КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуль 2
Тема 5. Основа устойчивости биосферы – многообразие живых организмов. Генетика и эволюция.
Вопросы для самоподготовки:
Задания: 4) Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 5) Выполнение творческих заданий; 6) Написание докладов, подготовка презентаций, рефератов, эссе.
Основная и дополнительная литература: Осн.: 1-8. Доп.: 1, 2, 3,4, 7,11,12, 16, 17, 18.
Тема 6. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика и человек. Происхождение человека. Вопросы для самоподготовки:
Задания: 1. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2. Выполнение творческих заданий; 3. Написание докладов, подготовка презентаций, рефератов, эссе.
Основная и дополнительная литература: Осн.: 1-8. Доп.: 1, 2, 3,4, 7,11,12, 16, 17
Тема 7. Биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени. Вопросы для самоподготовки:
1. Фундаментальные концепции описания природы. 2. Философия и экология. Сочинение В. Хёсле «Философия экологического кризиса». 3. Вопрос о генах индивидуальности.
Задания: 1. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2. Выполнение творческих заданий; 3. Написание докладов, подготовка презентаций, рефератов, эссе.
Основная и дополнительная литература: Осн.: 1-8. Доп.: 1, 2, 3,4, 7,11,12, 16, 17
Тема 8. Путь к единой культуре. Вопросы для самоподготовки:
Задания: 1. Конспектирование научной литературы по заданию преподавателя; 2. Выполнение творческих заданий; 3. Написание докладов, подготовка презентаций, рефератов, эссе.
Основная и дополнительная литература: Осн.: 1-8. Доп.: 1, 2, 3,4, 7,11,12, 16, 17
Содержание курса лекций: Тема 1. Естествознание в системе наук и культуры. Введение. Предмет, цель и задачи курса «Концепции современного естествознания». Естественно-научная и гуманитарная культуры. Структура и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Научный метод. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория. Общенаучные методы теоретического познания. Научные революции. Единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Математика как универсальный язык науки. Этические принципы науки. Тема 2. Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Энергия и энтропия.Физическое взаимодействие. Динамические и статистические закономерности. Концепции классической термодинамики и статистической механики. Электромагнитная теория. Концепции пространства и времени. Квантовая теория. Элементарные частицы. Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Принципы термодинамики. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Характеристика физических взаимодействий. Понятия близкодействия, дальнодействия. Гравитационное взаимодействие. Электромагнитное взаимодействие. Слабое и сильное взаимодействия. Динамические и статистические закономерности в природе. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Квантовая физика. Тема 3. Химические процессы, реакционная способность веществ. Структура химии как науки. Взаимосвязь химии с физикой. Химический элемент. Химические системы. Концепции структуры химических соединений. Учение о химических процессах, их энергетика, реакционная способность веществ. Эволюционная химия. Взаимосвязь химии с биологией. Тема 4. Земля: внутреннее строение и история геологического развития. Концепции развития литосферных оболочек. Положение Земли в Солнечной системе. Происхождение, строение и эволюция Земли; образование и взаимодействие ее оболочек. Физические поля Земли. Космические циклы. Солнечная активность и биосфера. Современные геофизические условия жизни. Основные этапы геологической истории Земли. Современные концепция развития литосферных оболочек. Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции и развития живых организмов. Концепции происхождения и сущности жизни. Креационизм. Эволюционизм.Определение жизни. Признаки жизни. Особенности биологического уровня организации материи. Появление жизни и формирование биосферы на Земле. Основные современные направления исследования проблем происхождения жизни. Тема 5. Основа устойчивости биосферы – многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Биопродуктивность. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Антропогенные воздействия на биосферу. Современный экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы. Экологическое право. Что мы можем сделать для сохранения жизни на Земле? Тема 6.Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика и человек. Происхождение человека. Представления о сущности человека. Человек как био-, социо-, геокосмическое существо. Человек, биосфера и космические циклы. Человек: организм и личность. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность человека. Биосоциальные основы поведения. Биологические законы и общество. Основы биоэтики. Биологически обоснованные потребности и естественные права человека. Экология и здоровье. Тема 7. Биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени. Работы В.И. Вернадского, А.А. Чижевского, П. Тейяра де Шардена, философское направление “русский космизм” - идеи о единстве мира, закономерности появления живого вещества и высших форм жизни в развитии Вселенной (“антропный принцип”). Биосфера Земли как единая живая система, продукт эволюционного развития и взаимодействия множества дискретных биологических форм (видов). Чудо жизни. Системный анализ, кибернетика, нелинейное моделирование в изучении свойств жизни. Понятие “Живые системы”. Место человека в эволюции Земли: понятие о ноосфере (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден); развитие технологической цивилизации и биосфера; экологический кризис. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации. Второе начало термодинамики. Энтропия. Представления о самоорганизации в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Флуктуация. Теория динамического хаоса. Тема 8. Путь к единой культуре. Техногенное общество. Роль современного естествознания в решении проблемы преодоления энергетического, экологического и информационного кризисов. Принципы универсального эволюционизма. Проблемы коэволюции. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания – путь к единой культуре. 10. Учебно-методические обеспечение самостоятельной работы студентов: Самостоятельная работа студента включает в себя следующее: • Работа над лекционным курсом; • Подготовка к семинарским занятиям; • Чтение и конспектирование философской литературы; • Подготовка терминологического словаря; • Подготовка к контрольным работам, Интернет-тестированию; • Подготовка к зачету (зачет, дифференцированный зачет).
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |