КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
Структура и содержание дисциплины Образовательные технологии. Изучение модуля «Концепции современного естествознания» предполагает использование следующих образовательных технологий: 1) Лекции (информационная лекция – излагаются материалы, требующие запоминание, проблемная лекция – с постановкой определенной проблемы, интерактивная лекция – построена на групповом взаимодействии, сотрудничестве студентов); Практические занятия – обсуждение докладов, ответы на вопросы, разбор конкретных ситуаций, опрос, диспут работа с наглядными пособиями, составление сравнительных таблиц, тестовая проверка знаний с использованием информационных технологий. 2) Рефераты и эссе – краткое изложение научных трудов, литературы по заданной научной теме. Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий:
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины. Содержание курса лекций: Тема 1. Естествознание в системе наук и культуры. Введение. Предмет, цель и задачи курса «Концепции современного естествознания». Естественно-научная и гуманитарная культуры. Структура и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Научный метод. Формы теоретического знания: проблема, гипотеза, теория. Общенаучные методы теоретического познания. Научные революции. Единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Математика как универсальный язык науки. Этические принципы науки. Тема 2. Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Энергия и энтропия.Физическое взаимодействие. Динамические и статистические закономерности. Концепции классической термодинамики и статистической механики. Электромагнитная теория. Концепции пространства и времени. Квантовая теория. Элементарные частицы. Принципы современной физики: относительности, симметрии, суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Принципы термодинамики. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Характеристика физических взаимодействий. Понятия близкодействия, дальнодействия. Гравитационное взаимодействие. Электромагнитное взаимодействие. Слабое и сильное взаимодействия. Динамические и статистические закономерности в природе. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Квантовая физика. Тема 3. Химические процессы, реакционная способность веществ. Структура химии как науки. Взаимосвязь химии с физикой. Химический элемент. Химические системы. Концепции структуры химических соединений. Учение о химических процессах, их энергетика, реакционная способность веществ. Эволюционная химия. Взаимосвязь химии с биологией. Тема 4. Земля: внутреннее строение и история геологического развития. Концепции развития литосферных оболочек. Положение Земли в Солнечной системе. Происхождение, строение и эволюция Земли; образование и взаимодействие ее оболочек. Физические поля Земли. Космические циклы. Солнечная активность и биосфера. Современные геофизические условия жизни. Основные этапы геологической истории Земли. Современные концепция развития литосферных оболочек. Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции и развития живых организмов. Концепции происхождения и сущности жизни. Креационизм. Эволюционизм.Определение жизни. Признаки жизни. Особенности биологического уровня организации материи. Появление жизни и формирование биосферы на Земле. Основные современные направления исследования проблем происхождения жизни. Тема 5. Основа устойчивости биосферы – многообразие живых организмов. Генетика и эволюция. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Биопродуктивность. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Антропогенные воздействия на биосферу. Современный экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы. Экологическое право. Что мы можем сделать для сохранения жизни на Земле? Тема 6.Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Биоэтика и человек. Происхождение человека. Представления о сущности человека. Человек как био-, социо-, геокосмическое существо. Человек, биосфера и космические циклы. Человек: организм и личность. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность человека. Биосоциальные основы поведения. Биологические законы и общество. Основы биоэтики. Биологически обоснованные потребности и естественные права человека. Экология и здоровье. Тема 7. Биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени. Работы В.И. Вернадского, А.А. Чижевского, П. Тейяра де Шардена, философское направление “русский космизм” - идеи о единстве мира, закономерности появления живого вещества и высших форм жизни в развитии Вселенной (“антропный принцип”). Биосфера Земли как единая живая система, продукт эволюционного развития и взаимодействия множества дискретных биологических форм (видов). Чудо жизни. Системный анализ, кибернетика, нелинейное моделирование в изучении свойств жизни. Понятие “Живые системы”. Место человека в эволюции Земли: понятие о ноосфере (В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден); развитие технологической цивилизации и биосфера; экологический кризис. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации. Второе начало термодинамики. Энтропия. Представления о самоорганизации в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Флуктуация. Теория динамического хаоса. Тема 8. Путь к единой культуре. Техногенное общество. Роль современного естествознания в решении проблемы преодоления энергетического, экологического и информационного кризисов. Принципы универсального эволюционизма. Проблемы коэволюции. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания – путь к единой культуре. А) Основная литература: 1) Голубинцев В.О. Концепции современного естествознания: учеб. пособие, рек. М-вом образования РФ / В.О. Голубинцев [и др.]; под общ. ред. С.И. Самыгина. – 8-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 413 с. 2) Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие, рек. М-вом образования и науки России.– М.: Высш. образование, 2008. – 335 с. 3) Горский Ю.М., Степанов А.М., Теслинов А.Г. Гомеостатика: гармония в игре противоречий. – Иркутск: Репроцентр А1, 2008. – 633 с. 4) Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: Академия, 2008. – 607 с. 5) Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 704 с. 6) Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. рек. М-вом образования РФ – М.:КноРус, 2009. – 670 с. 7) Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учеб. для студентов вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с. 8) Концепции современного естествознания: Учебник /Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М., 2007.
Б) Дополнительная литература:
1. Агуреева О.В. Краткий курс по концепциям современного естествознания. – М.: Окей-книга, 2009. – 154 с. 2. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2009. – 464 с. 3. Голубинцев В.О. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2008. – 412 с. 4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 335 с. 5. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 540 с. 6. Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания.– Академия, 2006. 7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: КноРус, 2009. – 672 с. 8. Концепции современного естествознания (под ред. Борщова А.С.) Изд. 1-е/ 3-е, стереотип. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2009. 9. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под ред. Л. А. Михайлова. – Питер: 2009. – 335 с. 10. 11. Горбунов Д.С., Рубаков В.А. Введение в теорию ранней Вселенной: Теория горячего Большого взрыва. – М.: ЛКИ, 2008. 12. Грин Б. Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 13. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. – М.: ЛКИ, 2008. – 286 с. 14. Даль Э. Возникновение и сохранение языковой сложности. – М.: ЛКИ, 2009. 1. Докинз Р. Бог как иллюзия. – М.: КоЛибри, 2008. 2. Еськов К.Ю.Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней. – М.: ЭНАС, 2008. – 312 с. 3. Кононович Э.В. Солнце – дневная звезда. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 4. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Проспект Велби, 2008. – 264 с. 5. Миллс С. Теория эволюции. История возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с. 6. Олескин А.В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты. – М., 2007. 7. Перельман Я.Н. Занимательная астрономия. – М.: ЛКИ, 2008. 8. Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. Пер. с англ. – М.: ЛКИ, 2008. 9. Романов В.П. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.:.Вузовский учебник, 2008. – 128 с. 10. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2010. – 239 с. 11. Селивёрстова Л.С. Концепции современного естествознания. Справочник. – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 260 с. 12. Сазанов А.А. Четырёхмерная модель мира по Минковскому. – М.: ЛКИ, 2008. 13. Уиллет Э. Генетика без тайн: Путеводитель. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с. 14. Хван М.П. Неистовая Вселенная от Большого Взрыва до ускоренного расширения, от кварков до суперструн. – М.: Ленанд, 2006. 15. Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.- М.: Мир, 1990.- 166 с. 16. Чайковский Ю.В. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. – М., 2008. 17. Якимова Н.Н.Фрактальная Вселенная и золотое отношение. Структурное и ритмическое единство мира. – М.: Либроком, 2008 – 368 с. 18. Янчилин В.Л. Логика квантового мира и возникновение жизни на Земле. – М.: Новый мир, 2007.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |