Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ожидаемый результат 2 страница




Система образования в почвенном укладе: славяно-греко-латинская академия в Троице-Сергиевой Лавре (1814 г.), школы при церквях. Академическое богословие как неприкосновенность основ русского православия.

“Цивилизация” как уклад западного типа. Грамотная и активная часть России как представители уклада. Рациональность мировоззрения уклада. Формирование общественных идеалов под влиянием европейского образования и европейских мыслителей-социалистов, достижений новейшей философии и науки.

Формирование социально-классовой структуры в укладе. Рост класса собственников. Формирование слоя предпринимателей и промышленников. Дворянские звания предпринимателей (Демидовы, и др.). Практика передачи государственных предприятий частным владельцам и компаниям. Таможенный Тариф 1724 г. Становление свободного рынка и складывание рыночных отношений. Указ о вотчинах (1714 г.) Юридическое закрепление права собственности помещика на крепостного крестьянина. Закон 1714 г. “О единонаследии” (майорате).

Новая социальная категория “наемные рабочие”. Классовая борьба. Указ Петра I о крепостничестве на заводах (1721 г.). Крупные волнения рабочих на Московском суконном дворе (1749 г., 1762 г.), на полотняных заводах (1752-1753 гг.).

Светская культура западного уклада. Складывание профессиональной интеллигенции. Особенности инеллектуальной элиты росийского общества. Антицерковная и атеистическая деятельность прозападно настроеной интеллигенции (Чаадаев П.А., Герцен А., и др.).

Динамичность развития западного уклада, определившего место России в мире. Двухсотлетний дрейф России в сторону Европы.

Причины деформации уклада: медленные темпы становления рынка, узкий круг собственников с капиталом, отсутствие мелкой частной собственности на землю, отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, сдерживание роста квалификации и снижение роста производства, слабость конкуренции и отсутствие стимулов для усовершенствования производства, казенный заказ и контроль государства. Наличие исторического нонсенса – восточные черты западного уклада.

Принципиальные отличия между двумя укладами в отношении ценностей, идеалов и путей развития. Разрыв в уровнях и противостояние укладов. Расколотость России как важнейший фактор развития страны на протяжении 300-х лет. Трагические последствия расколотости России: постоянная угроза нарушения общественного согласия, скатывание к гражданской войне, отсутствие лидеров общенационального масштаба. Специфика династии Романовых как сторонников “почвы”. Спорность и неоднозначность оценок наследия Петра Великого: утверждения западников и славянофилов. Проблема цивилизационного выбора российским обществом.

 

●Территориальные приобретения России (XIV-начало XX в.).

Особенности становления России как Империи. Статистические данные истории территориальных приобретений России (середина XIV-начало XX вв.).

Основные этапы процесса расширения территории России. Первый (XIV–первая четверть XVI вв.) – собирание русских земель вокруг Москвы. Новый этап государственности в Северо-Восточной Руси. Политика московских князей. Перенос столицы из Владимира в Москву. ”Последний собиратель земли русской” Василий III. Конец системы уделов. Ликвидация Псковской Республики, Волоцкого, Калужского, Угличского, Рязанского, Новгород-Северского княжеств. Позитивность формирования Московского государства: образование защищенного поля для активной исторической деятельности, создание национальной культуры, самосохранение русских земель.

Второй этап (середина XVI–конец XVII вв.) – территориальные приобретения в допетровскую эпоху. Начало формирования России как цивилизационно неоднородного общества. Стратегия завоевания восточный территорий. Взятие Казани (1552 г.) и присоединение Казанского ханства (1558 г.). Разгром Астраханского ханства (1556 г.). Добровольное вхождение в состав России Чувашии и большей части Башкирии. Восточный тип развития присоединенных народов.

Сибирь как сфера интересов Москвы. Поход Ермака и окончательное присоединение Сибири (конец XVII в.). Полукочевой и полуоседлый образ жизни народов Сибири.

