Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические аспекты темы




Классификация инновационных организаций по секторам науки и сферам деятельности. Инновационныйменеджмент - особая сфера управленческой деятельности. Объект управления - инновационный процесс в производстве, представляющий сложную организационную систему, строго ориентированную на инновации с учетом изменений внешних и внутренних условий. Субъектами инноваций являются орга­низации (предприятия), субъекты нововведений (заказчики), исполнители работ по инновационному проекту и другие субъекты (физические и юридические лица, включая иностранные).

Организационные структуры инновационного менеджмента - это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

В нашей стране в течение ряда лет выделялись пять типов научно-технических организаций:

· институты, специализированные на фундаментальных исследованиях в определенной области науки;

· научно-исследовательские институты отраслевые организации, специализированные на прикладных исследованиях, отвечающие за научно-технический уровень определенной отрасли производства;

· проектные, конструкторские, технологические организации, институты технико-экономических исследований отраслевые организации, специализированные соответственно на конструкторских, технологических, проектных или организационных разработках;

· монтажно-наладочные (пусконаладочные) управления, организационно-технические, а также научные центры, специализированные на освоении разработок;

· институты научно-технической информации и другие организации, занятые распространением нововведений.

Научная организация – это организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности.

В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.

1.Государственный сектор.

1.1.Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы.

1.2.Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций.

2. Предпринимательский сектор.

2.1.Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.

2.2.Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

3.Высшее образование.

3.1.Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

3.2.Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними.

3.3.Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства общего и профессионального образования).

4.Частный бесприбыльный (некоммерческий) сектор.

4.1.Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

4.2.Частные индивидуальные организации.

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную базу университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку одного - двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентов определенных видов.

В зарубежной практике к малому предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграничения предприятий. Так, в американской компании «МакГроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним - до 9, к крупным - от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьир» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек в каждой.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% -это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготовляют десятки тысяч... средних и малых предприятий. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготовляет один человек, имеющий на своем дворце в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это возможно потому, что материал для их производства очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими в Японии считаются предприятия, которые имеют основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, т.е. практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в пределах 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Особенности организационных структур инновационных организаций. Для определения реальности выполнения конкретной инновационной деятельности необходимо постоянно проводить анализ своей структуры по двум основным аспектам. Первый предлагает Ю.П. Морозов назвать горизонтальной структурой организации, или способом группировки персонала в блоки, связанные между собой по горизонтали. Второй аспект относится к взаимоотношениям между уровнями менеджмента - это вертикальная структура организации.

В соответствии с методом дисциплинарной ориентации подразделения специализируются в определенных направлениях или областях деятельности. Выбор области специализации обычно устанавливается характером проблем. Все исследователи, занимающиеся одними и теми же проблемами, группируются в одном подразделении. Научные проблемы в этом случае решаются либо одной из групп, либо задача делится на несколько подзадач, каждая из которых решается отдельной группой. Возможен также вариант, когда одна из таких групп является основным исполнителем по данной проблеме и поручает выполнение подзадач группам, специализирующимся в соответствующих областях.

Когда же общее назначение подразделения заключается в практической разработке инноваций и их подготовке к реализации на рынке, необходимы специалисты многих специальностей, тесно связанные с инженерно-технологическими работами, - программная или продуктовая ориентация. Рациональным вариантом здесь является организационная структура с ориентацией на программу, в которой каждая группа выполняет одну из задач, необходимую для осуществления программы в рамках всей организации. В этом случае организация одновременно ведет разработки по нескольким программам.

Программная (продуктовая) организационная структура имеет ряд преимуществ: облегчает планирование, оценку и определение затрат на программы на основе как на­учных, так и коммерческих критериев и предоставляет возможность каждому исследователю работать в творческой обстановке, ориентированной на конкретную задачу. Такая структура позволяет осуществлять единство менеджмента по достижению конечной цели; обеспечивает прямую связь исследований и инженерно-технических работ. При этом накапливается запас знаний о проблемах, связанных с определенным типом процессов. Поэтому такая структура наиболее эффективна для организаций, занятых исследованиями, тесно связанными с разработками.

В организациях, проводящих фундаментальные исследования, целесообразно использовать дисциплинарную структуру.

Исследования фундаментального характера, несмотря на целевую ориентацию, отделены от разработок - здесь применима этапно-фазовая структура. Такая структура почти не отличается от двух предыдущих, а скорее является их модификацией. Значительная часть работ в организации носит поисковый характер и не позволяет сформулировать требования к прототипу. Разработка прототипа начинается только тогда, когда результаты исследований признаны «успешными», а анализ затрат, выгод и рынка дал положительные выводы.

В смешанных структурах создаются группы специалистов одного профиля в качестве постоянной компоненты структуры, а также вводится механизм их привязки к программной структуре. Такой прием позволяет сочетать преимущества программной ориентации со специализацией и обеспечивать междисциплинарный подход к решению проблемы.

Финансово-промышленные группы. В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ) занимают господствующие позиции в экономике, и поистине наукоемкие отрасли производства представлены и основном крупнейшими корпорациями.

ФПГ создаются как инновационная саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. Основой практического использования единичного продукта новшества для ФПГ является инновационный проект.

Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В соответствии с Указом Президента РФ № 2096 ФПГ могут создаваться тремя основными способами:

1) добровольно, путем образования акционерного общества открытого типа, передачи пакетов акций в траст одному из участников группы или приобретения одним из участников группы пакета акций других участников; в этом случае группа формируется преимущественно из предприятий и финансовых институтов, находящихся в частной, собственности;

2) по решению Правительства РФ в том случае, если участниками группы являются государственные предприятия, а также учреждения и организации, финансируемые за счет федерального бюджета;

3) на основе межправительственных соглашений.

Проекты создания ФПГ по решению Правительства РФ подлежат обязательной экспертизе, осуществляемой Министерством экономики, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом. Заявки о создании ФПГ подаются в Госкомпром, который осуществляет их регистрацию в реестре ФПГ РФ.

Закон исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. Холдинг как форма организации ФПГ предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых; такая ФПГ создается путем поглощения или создания новых дочерних предприятий (например: объединение МЕНАТЕП, РАО «ЕЭС России», «Газпром»).

Система участия как форма организации ФПГ предполагает взаимопроникновение капитала компаний - членов группы (перекрестное владение акциями). На системе участия основаны реальные ФПГ.

Большое значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета.

Важными целями создания ФПГ являются:

· управление и контроль над финансовыми потоками;

· получение мощных источников расширенного воспроизводства;

· повышение эффективности собственного производства;

· ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;

· подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но и целых технологических связок.

Структура ФПГ в значительной степени определяется характером интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вертикальному или смешанному принципу. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддержки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок.

Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий - производителей комплектующих и запасных частей, проводить технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделий.

Следующий тип объединений – сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решают задачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия.

Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным направлениям:

1) объединение с целью производства преимущественно одного определенного вида продукции;

2) формирование ФПГ по типу отрасли.

Принципы формирования финансово-промышленных групп. Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операции (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результата нужно внедрить технологию в производство.

Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка). Цепочку формирует управляющая компания финансово-промышленной группы.

Создание технологической цепочки включает этапы:

1. Определение цели (стратегии).

2. Изучение технологии.

3. Подбор предприятий-изготовителей (контрагентов).

4. Проектирование.

5. Выбор источника финансирования.

6. Контроль результатов.

Для российских ФПГ характерны два типа объединений - конгломератный и основанный на кооперации производства.

Конгломератному типу присуще объединение акционерных обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в общем капитале и зависимости каждого от его роста. Доминирующую роль в этих группах играют банки. Примером объединения может служить группа банка МЕНАТЕП.

Для второго типа характерна производственная кооперация как основа объединения и подчинение ей всех остальных элементов группы (банков, страховых компаний и т.д.). К этому типу относится большинство групп в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.

В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного воспроизводства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяется прежде всего финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на происходящие изменения внутри группы и во внешней среде.

Холдинговые компании. Холдинговая компания – особый тип финансовой компании, которая создается контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.

Холдинговая компания проводит единую политику в области инноваций, осуществляет контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) и ускоряет процесс диверсификации. Холдинговая компания - вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними.

Различаются чистые и смешанные холдинговые компании. Чистые холдинговые компании – неторговые компании, владеющие согласно уставу только капиталом и не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса. В отечественной экономической терминологии они называются финансовыми холдинговыми компаниями. Их функция заключается в том, чтобы иметь акции, управлять действиями и перераспределять дивиденды дочерних компаний.

Смешанная холдинговая компания,кроме владения контрольным пакетом акций и права руководить другими компаниями, активно занимается торговлей или бизнесом и имеет в своем балансовом счете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.

Холдинговые компании могут создаваться путем:

· последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, химическая промышленность и т.д.) – это горизонтальная интеграция;


· объединения предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции) – это «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании;

· последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Тактики последовательного присоединения придерживается, например, компания «Макдоналдс». В качестве клада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.;

· объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний;

· «деления» больших компаний при их реструктуризации.

Холдинговая компания берет на себя централизованное выполнение с учетом интересов дочерних компаний следующих функций: внешнеэкономические; привлечение инвестиций; научно-технические; маркетинговые исследования; управление движением ценных бумаг; работа на фондовом рынке с обеспечением интересов АО; проведение клиринговых операций (операций взаиморасчетов) между дочерними компаниями; консультационные услуги (право, налоги).

Холдинговое объединение состоит:

1) из головного предприятия, основная функция которого заключается в управлении дочерними предприятиями. Оно специализируется на управленческих функциях и обычно не ведет какую-либо производственную или торговую деятельность;

2) из филиалов и производственных отделений, не имеющих статуса юридического лица;

3) из дочерних фирм – юридических лиц различных типов, право управления которыми принадлежит вышестоящей или материнской компании в силу владения контрольным пакетом акции и в силу положения устава и структуры основного фонда в случае общества с ограниченной ответственностью;

4) из дочерних фирм, вложения в которые хоть и ниже уровня контрольного пакета, позволяют тем не менее материнскому предприятию влиять на их деятельность путем участия его представителей в исполнительных органах, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента проведения общего собрания акционеров;

5) из фирм, вложения в которые носят чисто «портфельный» характер, т.е. не дают права на участие в управлении (однако и здесь возможно образование блоков для голосования на общем собрании).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.