Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ожидаемый результат 1 страница




Практическая деятельность (задачи)

Основная концепция

Описание курса

 

а) дать цельное представление об историческом пути России как цивилизационно неоднородного общества, выявить воздействие мощных цивилизационно формирующих центров - Запада и Востока;

б) определить историческое место России с ее колоссальным человеческим и природным потенциалом в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов;

в) высветить альтернативы общественного развития на разных этапах истории страны, раскрыть коллизии борьбы вокруг проблем исторического выбора и причины победы определенных сил в тот или иной момент истории.

а) привитие навыков интеллектуального труда и досуга у студентов;

б) формирование установки на самообразование и самовоспитание студента;

в) расширение общего историко-культурологического кругозора.

После успешного выполнения программы курса студенты должны иметь следующие профессиональные компетенции:

а) выработать многомерное видение истории;

б) осознать исторические особенности российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны;

в)сформировать творческое отношение к прошлому, сформулировать собственную позицию в оценке реальных событий прошлого;

г) быть объективными в оценке явлений с учетом перехода от резкой критики к системному анализу.

Форма контроля

 

Форма итогового контроля:

1. тестирование

2. написание реферата или эссе (для студентов дневного отделения)

3. выполнение контрольных работ (для студентов заочного и дистанционного отделения)

4. сдача экзамена.

Форма промежуточного контроля (для студентов дневного отделения):

1. Оценка познавательных способностей студентов

Познавательные и диагностирующие задания

(Например, с применением диктанта, когда необходимо по памяти воспроизвести какой-то документ, максимально приближенный к тексту оригинала, и т.п.).

Цель – диагностика объема информативной памяти, степени восприятия и воображения, уровня логического мышления у студентов.

Рейтинг – 2 балла

 

2. Структурно-функциональный анализ

Упражнения и задания по классификации исторических фактов

(Например, сгруппировать факты по направлениям: факты-события, факты-явления, факты-процессы, и т.п.).

Цель – образовательная: формирование исторических знаний у студентов; воспитательная: понимание студентами неоднозначности оценки какой-то исторической личности, события или явления; развивающая: умение студентов прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

Рейтинг – 2 балла

 

3. Формирование хронологических знаний

Задания на диагностику сформированности хронологических умений

(Например, решение хронологических уравнений;

соотнесение явлений и событий с хронологическими рамками, и т.п.).

Цель – эффективно способствовать умению студентов устанавливать последовательность исторических событий; соотносить отдельные факты с определенными периодами в истории; соотносить даты национальной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.

Рейтинг – 5 балла

 

4. Формирование картографических знаний

Задания на определение оптимальных способов формирования картографических умений

(Например, соотнести название государства или региона с показом на географической карте; уметь работать с контурной картой;

в списке картографических названий вычеркнуть те, которые не соответствуют заданному условию, и т.п.).

Цель – способствовать умению студентов локализовать историческое событие на карте; сопровождать показ по карте словесным описанием; анализировать содержание исторической карты; решать проблемные задачи, используя карту в качестве исторического источника.

Рейтинг – 2 балла

 

5. Работа со статистическими сведениями

Обучение приемам работы со статистическим материалом по курсу истории

(Например, установить соотношение древнерусских мер веса и объема; показать соотношение русских монет, и т.п.)

Цель – научить студентов работать со статистическими данными, таблицами, графиками, диаграммами.

Рейтинг – 2 балла

 

6. Изучение теоретического материала

Обучение способам изучения учебного материала

(Например, составить словарь непонятных названий и понятий;

прокомментировать прочитанный отрывок из исторического текста, и т.п.).

Цель – сформировать у студентов понятийный аппарат; научить обобщать изученный материал и делать теоретические выводы.

Рейтинг – 2 балла

 

7. Работа с историческими и историографическими источниками

Обучение приемам работы с документами, хрестоматиями, монографиями, периодикой

(Например, составить библиографический список использованной литературы и источников; составить план-опросник своего исторического исследования, и т.п.).

Цель – научить студентов ориентироваться в широком круге справочных и библиографических изданиий, анализировать информацию и объективно интерпретировать ее.

