Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения тренировочных заданий




Тест

 

1. Определите способ доказательства, используемый в следующем рассуждении.

«По письмам Чехова известно, что в зрелом возрасте он мечтал написать роман, начинал его и бросал, и продолжал писать рассказы, маленькие и большие, но всегда наполненные трепетом жизни, огромной мыслью общественного звучания, рассказы, по значимости и полноте своей... равные роману, понимаемому нами как жанр широкого социального обобщения. (Т)

Рассказ «Дама с собачкой» мог бы быть романом, все здесь дано для романтического сюжета: и сложная семейная коллизия, и поиски счастья, и внезапная и неожиданная любовь к женщине. (а1)

«Скучная история» – это глубочайшее исследование человека прожившего жизнь, не понявшего ее и так и не нашедшего себя, -- тоже, по моему убеждению, рассказ-роман. (а2) «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Именины», «Моя жизнь»... – я мог бы перечислять множество чеховских рассказов, а по социальной емкости – романов, с большой мыслью, интимным проникновением в человеческую душу...» (а3) (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1976).

а) прямое доказательство в форме неполной индукции

б) косвенное апагогическое доказательство

в) косвенное разделительное доказательство

 

2. Определите способ доказательства, используемый в следующем рассуждении.

Требуется доказать, что во второй фигуре силлогизма одна из посылок должна быть отрицательной. Допустим, что в ней обе посылки утвердительные. В этом случае средний термин не будет распределен ни в одной из них как предикат утвердительных суждений, что противоречит второму правилу терминов. Следовательно, чтобы это правило выполнялось, необходимо, чтобы одна из посылок была отрицательным суждением. (Сборник упражнений по логике. Мн., 1990).

а) прямое доказательство

б) косвенное апагогическое доказательство

в) косвенное разделительное доказательство

3. Определите способ доказательства в следующем примере:

Данный автомобиль опрокинулся в следствие резкого торможения. Причинами опрокидывания автомобиля могут быть превышение скорости на поворотах, резкое торможение, неправильное расположение груза. Экспертизой установлено, что ни превышение скорости на поворотах, ни неправильное расположение груза не имели места. Значит автомобиль опрокинулся вследствие резкого торможения.

а) прямое доказательство

б) косвенное апагогическое доказательство

в) косвенное разделительное доказательство

 

4. Определите способ доказательства в следующем примере:

Студенты могут сдать экзамен либо на «отлично», либо на «хорошо», либо на «удовлетворительно», либо на «неудовлетворительно». На экзамене по математике никто в нашей группе не получил ни отличной, ни удовлетворительной, ни неудовлетворительной оценки. Значит, все сдали экзамен на «хорошо».

а) прямое доказательство;

б) косвенное апагогическое доказательство;

в) косвенное разделительное доказательство.

5. Какое из перечисленных ниже суждений будет антитезисом по отношению к суждению «Некоторые философы – авторы художественных произведений?»

а) все философы – авторы художественных произведений;

б) некоторые философы не являются авторами художественных произведений;

в) ни один философ не является автором художественных произведений.

6. Установите, какой способ опровержения тезиса «Все студенты нашей группы успешно сдали весеннюю сессию» использован в следующем рассуждении:

«Иванов успешно сдал весеннюю сессию»(с1)

«Петров успешно сдал весеннюю сессию» (с2)

«Сидоров успешно сдал весеннюю сессию» (с3)

А теперь сопоставим эти следствия с фактами:

Иванов действительно сдал все зачеты и экзамены. Петров не был допущен к сдаче экзаменов, так как имел академическую задолженность. Сидоров получил две неудовлетворительные оценки. Поскольку выведенные из тезиса следствия с2 и с3 находятся в противоречии с фактами, они являются ложными. Ложность следствий приводит к ложности основания.

а) прямое опровержение («сведение к абсурду»);

б) опровержение от противного (доказательство антитезиса).

7. Установите, какой способ опровержения тезиса «Все студенты нашей группы успешно сдали весеннюю сессию» использован в следующем примере:

Для опровержения данного тезиса выдвигаем собственный тезис (антитезис): «Некоторые студенты нашей группы не сдали весеннюю сессию». Истинность этого суждения подтверждает то, что Петров не сдавал весеннюю сессию, а Сидоров получил две неудовлетворительные оценки». Доказанная таким образом истинность антитезиса означает, что суждение «Все студенты нашей группы успешно сдали весеннюю сессию» является ложным.

а) прямое опровержение («сведение к абсурду»);

б) опровержение от противного (доказательство антитезиса).

8. Установите, какой вид опровержения использован в следующем рассуждении:

«Я не могу согласиться с моим оппонентом, утверждающим, что куры летают, так куры – птицы, а все птицы летают. Ведь утверждение, что все птицы летают является ложным».

А) опровержение тезиса;

б) опровержение аргументов;

в) опровержение демонстрации.

9. Какая ошибка допущена в следующем опровержении?

Утверждение «Иванов – студент экономического вуза», следующее из посылок «Иванов мог поступить в экономический или педагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», -- недостоверно, потому, что нарушено правило отрицающе-утверждающего модуса разделительно- категорического силлогизма – разделительная посылка не является строгой дизъюнкцией.

а) ложность аргумента;

б) несостоятельность демонстрации.

10. Какая ошибка допущена в следующем опровержении?

Во время летних каникул мой друг мог поехать и в Витебск, и в Гродно. Я думаю, что он не был в Витебске, так как почти целый месяц он провел в Гродно.

а) ложность аргумента;

б) несостоятельность демонстрации.

 


Выводы

 

В научной и производственной деятельности, в повседневной жизни человек всегда стремился и стремится к получению истинных знаний и эффективному полноценному их использованию. Тот, кто, вооружен логической теорией, кто следует законам и принципам формальной логики, располагает безусловной предпосылкой правильного мышления, что в значительной мере помогает ему идти по трудному пути, ведущему к истине.

Выполнение нормативных предписаний логики – это элементарная дисциплина мышления, которая позволяетчеловеку лучше распоряжаться своим умом, делает ум максимально точным и тонким. Знание логики позволяет сознательно применять законы и правильные формы мышления в умственной деятельности. Владение законами логики отражается и на профессиональной культуре человека. Так, например, принятию правильных решений в экономической деятельности неизбежно должен предшествовать глубокий теоретический анализ хозяйственной ситуации А, это, в свою очередь, предполагает наряду со специальными знаниями. Также и умениями мыслить логично – точно и последовательно, не допуская противоречий в рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки своих оппонентов. Высокая культура мышления повышает авторитет руководителя и доверие к нему как со стороны подчиненных, так и со стороны партнеров, что, безусловно, благоприятно сказывается на трудовой дисциплине в коллективе, на развитии деловых отношений и экономических связей предприятия. Логика позволяет планировать деятельность, предусматривать возможные последствия принимать решения.

Изучение логики, таким образом, имеет своей целью повышение культуры мышления, развития интеллектуального потенциала личности, что позволяет выпускнику вуза использовать на практике свои знания по профилирующим дисциплинам более эффективно и рационально.


 

Тренировочные задания к разделу 1. Ответ/Решение
1. Какие из приведенных ниже понятий являются общими, а какие единичными или нулевыми? 1). Белорусский государственный экономический университет. 2). Высшее учебное заведение. 3). Товар. 4). Океан. 5) Мировой океан. 6). Промышленное предприятие. 7). Религия. 8). Банкнот. 9). Параллелограмм, в котором диагонали не делятся пополам. 10). Самый большой город Республики Беларусь.   2. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия? 1). Кошка, млекопитающее животное; 2). Военнослужащий, шофер; 3). Условный рефлекс, безусловный рефлекс; 4). Ценная бумага, акция.   3. Определите, к какому виду относится каждое из следующих определений? 1) Сделки – это действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязательств. 2) Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общий взгляд. 3) Схема ’’S – Р’’ – схема любого атрибутивного суждения. 1,5,10 – единичные понятия; 2,3,4,6,7,8 – общие понятия; 9 – нулевое понятие.     1,4 – подчинение; 2 – перекрещивание; 3 – противоречие.     1) Реальное, явное определение через ближайший род и видовое отличие. 2) Номинальное определение. 3) Остенсивное определение.  
Тренировочные задания к разделу 2 Ответ/Решение
1. Какие из приведенных ниже предложений выражают суждения, а какие не выражают и почему? 1). Каждый человек имеет право на свободу и на личную неприкосновенность (Всеобщая декларация прав человека). 2). Субъект хозяйствования вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству. 3). Кто является главой нашего государства? 4). Могут ли ценные бумаги быть именными? 5). Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ордерными или именными. 6) Все равны перед законом. 7) Переходя улицу вначале посмотрите налево, а затем направо. 8) Спешите делать добро. 2.Проанализируйте структуру, установите качественную и количественную характеристики следующих суждений. 1) Это рассуждение является неправильным. 2) Это рассуждение не является правильным. 3) Незаконная сделка является недействительной. 4) Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с перестройкой их экономики. 5) Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы. 6) Человек имеет право на образование. 7) «Египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса». 3. Установите вид сложного суждения, запишите его структуру с помощью символов. 1).Числа бывают или четными, или нечетными. 2) Впереди виднелся силуэт не то лошади, не то какого-то еще животного. 3) Если цена снижается, это приводит к соответствующему возрастанию величины спроса. 4) Мал золотник, да дорог. 5) Если бухта замерзла, то корабли не могут войти в нее. 6) Неверно, что он систематически посещал занятия и выполнил все контрольные работы. 7) Неверно, что он систематически посещал занятия, однако он выполнил все контрольные задания. 1, 2, 5, 6 -- повествовательные предложения, выражают суждения; 3, 4 – вопросительные предложения, суждений не выражают; 7, 8 – побудительные предложения, суждений не выражают. 1) S – рассуждение, Р – неправильное рассуждение, связка – является кванторное слово – это. Единичное, утвердительное суждение. 2) S – рассуждение, Р – правильное рассуждение, связка – не является, кванторное слово – это. Единичное отрицательное суждение. 3) S – незаконная сделка, Р – недействительная сделка, связка – является, квантор общности явно не выражен. Общеутвердительное суждение. 4). S – важнейшие проблемы развивающихся стран, Р – проблемы, связанные с перестройкой экономики развивающихся стран, связка утвердительная (явно не выражена), кванторное слово – ряд. Частноутвердительное суждение. 5). S – человек (в значении биологический вид), Р – вид, находящийся на верхней ступени эволюционной лестницы, связка утвердительная (явно не выражена). Единичное утвердительное суждение. 6). S – человек (в значении индивид), Р – тот, кто имеет право на образование, связка утвердительная (явно не выражена, квантор общности явно не выражен. Общеутвердительное суждение. 7). S – египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, Р – лица, употребляющие в пищу козье мясо, отрицательная связка выражена частицей «не», квантор общности не выражен. Общеотрицательное суждение. 1) Разделительное (дизъюктивное) суждение состоящее из двух простых: числа бывают четными (р), числа бывают нечетными (q). В символической записи рV q (строгая дизъюнкция). 2). Строгая дизъюнкция р Vq. 3) Импликация р Õq. 4) Конъюнкция р q. 5) Импликация p . 6) Отрицание конъюнкции. 7) Конъюнкция р q.