Борьба с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой. Мотивы присоединения белорусских и украинских земель: решение проблемы “киевского наследства”, получение Россией законной основы претендовать на остальные древнерусские земли. Богдан Хмельницкий и история Запорожской Сечи. Переяславская Великая Рада и воссоединение Украины с Россией (1654 г.). Решение вопроса самостоятельности Украины. Проблемы католичества и западноевропейской традиции развития народов Белоруссии и Украины.

Третий этап ((XVIII–начало XX вв.) - завоевания и территориальные приобретения Российской Империи. Становление Российской Империи по аналогии с западными империями: решающая роль принадлежит западному укладу, необходимость новых территорий для приложения предпринимательских сил, приобретения рынков сбыта и источников сырья.

Тенденции устойчивого и динамичного развития России по прогрессивному типу. Активность России в европейской политике и ее международный авторитет.

Масштабный характер завоеваний России. Обеспечение устойчивого выхода к морям. 100-летняя борьба за Прибалтику. Россия в Северной войне (1700-1721 гг.) и выход к Балтийскому морю. Присоединение территорий по берегам Балтики (Ингрия, Лифляндия, Эстляндия, Карелия, и др.). Присоединение Крыма и северных берегов Черного и Азовского морей (1774 и 1783 гг.).

Западное направление завоевательной политики России. Присоединение западноукраинских (без Львова) и белорусских земель, большей части Литвы и Курляндии в результате разделов Польши. Включение в состав России Финляндии по итогам русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Вхождение Варшавского герцогства (царства Польского) в состав России по решению Венского конгресса (1814-1815 гг.).

Интересы России в отношении Кавказа: богатство природных ресурсов, культурные достижения, интересы пограничных держав (Иран, Турция). Пестрый состав населения Кавказа: буддийская Калмыкия, мусульманский Азербайджан, православная Грузия, грегорианская Армения. Эпопея борьбы за Кавказ. Переход к России западного и южного побережья Каспийского моря с Баку (1723 г.). Георгиевский трактат (1783 г.) и юридическая основа продвижения России на Кавказ. Включение в состав России почти всего Закавказья (1801-1810 гг.) и Северного Кавказа (к середине 60-х гг. XIX в.).

Среднеазиатское направление в имперской политике России: открытие торговых путей в Азию, формирование рынков сбыта и источников сырья, поход вглубь Азии (проекты завоевания Индии), создание анклавов европейского типа. Успехи России в среднеазиатском направлении. Присоединение больших территорий Казахстана (XVIII–60-е гг. XIX вв.). Взятие Туркестана и Чимкента (1864 г.), Ташкента (1865 г.). Особенности развития народов Средней Азии.

Освоение Русской Америки (Аляска и небольшая колония в Калифорнии) русскими промышленниками и мореходами (вторая половина XVIII в.). Русская экпедиция Витуса Беринга на Аляску (1741 г.). Создание Российско-Американской компании. Решение Александра II о продаже Аляски и Гавайских островов США.

Целенаправленная политика приглашения представителей европейских народов для закрепления и расширения западного типа развития в России. Поощрение миграции иностранцев в Россию в массовом масштабе. Сокращение доли русских (до 43 %).

 

●Становление России как цивилизационно неоднородного общества.

Становление России как централизованного государства и огромного этнического конгломерата всех типов цивилизаций (середина XVI-начало XX вв.). Многонациональность российского государства (165 народов).

Особенности Российской Империи как унитарного государства.

Территория России как единое экономическое пространство. Отмена внутренних таможенных сборов (1754 г.), отмена русско-украинской таможенной границы. Складывание единого всероссийского рынка.

Действие единых законов на всей территории России. Создание единого “Свода законов Российской империи”.