Рейтинг – 2 балла

8. Оценивание результатов

Проверка знаний и умений

(Например, оценка “открытых ответов”;

подготовка докладов с выступлением на семинарах и студенческих научно-практических конференциях;

проведение коллоквиумов для обобщения материала одного из разделов курса, что способствует овладению языком дисциплины, формированию у студентов навыков ведения дискуссии и умению анализировать многообразные подходы и методы в истории;

участие в дискуссиях по отдельным темам; фронтальные и индивидуальные задания; разные типологические тесты: с выбором ответа, восстановлением соответствия, “исключением лишнего”, на продолжение ряда в заданной закономерности, на группировку исторической информации, на установление хронологической последовательности, на аналогию, и т.п.).

Цель – стимулировать заинтересованность студентов к изучению отечественной истории.

Рейтинг – 28 баллов

 

Общий рейтинг по дисциплине – 100 баллов.

Из них: 14 баллов – соблюдение учебной дисциплины;

46 баллов - промежуточный срез знаний;

40 баллов – итоговая проверка знаний и умений.

 

Тематический план лекций и семинаров

 

 

►Примечание: Общий объем курса рассчитан на 54 академических часа.

Из них: объем лекционных занятий – 28 часов (14 занятий), объем семинарских занятий – 28 часов (14 занятий).

Каждая лекция и каждый семинар рассчитаны на 2 часа.

 

 

Лекция 1. Основные проблемы курса. Методологические основы курса “История”.

Историческая наука в России. Современная историческая наука.

Семинар. Источниковедческая и историографическая база курса “История России”.

 

 

Лекция 2. Запад-Восток: межцивилизационный диалог.

Феномен России. Россия как цивилизация.

Семинар. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

Размышления о судьбах России: от теории “третьего Рима” к концепции евразийства.

 

 

Лекция 3. Этапные проблемы российской истории: хронология, сущность и противоречия.

Семинар. Уникальность исторических эпох как неповторимый отпечаток времени. Проблема истинности исторического знания.

 

 

Лекция 4. Русь Киевская: особенности древнерусского раннефеодального государства

(IX-XII вв.).

Семинар. Современная историческая наука о характере древнерусского общества.

Основные версии и гипотезы происхождения названия “Русь”.

Научные теории становления древнерусского государства.

 

 

Лекция 5. Проблемы раздробленности на Руси (XII-XV вв.): причины и последствия.

Монголо-татарское нашествие и история Золотой Орды (XIII-XV вв.)

Семинар. Основные факторы монголо-татарского влияния на формирование великорусской нации: взгляд современных историков на проблему.

 

 

Лекция 6. Московское государство (конец XV в.): особенности становления.

Семинар. Иван IV Грозный как личность: документальный и художественный образ.

Историческая фигура Ивана IV Грозного и политический портрет И. Сталина: исторические параллели.

 

 

Лекция 7. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив (1598-1613 гг.). Россия в XVII в.

Семинар. Историческая обусловленность пробуждения национального самосознания в период “Смутного времени”.

 

 

Лекция 8. Эпоха Петра Великого: проекты и результаты модернизации России (1689-1725 гг.).

Цивилизационный раскол российского общества (середина XVIII в.).

Семинар. Специфика многоукладностив России и 300-летний дрейф в цивилизационном пространстве.

 

 

Лекция 9. Территориальные приобретения России (XIV-начало XX вв.).

Становление России как цивилизационно неоднородного общества.

Семинар. «Цена» цивилизационной экспансии России.

Полиэтничность России и русская толерантность. Идеология интернационализма.

Феномен русских.

 

 

Лекция 10. Послепетровская эпоха (1725-1801 гг.). “Глухое время” в России (1725-1741 гг.). Правление Елизаветы I (1741-1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796 гг.).

Семинар. Либеральные проекты Екатерины II.

 

 

Лекция 11. Россия в первой половине XIX века. Эпоха Александра I (1801- 1825 гг.), Николая I (1825-1855 гг.), Александра II (1855-1881 гг.) и Александра Ш (1881-1894 гг.). Капиталистическая модернизация России.

Семинар. Варианты конституционных преобразований в проектах декабристов.

 

 

Лекция 12. Правление Николая II (1894-1917 гг.). Российская Империя в начале XX в.

Проблемы исторического выбора России. 1917-й год в судьбе России.

Семинар. Отечественная и зарубежная историография о революциях XX в. в России и их влиянии на судьбы человечества. События 1917 г. глазами современников.