 

Тренировочные задания к разделу 3. Ответ/Решение
1.Сделайте вывод из предложенных посылок путем превращения, обращения и противопоставления предикату. 1). Каждый врач имеет медицинское образование. 2). Ни одна захватническая война не является справедливой. 3). Некоторые студенты нашей группы имеют академическую задолженность.     2.Проанализируйте структуру следующего простого категорического силлогизма и определите, соблюдены ли в нем правила? Некоторые химические элементы, соединяясь с кислородом, образуют окислы. Некоторые газы – химические элементы. Следовательно, газы, соединяясь с кислородом, образуют окислы.   3.Проанализируйте структуру следующего категорического силлогизма и определите, соблюдены ли в нем правила. Этот человек не является местным жителем, ибо все местные жители знают дорогу к реке, а этот человек не знает. Заключение в данном силлогизме – «этот человек не является местным жителем». Меньший термин – «этот человек», больший термин – «местный житель», средний термин – «человек, знающий дорогу к реке». Большая посылка – «все местные жители знают дорогу к реке». Меньшая посылка – «Этот человек не знает дорогу к реке». Вторая фигура. Все правила соблюдены, заключение носит необходимый характер.   1). Вывод путем превращения: Ни один врач не является лицом, не имеющим медицинского образования. Вывод путем обращения: Некоторые лица, имеющие медицинское образование, являются врачами. Вывод путем противопоставления предикату: Ни один человек, не имеющий медицинского образования, не является врачом. 2). Превращение: Все захватнические войны являются несправедливыми. Обращение: Ни одна справедливая война не является захватнической. Противопоставление предикату: Всякая несправедливая война является захватнической. 3). Превращение: Некоторые студенты нашей группы не являются лицами, не имеющими академической задолженности. Обращение: Некоторые лица, имеющие академическую задолженность являются студентами нашей группы. Вывод путем противопоставления предикату из частноутвердительных суждений не следует.   Заключением в данном силлогизме является суждение «Газы, соединяясь с кислородом, образуют окислы». Два других суждения – посылки. Меньший термин – понятие «газы» (является субъектом в заключении), больший термин – понятие «вещества, которое соединяясь с кислородом, образуют окислы» (т. к. в заключение оно стоит на месте предиката), средний термин – понятие «химические элементы (оно присутствует в обеих посылках). Суждение «Газы, соединяясь с кислородом, образуют окислы» является меньшей посылкой (содержит в себе меньший термин), другая посылка – большая (в ней содержится больший термин). Данное рассуждение представляет собой первую фигуру силлогизма, т. к. средний термин в большей посылке стоит на месте субъекта, а в меньшей посылке – на месте предиката. В приведенном примере имеют место следующие ошибки: 1) Средний термин не распределен ни в большей, ни в меньшей посылке 2) Меньший термин, будучи не распределенным в посылке, в заключении распределен (незаконное расширение термина). 3) обе посылки – частные суждения. Вывод: поскольку в данном силлогизме имеет место нарушение правил, заключение в нем не следует с необходимостью.    

Тренировочные задания к разделу 4. Ответ/Решение
1. Формализуйте следующее условно-категорическое умозаключение, определите модус, форму и характер вывода. Если в обращении появляется избыток денег, то деньги обесцениваются. Деньги в стране обесценились В обращении появился избыток денег 2.Определить модус и правильность выводов следующего разделительно-категорического умозаключения: Либо будет ликвидирована множественность курса доллора, либо у предприятий сохранятся неразрешимые легальным путем проблемы с приобретением валюты. Решено ликвидировать множественность курса доллара.­__ У предприятий не будет неразрешимых легальным путем проблем с приобретением валюты.   3.Формализуйте текст и определите правомерность вывода в приведенном ниже условно-разделительном умозаключении: «Если оставить систему налогообложения в неизменном виде, то это будет способствовать перетеканию капитала в теневой бизнес. Если оставить систему налогообложения в неизменном виде, то это будет препятствовать притоку зарубежных инвестиций. Но для нормального развития экономики страны нежелательно, чтобы капитал перетекал в теневой бизнес, либо существовали препятствия для зарубежных инвестиций. Следовательно, система налогообложения не должна оставаться в неизменном виде. Суждение «В обращении появляется избыток денег обозначим символом р, а суждение «Деньги обесцениваются» – символом q. В символической записи ход рассуждения выглядит следующим образом:   р Õq q   p   Модус утверждающий, форма неправильная (т. к. рассуждение идет от утверждения следствия условной посылки). Заключение носит вероятностный характер. Ход рассуждения в символической записи:   p V q p   q Модус – утверждающе-отрицающий. Разделительная посылка представляет собой строгую дизъюнкцию (т. е. правило для данного модуса выполняется). Заключение носит необходимый характер. В формализованной записи ход рассуждения выглядит следующим образом: (p® q) L (p® r) q n r   p Простая деструктивная дилемма. Вывод правомерен.