Осуществление единого административного деления. Общероссийская система администрации, делопроизводства, суда. Губернии как основа территориального деления. Русификаторская политика и ментальность нового российского общества. Православие как государственная религия. Создание русскоязычных анклавов в национальных районах с целью сглаживания межцивилизационных различий: переселение русских на новын территории, приобщение к русской культуре и русскому миропониманию. Негативные черты русификации6 властный деспотизм самодержавия вызывал протест, очаговый характер прогрессивного типа развития, ассимиляция и насаждение русского типа, примеры разрушительности соприкосновения малых народов с русскими (алкоголь, болезни, вымерание, рушились основы традиционной жизни, истребление природы, коллективные самоубийства). Национально-этническое расселение и период адаптации разных регионов России. Неинтегрированность Финляндии в общероссийскую общественную систему. Автономность Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Националистическая реакция белоруссов и украинцев на жесткость русификаторской политики и непризнание самостоятельности и национальной самобытности.

Специфика России как мощного деспотического государства и угроза его распада при ослаблении государства. Линия межцивилизационных границ как самое уязвимое место России. Русскоязычные анклавы как заложники унитарного государства.

Рост Империи и изменение общественного сознания русских. Великодержавность как следствие этатизма (приоритет государственности) со времен Московской Руси. Своеобразность национального самосознания русских. Полиэтническая среда России и русская толерантность к любой национальной среде. Идеология интернационализма. Феномен русских.

Мозаичность, нестабильность, остроконфликтность межцивилизационного пространства (между Западом и Востоком) России. Цена цивилизационной экспансии.

 

●Послепетровская эпоха.

“Глухое время” в России (1725-1741 гг.). Правление Елизаветы I (1741-1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762-1796 гг.).

Россия XVIII столетия как противоречивое общественное образование. Колоссальность перепада в уровнях развития и цивилизационных характеристиках разных регионов единой страны: от кочевых и полукочевых народов Сибири, Казахстана и Средней Азии до европейской Прибалтики. Узкая социальная база западного уклада и неприятие западных ценностей большинством народа. Сложность полного перехода страны к европейскому типу развития. Основные пути обеспечения целостности России: государственное давление и насилие, необходимость преобразований.

Замедление хода реформ после смерти Петра I. Екатерина I (1725-1727 г.). “Глухое время” в истории России (Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна): иностранное засилье в высшем руководстве, пренебрежение интересами народа, острая политическая борьба в верхах с целью передела власти и изменения курса.

Военный переворот (1741 г.) и правление Елизаветы (1741-1761 гг.). Основные задачи эпохи ее правления: выровнять курс страны, прекратить распри в верхах, обеспечить стабильность и реализацию национальных интересов. Императрица Елизавета как личность. Основные результаты правления Елизаветы. Академия наук, ее подразделения и национальные кадры. Деятельность М. Ломоносова как первого русского члена Академии. Открытие Московского университета (1755 г.), его факультеты и профессорский состав. Гимназии при университете и доступность образования

История прихода к власти Екатерины II (1762-1796 гг.). Мотивы второго в истории престолонаследия военного переворота: пренебрежение Петра III (1761-1762 гг.) всем русским, произвол временщиков, оскорбленное национальное чувство. Екатерина II как личность.

Основные события эпохи царствования Екатерины II: две войны с Польшей и две – с Турцией, московский бунт, пугачевщина.

Стремление Екатерины II к кардинальным переменам: ввести в стране законность и правопорядок, утвердить законодательство на основах либерализма (свободы личности) и в соответствии с современными задачами. Политическая программа Екатерины II: Россия должна стать полностью европейской державой; главное орудие преобразований – власть и государство; введение гражданских прав, ограниченных законом; расширение класса собственников.