 

 

Лекция 13. От России к СССР (1922 г.). Советское общество (1917-1991 гг.).

”Великий перелом” (1924-1953 гг.). Победа сталинского варианта построения социализма.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). СССР накануне второй мировой войны. Послевоенный период (1945-1950 гг.).

“Оттепель” (1953-1960-х гг.). ”Эпоха застоя” (конец1960-середина 1980-х гг).

Семинар. Современные дискуссии о характере советского общества.

Социалистическая идея. Социализм – научная идеология или религия?

Дискуссия о послевоенном устройстве мира. Итоги и уроки войны.

Десталинизация и анатомия застоя. Инакомыслие и диссидентство в Советской России.

 

 

Лекция 14. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.).

Российская Федерация в 1990-е гг. Россия на рубеже XX-XXI вв.

Семинар. Постсоветская Россия в новом измерении.

Исторические традиции и новые реалии современной России.

 

 

►Рейтинг соблюдения учебной дисциплины - 100 баллов.

 

Тематическое содержание дисциплины

 

Тема 1. Основные проблемы курса.

 

Вводная лекция. Ознакомление с программой курса, основными требованиями и условиями.

Методологические основы курса “История”.

Историческое сознание. Понятие исторического сознания. Формы исторического сознания: теоретическое (научное), обыденное (стихийное). Функции исторического сознания: познавательная, интеллектуально-развивающая, практическо-политическая, мировоззренческая, воспитательная.

Историческое познание. Основные подходы к изучению истории: формационный, цивилизационный. Принципы исторического познания: объективности, историзма, социального подхода, всесторонности. Общенаучные и собственно исторические методы познания: периодизации, ретроспективный, сравнительный, историко-типологический, системный, генетический, синхронический, диахронный, моделирование исторических ситуаций, статистический, методика количественного анализа.

Предмет изучения курса “История России”. Методы исторического исследования: хронологический, хронологическо-проблемный, проблемно-хронологический. Исторический источник как носитель информации о прошлом. Характер источников: личные, коллективные, государственного происхождения. Виды источников: археологические находки, предметы материальной культуры, письменные источники, художественные работы, документы видео и аудио ряда. Историографическая база курса “История России”.

 

●Историческая наука в России.

Этапы и тенденции формирования российской исторической науки.

Историческая наука в Российской империи (XVIII в.-1917 г.). Представители российской исторической школы: Татищев В.Н., Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Соловьев С.М., Ключевский В.О.

Историческая наука в советскую эпоху. Политизация советской исторической науки. Искусственная изоляция отечественной науки от мировой. Марксистско-ленинская методология и исторический материализм. Формационный подход изучения всемирной истории.

Историческая наука русского зарубежья. Милюков П.Н., Вернадский Г.В., и другие.

Историческая “советология” на Западе. Э. Карр, Р. Такер, Дж. Бофа, Н. Верт, и другие.

 

●Современная историческая наука.

В поисках новой научной парадигмы. Проблемы изучения исторического опыта с позиций современности.

Традиции дореволюционной российской историографии. Опыт европейской исторической “школы” ”Анналов””. Опыт социальной истории в США. Цивилизационный подход в истории. Отечественные историки как часть мирового научного корпуса.

 

Тема 2. Феномен России

 

●Запад-Восток: межцивилизационный диалог.

Понятие “цивилизация” в учебном курсе “История”. Типология цивилизаций: речные, морские, океанические. Характеристика цивилизаций: качественная, пространственно-временная. Конкретные типы цивилизаций: непрогрессивный, циклический, прогрессивный; первичный (очаговый), вторичный, переферийный.

Современная картина мира. Сравнительный анализ проблемы “Запад-Восток”. Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.

 

●Россия как цивилизация.

Геополитические и исторические тенденции формирования России как цивилизации.

Позиция современной России в евразийском пространстве.

 

Тема 3. Этапные проблемы российской истории

 

●Русь Киевская: особенности древнерусского раннефеодального государства (IX-XII вв.).

Основные теории образования древнерусского государства: норманнская, антинорманнская, или “почвенная”, современная российская.

Версия складывания государства у восточных славян. Опосредованное влияние Византии. Значительность влияния скандинавов на образование древнерусского государства и династическая практика средневековья. Природа названия “Русь”.

