Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие социального государства в Европейских странах




Ключевые слова: закрепление статуса социального государства, конституционные принципы социальных государств европейских стран, подлинное социальное государство, ценности социальных государств европейских стран.

Во второй половине XIX в. в кайзеровской Германии была сделана первая попытка осуществить ряд социальных реформ. В имперской конституции 1871 г. присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк приступил к формированию законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии.

Послевоенная Германия возвратилась к идее и ценностям со­циального государства. Конституция ФРГ 1949 г. в ст. 20 провозгласила Германию «демократическим и социальным федеральным государством». В ст. 23 записано, что «для создания объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который привержен принципам демократии, правового, социальною и федеративного государства». Понятие социального государства упоминается и в других статьях, в частности в ст. 28 - «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам социального правового государства (Основной закон Федеративной Республики Германия. - Бонн, 1998).

С 1958 г., согласно ст. 1 Конституции, «Франция является не­делимой, светской, социальной, демократической Республикой»; с 1978г. Испания по конституции стала «правовым, демократическим, социальным государством». В опосредованной форме положение о социальном государстве закреплено в конституции Италии 1948.: в соответствии со ст. 2 «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности» (Конституции государств Европейского союза. - М., 1997. - С. 187).

Практика закрепления статуса социального государства кон­ституциями стран получила дальнейшее распространение. Испания после свержения диктаторских режимов и установления демократии в 1978 г. провозгласила себя правовым демократическим социальным государством (См. там же. С. 701). Португалия в 1975 г. стала суве­ренной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества. Функции и обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан прописаны в конституции Швеции (Конституции государств Восточной Европы. - М., 1996. - С. 8). Согласно своим конституциям Румыния является правовым демократическим и социальным государством, а Республика Польша - демократическим, правовым государством, осуществляющим принцип социальной справедливости (См.: Конституции зарубежных государств. - М., 1996. - С. 295). Пункт 1 ст. 22 Конституции Греции гласит «Труд составляет право и находится под защитой государства, которое заботится о создании условий полной занятости для всех граждан». Принципы социального государства в той или иной мере закреплены также в конституциях Турции, Нидерландов, Дании.

Сегодня многие развитые страны мира, независимо от наличия в их конституциях положений о принадлежности к социальному государству, де-факто проводят свою социально-экономическую политику как социальные государства.

Контрольные вопросы и задания:

1. Когда и в каких странах впервые в конституциях были записаны положения о социальном государстве?

2. В каких странах распространилась практика закрепления статуса социального государства конституциями в 70-х годах XX в.?

3. Какие из стран бывшего социалистического лагеря объявили себя социальным государством?

4. Какие европейские страны можно назвать:

- подлинно социальными государствами;

- социально ориентированными (концептуальными социальными) государствами;

- реальными социальными государствами;

- демократическими социальными государствами;

- правовыми социальными государствами;

- правовыми демократическими социальными государствами, основанными на социально-рыночном хозяйстве?

2.2. Развитие социального государства в странах СНГ

Ключевые слова:обеспечение прав и свобод в странах СНГ, обязанности социального государства, права человека и гражданина в странах СНГ, принципы и нормы международногоправа.

В конституциях большинства стран СИГ общественная сущ­ность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Важной задачей, которая стоит перед учеными стран СНГ, является разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.

Страны СНГ - Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. - прошли определенный путь по формированию социального государства. Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии последнего, всемерно развивают социальную рыночную экономику, как базу для сильной социальной политики, повышают социальную ответственность бизнеса, т.е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституции стран СНГ провозглашают права человека и граж­данина неотъемлемыми. Государство в лице своих органов и дол­жностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Государство напрямую названо социальным в конституциях Республики Армения (ст. I), Республики Беларусь (ст. 1). Грузии (преамбула)» Республики Казахстан (ст. 1.), Российской Федерации (ст. 7, ч. I), Республики Таджикистан (ст. 1) и Украины (ст. 1).

В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст.13 обеспечение нрав и свобод человека и гражданина признается высшее целью государства, а в ст. 17 записано: «Азербайджанская Республика заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина, его социальной зашито и достойном уровне жизни». Права и свободы человека и гражданина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.