Первый этап царствования Екатерины II (1762-1774 гг.). Комиссия 1767 г. и “Наказ” императрицы. Наказы дворянства: ограничение вмешательства государства в дела собственников, одновременное создание государственной системы поддержки, отмена Табеля о рангах, ужесточение мер в отношении крепостного крестьянства. Консервативность позиции дворян – стремление к равенству ограничивалось рамками своего сословия. Прогрессивность наказов “снизу” (от горожан, сельских обществ, и др.): всесословное участие в местном самоуправлении, ликвидация сословных различий, обеспечение веротерпимости, учреждение гимназий и школ для крестьянских детей и крестьян-мужиков. Обреченность Комиссии: преобладание дворянского консервативного настроя, требование укрепления крепостничества и корпоративности. Основные плюсы Комиссии: обострение острых вопросов, стимулировавших развитие политической мысли и формировавших общественное мнение; осознание императрицей особенностей страны; выяснение соотношения сил; сокращение программы реформ.

Второй этап царствования Екатерины II (1775-1796 гг.). Бунт “почвы” против влияния “цивилизации” и стремление вернуться к идеализированной старине. Восстание Е. Пугачева как выступление против гнета и нищеты. Участники восстания: крестьянство, казачество, башкиры, калмыки, народы Поволжья. Причины обреченности восстания: стремление улучшить положение своего уклада и опасность возврата России к временам Московского государства.

Масонство как форма выражения общественно-политических интересов прозападно настроенной части российского общества. Принципы и девиз масонства: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, свобода, равенство, братство. Основные требования: ограничение влияния церкви на общество, против деспотических монархий и националистических предрассудков. Узость социальной базы масонства в России и его запрет (1822 г.).

Преследование сторонников ультраевропейских идей (А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, и др.).

Тяжесть положения крестьянства (отсутствие элементарных гражданских прав) и расширение прав помещиков (сбор податей и юридическая юрисдикция над крестьянами). Указ 1760 г. о ссылке крестьян в Сибирь, на каторгу. “Воровские кампании” беглых помещичьих крестьян (за польским рубежом, в Белоруссии).

Развитие западного уклада. Рост числа мануфактур (около 200 тысяч): казенные (государственные) и вотчинные (помещичьи), основанные на принудительном труде; купеческие и крестьянские, основанные на наемном труде. Манифест 1775 г. о свободе предпринимательства. Формирование устойчивого рынка свободной рабочей силы.

Изменения в духовной сфере. Указ Петра III о веротерпимости и о равенстве вероисповеданий. Разрешение возврата раскольников в Россию и поселение их в Сибири и за Уралом. Запрет гонения на иноверцев. Поведение Екатерины II по отношению к православной церкви. Секуляризация монастырей. Административные меры ограничения влияния церкви на общество.

Укрепление государственного аппарата и усиление единоначалия в государственном управлении. Совет при высочайшем дворе как высший совещательный и распорядительный орган.

Рост и усиление влияния бюрократии. Увеличение числа чиновников. Злоупотребления властью, коррупция.

Реформа административного устройства (1775 г.). Разукрупнение губерний и деление на уезды.

Разделение властей. Отделение суда от администрации и полиции. Создание разветвленной системы судов: гражданские, уголовные, сословные, и др.

Расширение сферы демократии. “Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства” (1785 г.). Укрепление класса собственников и закрепление корпоративности. “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”. Введение городского самоуправления и юридических прав для городов. Выборность городского управления: городское собрание, городской голова, городская дума. Основные вопросы в ведомстве городских органов: городское благоустройство, продовольственное дело, торговля, промыслы, и др. Корпоративность городского самоуправления: контроль губернатора, корпоративная структура города (цехи, гильдии, и др.). Укрепление демократических общинных институтов у государственных крестьян: волостной сход, волостной голова. Общинно-коллективитский характер демократии.

Социальная область преобразований. Широкое общее образование и повышение уровня культуры в стране. Введение обязательного знания иностранных (европейских) языков и гуманитарного образования. Воспитательные дома в Москве и Петербурге, закрытые институты для девиц-дворянок (Смольный институт), сеть открытых народных училищ. Неудача эксперимента выведения новой породы людей (плохое государственное финансирование, казнокрадство). Отставание полуграмотной России от образованной Европы.