Полиэтнический характер Киевской Руси и менталитет восточнославянского общества.

Принятие христианства Русью. Укрепление государственной власти и международного авторитета. Распространение единой письменности и грамотности. Обогащение русской культуры достижениями западной цивилизации. Христианство как моральный стержень объединения русских земель.

Общественно-политическое устройство древнерусского государства. Институты центральной власти. Роль и значение церкви. Община как многофункциональная система на принципах прямой демократии. Вече как идеал народоправства.

Социально-классовая дифференциация древнерусского общества. Великий князь и его государственный статус. Боярство как родовая знать. Княжьи мужи как служебная знать. Церковная иерархия. Податные люди (смерды). Холопы (рабы). Полузависимые категории (закупы, рядовичи, наймиты). Выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц.

Международные отношения древнерусского государства.

Распад древнерусского государства как естественный процесс для государств раннефеодального типа.

 

Проблемы раздробленности на Руси (XIII-XV вв.): причины и последствия.

XIII в. как переломный в истории Древней Руси и Европы. Русь в “тисках” между Западом и Востоком. Проблема самосохранения раздробленной Руси.

Южные и юго-западные русские земли в составе Великого княжества Литовского. Формирование белорусского и украинского этносов в условиях европейской традиции.

Крупные центры русских славян на северо-западе – Новгородская и Псковская республики. Политический строй республик. Вече как представительный орган архиепископа, бояр-землевладельцев, городской торгово-промышленной знати, свободного городского и сельского населения.

Северо-Восток под монголо-татарским игом.

●Монголо-татарское нашествие и история Золотой Орды (XIII-XV вв.)

Исторические реалии создания и распада Золотоордынской империи.

Последствия монголо-татарского нашествия: позитивные и негативные моменты.

Две крайние позиции монголо-татарского влияния на дальнейшую судьбу русского народа: очевидные аргументы этих позиций.

 

●Московское государство (конец XV в.): особенности становления.

Геополитические, социально-экономические предпосылки и субъективный фактор объединения русских земель. Москва как политический (Иван Калита), духовный (Митрополит Петр), финансовый (Иван Калита) и военный (Дмитрий Донской) центр объединения. “Государь всея Руси” Иван III. Распад Золотой Орды и ликвидация зависимости Москвы от нее. Специфика становления Московского государства в соответствии со средневековой европейской традицией. Идея о “Москве-Третьем Риме”. Падение Византии и изоляция Московии от Европы (политическая, культурная, духовная). Автокефальность (самостоятельность) русской православной церкви.

От Московского княжества – к царской деспотии. Эпоха Ивана IV Грозного (1547 г. – венчание на царство) и формирование Российского государства. Разрушение элементов прогрессивного типа и восточная организация общества.

Система власти и проблема всесословного представительства. Единоличная власть самодержца и неограниченная монархия. Традиция патриаршества (с 1589 г.) и роль русской православной церкви в укреплении российской государственности. Боярская Дума. Земский собор (середина XVI-XVII вв.). Приказы (конец XV-XVII вв.). Местные органы управления: до сер. XVI в. - “Кормление” (волостели, городовые начальники, наместники), с середины XVI в. – воеводы и земские старосты.

Опричнина (1564-1572 гг.). Суть и основные причины: стремление установить неограниченную власть, борьба с феодальной аристократией (явной и мнимой оппозицией), ликвидация остатков феодальной раздробленности, личные амбиции царя. Террор и репрессии со стороны власти. Последствия: утверждение деспотического самодержавия, ликвидация возможных очагов оппозиции и сепаратизма, тяжелый экономический кризис.

Корпоративность российского общества. Ликвидация независимых от власти собственников (князья, бояре, вотчинники). Расширение бюрократии (поместное дворянство, служилые люди) как главной социальной опоры власти. Принцип владения и собственности. Служебная иерархия. Служилые люди (исполнявшие государственную службу): “Чины московские” (постоянно жившие при царском дворе), “Думные чины” (бояре и дворяне, заседавшие в Боярской Думе), “Чины городовые” (дворяне, дети боярские), служилые люди”по прибору” (стрельцы, пушкари, казенные мастера и др.). Тяглые люди (несшие повинности в пользу государства и служилых): крестьяне (частновладельческие, государственные, т.е. “черносошные”, дворцовые), посадские люди (купечество и ремесленники). Холопы (рабы, собственность конкретного господина): полное холопство (наследственное), кабальное холопство (личное и пожизненное). Особый разряд (не несли ни службы, ни тягла): духовенство, вольные (“гулящие”) люди, казачество (слож. к сер. XVI в., с 1676 г. – присяга царю).