Тренировочные задания к разделу 5. Ответ/Решение
1. Установите вид индукции. В понедельник было жарко. Во вторник было жарко. В среду было жарко. В четверг было жарко. В пятницу было жарко. В субботу было жарко. В воскресенье было жарко. Следовательно, всю неделю стояла жаркая погода.   2.При помощи какого метода установление причинных связей сделано следующее заключение: «Растения, находящиеся на солнце, имеют зеленую окраску. Те же растения в темноте теряют зеленую окраску. Следовательно, причиной зеленой окраски растений является солнечный свет».   3.Какая логическая ошибка допущена в следующем примере: «В прошлом году в нашей стране были неблагоприятные для сельского хозяйства погодные условия. В этом году погодные условия также неблагоприятные для сельского хозяйства. Следовательно, в нашей стране погодные условия всегда неблагоприятны для сельского хозяйства». Умозаключение полной индукции, вывод достоверен. Использован метод единственного различия. Допущена ошибка «поспешное обобщение».

Тренировочные задания к разделу 6. Ответ/Решение
1.К тезису «Сократ смертен» подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом в форме простого категорического силлогизма. Подбираем аргументы: «Все люди смертны» (а1), Сократ – человек» (а2). Строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого категорического силлогизма:
а1 – Все люди (М) смертны (Р) а2 – Сократ (S) – человек (М) _ Т – Сократ (S) – смертен (Р)   М Р S М S Р
  Правила простого категорического силлогизма соблюдены. Тезис достоверный.  
2.К тезису «Сократ смертен» подберите аргументы и продемонстрируйте их связь с тезисом в форме условно-категорического умозаключения.   Подбираем аргументы: а1 – «Если Сократ человек (р), то он смертен (q)», а2 – «Сократ – человек» (q). Строим демонстрацию в форме утверждающего модуса условно категорического умозаключения.
а1 – Если Сократ человек(р), то он смертен (q) а2 – Сократ – человек (р)   Т – Сократ – смертен (q) p® q p q
  Утверждение идет по правильной форме утверждающего модуса. Тезис достоверен.  
3.Определите способ аргументации тезиса в следующем примере: «... В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката – в меньшей посылке. Докажем..., что меньшая посылка должна быть непременно утвердительной... Допустим, что меньшая посылка отрицательная. Тогда... и заключение должно быть отрицательным. Но в отрицательных суждениях предикат всегда распределен... термин же распределенный в заключении, не может быть не распределен в посылках... Это значит, что больший термин должен быть распределен в большей посылке, где он является предикатом. А это значит, что большая посылка должна быть непременно отрицательной, так как предикаты распределены только в отрицательных суждениях. Итак, предположив, что меньшая посылка является отрицательной. Мы с необходимостью приходим к заключению. что и большая посылка является отрицательной. А известно, что из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключение. Это значит, что наше предположение неверно: меньшая посылка не может быть отрицательной, она должна быть утвердительной». (Горский Д. П. Логика. М. 1963).   Косвенное. Апагогическое («от противного») доказательство.  
       




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.