Роль государственного и общественного просветительства. Медленные темпы становления университета. Деятельность российского просветителя Н.И. Новикова в Московском университете (80-е гг.).

Организация медицинской помощи. Создание госпиталей и приютов для больных и сумасшедших, богоделен и сиротских домов. Отсутствие русской школы медицины и хирургии.

Духовные ценности и особенности российского менталитета.

Основные итоги правления Екатерины II. Укрепление международного положения и дипломатического статуса России за счет территориальных приобретений и выхода к морям, усиление влияния на европейскую политику. Увеличение численности населения (за счет территориальных присоединений и естественного прироста). Увеличение суммы государственных доходов. Рост числа фабрик и мануфактур. Создание банковской системы. Увеличение числа собственников. Сохранение многоукладности и корпоративности, усиление цивилизационной неоднородности общества.

 

Россия в первой четверти XIX века. Эпоха Александра I (1801-1825 гг.).

XIX век под знаком Великой Французской революции. Отношение к революции в российском обществе.

Приход к власти Павла I (1796-1801 гг). Отмена либеральных нововведений Екатерины II.. Отмена жалованных грамот дворянству и городам, введение телесных наказаний для дворян и духовенства. Запрет иностранных газет и выездов за границу. Опала и репрессии чиновников и военных.

Александр I на престоле (1801-1825 гг). Противоречивые свидетельства о личности Александра I. Провозглашение основного курса (строгое соблюдение законов, правовые гарантии от произвола) и его общественный резлнанс. “Негласный комитет“ (1801-1803 гг.) при царе (графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосельцев, князь А.Д. Чарторыйский) и отношение к нему консервативно настроенной аристократии. Переход реформ в руки государственной бюрократии.

Первый этап царствования Александра I (1801-1815 гг.). Отмена ограничений, введенных Павлом I. Создание университетов в Казани (1804 г.), Харькове и Петербурге. Открытие Московского коммерческого училища (1804 г.) и начало специального экономического образования. Принятие представителей всех сословий в учебные заведения (оплата из госбюджета низших ступеней обучения). Безусловная веротерпимость Александра I.

М.М. Сперанский как ближайший советник императора (1807 г.) и его проект коренной реформы общественно-политического устройства России “Введение к уложению государственных законов” (1809 г.). Сопротивление планам Сперанского высших слоев общества. Реализация некоторых из либеральных предложений Сперанского.

Выделение и организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. Создание Кабинета Министров как высшего административного учреждения. Замена Коллегий, созданных Петром I, на министерства (1811 г.). Четкое структурирование и определение функций исполнительной власти, усиление единоначалия в государственном управлении.

Создание Государственного Совета как законосовещательного органа при царе (1810 г.). Централизация законодательной деятельности, упорядочивание введения новых юридических норм. Сенат как орган надзора над исполнением законов в государстве. Реформирование бюрократического управления. Указ царя 1809 г о введении “экзамена на чин” (кроме выпускников университетов).

Реформирование почвенного уклада. Положение о запрещении раздачи и продажи государственных крестьян в частные руки (1810 г.). Ограничение продажи крестьян “в розницу”. Указ “О вольных хлебопашцах” (1803 г.). Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (1804-1805 гг.).

Динамичность развития западного уклада. Рост численности городского населения. Улучшение системы путей сообщения. Процесс классообразования. Расширение слоя мелких собственников. Право на покупку земель в частную собственность (1801 г.). Рост числа собственников в деревне. Создание Министерства финансов (1802 г.) и централизация всех экономических учреждений (министерство коммерции, департамент мануфактуры и внешней торговли). Составление единого бюджета государства.