Церковная корпоративность. Тенденции харизматизации и секуляризации русской церкви. Борьба нестяжателей и иосифлян (спор об отношении церкви к власти). “Стоглавый” собор 1551 г. Первый Земский собор-собрание “всякого чина людей” (“Великая земская дума”).

Становление крепостного права в России (XVI-XVII вв.): причины и этапы. Крепостное право как важнейший социально-экономический институт, определивший развитие страны до сер. XIX в. Судебник Ивана III 1497 г. (ограничение права ухода крестьян от феодала). Указ Ивана IV “О заповедных летах” 1581 г. Перепись населения страны 1581-1592 гг. Указ Федора Иоанновича об “урочных летах” (установление срока сыска беглых крестьян и холопов).

Финноугорский и монголо-татарский факторы формирования великорусской нации. Многонациональный состав государства и менталитет российского общества. Формирование общественного сознания в условиях Московского царства. Приверженность ценностям православия (христианское милосердие, коллективизм, фанатизм и культ жертвенности). Идея социализма в русском православии. Этатизм (приоритет государственного начала) как характерная черта общественного сознания русских.

Внешняя политика Москвы. Московское царство как мощное военно-бюрократическое государство (к концу XVI в.). Основные внешнеполитические задачи: собирание русских земель, борьба с остатками Золотой Орды и крымско-турецкой агрессией, борьба за выход к Балтийскому морю, экспансия русских на восток и юг Евразии. 25-летняя война за Ливонию. Потеря Нарвы и городов берега Финского залива. Основные результаты внешнеполитической политики российского государства: собраны русские, часть украинских и белорусских земель; присоединены Поволжье, Урал, Северное поморье, Сибирь, Дальний Восток; усилились позиции на Кавказе и в Средней Азии; установлены отношения с большинством европейских стран, Индией, Китаем, Монголией.

●Смута: социальная катастрофа и время альтернатив (1598-1613 гг.).

Причины и предпосылки распада монолитного государства. Основные характеристики “Смутного времени”: кризис власти и отсутствие претендентов с твердыми правами на престол, недовольство народа (восстания Хлопка, Болотникова), ослабление и распад государства, иностранная интервенция.

Этапы Смуты. Первый (11598-1605 гг.) – Династический: смерть царя Федора Иоанновича, борьба московских бояр за царский престол, избрание царем Бориса Годунова.

Второй (1605-1610) – Социальный: смерть Годунова, гражданская война, Лжедмитрии, Указ об увеличении “урочных лет” 1607 г. (увеличение срока сыска беглых крестьян и холопов).

Третий (1610-1613) – Национально-освободительный: открытая интервенция (поляки в Москве, шведы в Новгороде), создание народных ополчений и лидеры патриотических сил Д.М. Пожарский и К.А. Минин, освобождение Москвы (1612 г.).

 

●Россия в XVII веке.

Заседание в Успенском соборе (1613 г.) и избрание царем Михаила Романова. Михаил Федорович как государственный деятель.

Восстановление самодержавия при Алексее Михайловиче и принятие им титула “Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец” (1654 г.). Государственно-политический портрет Алексея Михайловича Тишайшего. Преемственность неограниченной власти и необходимость перемен.

Процесс бюрократизации государственного управления. Падение влияния Боярской Думы. Ведущее значение административных органов – приказов: военно-административные (стрелецкий, казачий, рейтарский), Приказ тайных дел.

Становление России как правового государства. Основы законодательства в России. Укрепление корпоративно-чиновничьей структуры общества.

Укрепление крепостного права. “Соборное уложение” 1649 г. (о бессрочном сыске беглых, наследовании крепостного состояния, смертной казни за выступления против феодала). Основные проявления сопротивления власти: 30-60 гг. – восстание народов Сибири, 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – мятеж в Новгороде и Пскове, 1662 г. – Медный бунт, 1668-1676 гг. – Соловецкое восстание, 1670-1671 г. – восстание Степана Разина.

