай и похожего) тезиса.

 

Правила по отношению к аргументам.

1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

2. Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса.

3. Аргументы должны быть достаточным основанием для признания истинности тезиса.

 

Правила по отношению к демонстрации.

Поскольку демонстрация представляет собой тот или иной вид умозаключений, то доказательство или опровержение должны строиться по правилам соответствующего вида умозаключений. Это общее требование в виде правила можно сформулировать так:

Тезис должен быть заключением, логически следующим из посылок.


Тренировочные задания

 

Тренировочные задания к разделу 6. Ответ/Решение
1.К тезису «Сократ смертен» подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом в форме простого категорического силлогизма.  
2.К тезису «Сократ смертен» подберите аргументы и продемонстрируйте их связь с тезисом в форме условно-категорического умозаключения.    
3.Определите способ аргументации тезиса в следующем примере: «... В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката – в меньшей посылке. Докажем..., что меньшая посылка должна быть непременно утвердительной... Допустим, что меньшая посылка отрицательная. Тогда... и заключение должно быть отрицательным. Но в отрицательных суждениях предикат всегда распределен... термин же распределенный в заключении, не может быть не распределен в посылках... Это значит, что больший термин должен быть распределен в большей посылке, где он является предикатом. А это значит, что большая посылка должна быть непременно отрицательной, так как предикаты распределены только в отрицательных суждениях. Итак, предположив, что меньшая посылка является отрицательной. Мы с необходимостью приходим к заключению. что и большая посылка является отрицательной. А известно, что из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. Это значит, что наше предположение неверно: меньшая посылка не может быть отрицательной, она должна быть утвердительной». (Горский Д. П. Логика. М. 1963).    

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.