Россия в международной политике. Усиление влияния Франции и антинаполеоновская коалиция (1805 г.). Россия как участница антифранцузских действий европейских государств и первый конфликт мирового характера. Действия русских войск под командованием А.В. Суворова. Тильзитский мирный договор между Россией и Францией (1807 г.) и его негативные последствия: для России: изоляция от партнеров по политике, прежде всего от Англии; негарантированность России от нападения; удар по международному престижу России; уязвление патриотических чувств русских. Официальное объявление войны России Францией (1812 г.). Неготовность России к войне и бессилие системы власти в организации сопротивления. Подъем патриотизма русских (ополчение, материальные пожертвования, партизанская война). Победа России и успешные заграничные походы. Восстановление престижа России в Европе. Венский конгресс (1814-18115 гг.) и создание Священного Союза как первой общеевропейской организации с целью поддержания стабильности и оказания взаимной помощи в рамках континента.

Всплеск либеральных настроений Александра I под влиянием провозглашения Франции конституционной монархией. Проекты введения конституции в России (Государственная Уставная грамота министра юстиции Н.Н. Новосельцева). Отсутствие широкой поддержки реформаторской деятельности Александра I в обществе и ее угасание к концу его царствования. Конец эры просвещенного правления и нарастание консервативных тенденций в российском обществе (1820-1825 гг.).

 

●Декабризм: результаты и следствия (1816-1825 гг.).

Великая Французская революция и ее последствия как исторический материал российского декабризма. Причины появления декабризма в России: незавершенность реформ Александра I, усиление консерватизма, стремление освободить Россию от царского деспотизма.

Основные требования декабристов: отмена крепостного права и рабства в любой форме, свобода выбора занятий, отмена корпоративности, право каждого на собственность, введение конституции и республиканского строя. Уравнительная тенденция русского общества в проектах декабристов.

Варианты конституционных преобразований в проектах декабристов: Н.М. Муравьев - умеренный (реформистский), П.Н. Пестель - радикальный (через цареубийство к республике), и др. Узость взглядов декабристов: несли печать российской специфики (великодержавность, централизм, уравнительность); многое было утопичным; отражали идеалы только европейски ориентированной части общества и не принимали в расчет интересы другой части российского общества.

Конец правления Александра I (1825 г.). Версии смерти императора. Обстановка междуцарствия и отречение от престола князя Константина Александровича. Восстание декабристов и его исход.

 

Эпоха Николая I (1825-1855 гг.).

Император Николай I и его политические взгляды. Манифест Николая I (от 14 декабря 1825 г.) и отказ от западного пути развития России.

Секретный комитет для разработки проектов реформ и нового свода законов – полное собрание законов Российской империи в 46 тт. (1830 г.).

Секретные комитеты по крестьянскому делу. Реформы государственной деревни генерал-адъютанта П.Д. Киселева (1837-1841 гг.): юридические права для государственных крестьян, реорганизация административного управления.

Усиление бюрократического механизма. Военно-полицейские функции бюрократии.

Дифференциация общественно-политических интересов. Складывание политических сил и спектр альтернатив решения проблем России.

Консервативно-охранительное направление и его платформа: сохранить “почву”, православие, крепостное право. Теория “официальной народности” (автор – министр просвещения С.С. Уваров) как обоснование идей о самобытности России.

Оформление либерального направления и его платформа: правовое государство и гражданское право для всех, конституция, разделение властей и контроль общества за властью, конституционная монархия, мирные средства реформирования. Либеральная бюрократия как элита российской интеллигенции. Создание Русского Географического общества при министерстве внутренних дел под председательством Великого князя Константина (1845 г.). Московский университет как центр духовного становления либеральной “молодой России” в противостоянии официальной доктрине (Соловьев, Грановский, и др.). Специфика российского либерализма.

Радикалистская революционная струя (А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.Н. Огарев, и др.): соседство либеральной и славянофильской идей, прославление исторической плодотворности насилия, революция и признание власти.