Религиозная регламентация российского общества. Реформа патриарха Никона духовной сферы 1652 г. и противостояние ей. Церковный собор 1666-1667 гг. о соотношении духовной и светской властей и раскол в русском обществе. Отмена решения Стоглавого собора 1551 г. и разделение гражданской и религиозной деятельности в Российском государстве.

Малоподвижность российской общественной системы и российский вариант приобщения к прогрессивной Европе.

 

●Эпоха Петра Великого: проекты и результаты модернизации России (1689-1725 гг.).

Исторический портрет царя Петра Алексеевича и факты вступления его на российский престол.

Образ России в Европе и фактическое состояние страны: деспотическая самодержавная царская власть, монопольное господство православной идеологии в духовной жизни, громоздкая приказная система управления страной; военно-техническая отсталость, отсутствие регулярной и боеспособной армии; феодальная мануфактура в промышленности и экстенсивное сельское хозяйство; отсутствие светского образования и национальной медицины.

Мотивация и идеология деятельности Петра I. Принятие Петром I титула императора (1721 г.) как символа абсолютной единоличной власти монарха. Основные тенденции эпохи абсолютизма.

Необходимость реформ как основная причина ликвидации отставания России от ведущих мировых держав. Основные сферы петровских преобразований. Характер реформ: слом устоявшихся традиций, механическое перенесение западного опыта; сопротивление общества реформам, отсутствие в системе власти механизма сдерживания воли монарха; личные качества Петра I. Оппозиция преобразованиям и выступления против иноземных нововведений, в защиту православия и старых порядков (восстание стрельцов в Астрахани, восстание казаков под руководством Кондрата Булавина и др.). Элементы подавления сопротивления: государственный прессинг, налоги, насилие, жесткий контроль.

Усовершенствование государственной машины и создание разветвленного бюрократически-полицейского аппарата. Введение строгой иерархии государственных учреждений и должностных лиц. Табель о рангах и Генеральный регламент. Издержки бюрократической системы: казнокрадство, коррупция, доносительство, волокита и т.д. Фискальная система и должность генерала-фискала. Создание контрольных и ревизионных служб.

Важнейшие государственные учреждения России к 1725 г.: Святейший Синод (обер-прокурор), Правительствующий Сенат (генерал-прокурор), Кабинет Петра I (тайный кабинет-секретарь), Губернатор (губернская канцелярия), Воевода (провинциальная и уездная канцелярии). Коллегии (президенты): Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Главный магистрат, Вотчинная, Юстиции, Камер-коллегия, Штатс-контора, Ревизионная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерция.

Петр как сторонник западного рационализма. Введение нового летоисчисления. Паспортизация населения. Элементы западной реформации и подчинение церкви светской власти. Создание государственной коллегии по управлению церковными делами и духовный регламент общества.

Государство как корпоративный собственник и субъект экономической деятельности с преимущественными правами. Монополия государства на торговлю. Система государственных доходов.

Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.

Темпы преобразования России и основные политико-экономические, военно-стратегические и общественно-социальные итоги политики Петра I: создание новой структуры государственной власти; введен западноевропейский уклад; колоссальный рост промышленности; создание крупнейшей в Европе регулярной армии, артиллерии и современного флота; пробито “окно в Европу”, завязаны дипломатические и торговые отношения, построена новая столица – Санкт-Петербург; открылась возможность войти в состав держав, решающих судьбу континента.

 

●Цивилизационный раскол российского общества (середина XVIII в.).

Результаты и последствия реформирования России Петром I. Формирование многоукладности российского общества.

Основные черты “почвы”: общинно-корпоративное устройство, вертикальные связи, отношения подданства. Общинное крестьянство как основной состав уклада.

Основные принципы почвенного уклада: коллективизм, социальная справедливость, антисобственнические и антирыночные настроения. Мировоззрение уклада: общинная демократия и православные идеалы. Неразделенность гражданской и религиозной сфер жизни уклада. Прозрения праведников и подвижников как философия “почвы”. Кумиры “почвы”. Смирение, жертвенность, терпимость, утонченный мистицизм как нравственный идеал “почвы”. Духовная жизнь уклада: живопись – лубок, икона; литература – жития святых, художественные произведения православной направленности; народная культура сказания, былины, народные обряды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.