В принятой 5 июля 1995 г. Конституции Республики Армения в ст. 4 провозглашено: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного нрава». В ст. 31 дана формула условий жизни: «Каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в т.ч. на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права».

Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. была принята Конституция страны, где в ст. 2 утверждается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государство ответственно перед гражданином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать не­обходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В Конституции Грузии от 24 августа 1995 г. в ст. 7 записано: «Грузия признает и соблюдает общепризнанные права и свободы человека как непреходящие и высшие человеческие ценности. При осуществлении власти народ и государство ограничены этими правами и свободами как непосредственно действующим правом». В ст. 37 ч. 5 специально отмечено: «Человек имеет право на получение полной, объективной и своевременной информации о состоянии среды его обитания и условий труда»".

В Конституции Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. всенародным референдумом, провозглашается, что для государства «высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы» (ст. 1). В ст. 12 ч. 2 сказано: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных правовых aктов»".

Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва, принимая 5 мая 1993 г. Конституцию, подтвердил свою приверженность правам и свободам человека. В Конституции (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. в ст. 7) зафиксирована «ответственность государственных органов перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа», и подчеркнуто: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» (ст. 15); «в Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой» (ст. I6). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.

В принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова в ст. 1 (ч. 3) подчеркнута высшая ценность «достоинства человека, его прав и свобод», а в ст. 24 (ч. 1) гарантируются со стороны государства «каждому человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность». Ст. 4 (ч. 2) утверждает: «При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имею г между народные нормы» (абсолютный примат).

Принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Кон­ституция Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). При этом политика Российского государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1). В России защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. под­черкивает, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 1), и что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством» (ст. 5)".

В преамбуле Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 г. XIV сессией Верховного совета (Меджлиса), особо отмечается задача гарантии прав и свобод каждого гражданина, а в ст. 3 установлено: «Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина».

Принимая на XI сессии 8 декабря 1991 г. Конституцию, Верховный совет Республики Узбекистан подчеркнул свое стремление «обеспечить достойную жизнь гражданам Республики» (преамбула). А в самой Конституции (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.) в ст. 18 провозглашено: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости». В ст. 20 установлено: «Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества».

Верховная рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. основной закон страны, подчеркнула, что она «проявляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасное признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства». Права, свободы и обязанности человека и гражданина подробно регламентированы специальным разделом II Конституции Украины.

Контрольные вопроси и задания:

1. В каких странах СНГ определены в конституциях основы для формирования социального (социально ориентированного) государства?

2. В чем сходство конституционных основ создания социального государства и странах СНГ?

3. Назовите основные отличия формирования концепций социального государства.

4. Как охраняются права и свободы гражданина и человека в конституциях стран СНГ?

2.3. Социальное государство в постсоветской России

Ключевые слова: законодательная база российского социального государства, концептуальное социальное государство, нормативное социальное государство, реальное социальное государств.

Социальное государство современной России находится на всех уровнях на самом раннем этапе: концептуальном, нормативном, практическом (реальном). Научная разработка его проблем фак­тически только начинается. Законодательная база узка и явно не­совершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 гл. 2 «Права и свобода человека и гражданина». В то же время в Конституции не отражены многие существенно важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лини, декларацией.

Выработка и реализация именно российской модели соци­ального государства являются оптимальным вариантом обще­ственного развития нашей страны о современных условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых разных общественных наук, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти.

В России в последние годы в некоторых регионах начинают проявляться элементы социальной и экономической политики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов. В целом же работа по формированию правовых основ и механизмов кадрового обеспечения социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

России предстоит пройти нелегкий путь превращения кон­цептуальной (теоретической) модели, основанной на нормативах (нормативной модели), в практическую (реальную) модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально ориентированном рыночном хозяйстве.

Контрольные вопросы и задания:

1. На какой стадии создания подлинно социального государств находится сегодня Россия?

2. Можно ли в теоретическом (концептуальном) аспекте назвать Россию социальным государством?

3. Что такое нормативное социальное государство? Может ли со­циальное государство формироваться и развиваться без нормативных основ?

4. Любое ли концептуальное социальное государство на практике становится реальным социальным государством?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 6272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.