 

●Эпоха Александра II (1855-1881 гг.) и Александра Ш (1881-1894 гг.).

Восшествие на престол Александра II (1855 г.). Царствование Александра II и крупнейшие мировые события: гражданская война в США (1861-1865 гг.) и экспедиция русской эскадры кораблей контр-адмирала С.С. Лесовского в Америку для демонстрации поддержки Севера; парламентская реформа в Англии; принятие конституции в Германии (1871 г.); освоение мирового пространства (Африка, Америка, Азия); основание I Интернационала (1864 г.) и подготовка в Европе социалистической революции; Парижская коммуна (1871 г.). Кризис и отсталость России в результате внутренних противоречий и поражения в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Либеральные взгляды Александра II. Закрытие цензурного комитета, введенного Николаем I. Гласность, свободная выдача загранпаспортов, амнистия политзаключенных.

Реформирование почвенного уклада как ключевой момент истории России. Представители высшей государственной бюрократии как сторонники реформирования России по европейскому образцу (Великий князь Константин Николаевич). Варианты реформы помещичьей деревни. Дискуссия о судьбе общины (1856-1859 гг.) и “накал страстей” в ходе ее обсуждения. Поэтапная реализация реформы почвенного уклада (1861-1883 гг.). Первый этап – отмена крепостного права (реформа 1861 г.). Указ о праве выхода удельных крестьян из крепостной зависимости и Манифест 19 февраля 1861 г. об условиях освобождения крестьян. Главный комитет по устройству сельского состояния и его основные решения: ликвидация власти помещиков над крестьянами, расширение сферы общинной демократии, крестьянское самоуправление в масштабах волости, закрепление первичной демократической ячейки – сельской общины. Второй этап реформы почвенного уклада (с 1863 г.). Положение о поземельном устройстве удельных крестьян. Третий этап реформ. Указ о землеустройстве государственных крестьян (1866 г.). Издержки реформ 1861-1865 гг.: не создан слой мелких собственников, укреплена общинная структура, замена личной зависимости крестьян от помещиков и государства зависимостью общинной. Непоследовательность реформирования и консервация отсталости.

Реформы в области гражданских прав. Введение местного самоуправления: ломалась корпоративность, произошла частичная децентрализация, свобода общественной инициативы. Судебная реформа и ее основные принципы: равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимая организация адвокатуры, гласность, состязательность судебного процесса, суд присяжных: Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) и разделение государственной и общественной властей как первый опыт ограничения самодержавия и реализации гражданственности в России.

Непоследовательность проведения реформ Александром II в силу мировоззрения и давления среды. Роль террора народников в свертывании реформ. Убийство царя 1 марта 1881 г.

Александр III как государственный деятель, его приверженность патриархальным семейным традициям. Острая борьба за влияние на царя между либералами – сторонниками реформ и консерваторами, охраняющими патриархальные традиции.

Заседание Совета Министров (8 марта 1881 г.) и решение судьбы представительного учреждения. Александр III как сторонник консерватизма. Откат в реформах. Удаление из государственного аппарата либерально настроенных чиновников. Приостановка реформирования политической сферы, ограничение демократии. Контроль выборных органов местного самоуправления, ограничение участия в выборных органах. Введение цензуры, отмена автономии университетов. Попытка ликвидации элементов разделения властей, ограничение деятельности суда присяжных.

Промышленный переворот (30-40-е гг. XIX в.) и капиталистическая модернизация России. Разработка подходов и методов государственного решения экономических и социальных проблем. Протекционистские меры развития промышленности, торговли. Введение нового рыночного типа налогообложения. Огосударствление железных дорог, создание единой транспортной системы. Усиление вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Признание рабочего вопроса и регулирование со стороны государства взаимоотношений между рабочими и предпринимателями. Меры по ограничению продолжительности рабочего дня для женщин и подростков, учреждение фабричной инспекции для контроля за условиями труда и выполнением предпринимателем законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.