Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая основа социального государства




Ключевые слова: высокоэффективная экономика, производственные отношения, приоритет экономических интересов, социальная основа экономической политики, уровень доходов граждан, экономическая основа социального государства.

Социальному государству на современном этапе его разлития должны быть присущи высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе, о своих близких, и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о тех гражданах, которым решение своих проблем по тем или иным причинам оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна гос­подствовать «всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных... Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслу­живает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества» (Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Лекции по экономике. - С. 316-317).

Ни у кого не вызывает сомнения в том, что социальное госу­дарство может реализовать свои цели только при наличии высо­коэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального государства может быть обеспечена только при повышении роди производительных сил, на отлаженной системе производственных отношении, при признании равноправия всех форм собственности.

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок, как механизм хозяйствования, немилосерден, его функционирование сопровождается такими негативными явлениями, как банкротство предприятий, безработица, усиление дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощи», солидарность имплантируются в рыночную экономику путем проведения социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации социальной политики, что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу. Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы па социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6 % ВВП, территориальных - до 50 % расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, породил противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил пол угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории превратились в регионы социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего решена независимо от принадлежности се отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе - модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Задача определения приоритетов социального развития в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, с привлечением различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных от­ношений, справедливая система распределения, опирающаяся на естественные права человека, обеспечивают создание высокоэф­фективной экономики и высоких стандартов качества жизни членов общества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему современное социальное государство должно иметь вы­сокий уровень развития производительных сил и эффективную систему производственных отношений?

2. Как в социальном государстве обеспечивается всеобщая заинте­ресованность получении максимального национального дохода?

3. Как обеспечивается высокая эффективность экономики соци­ального государства?

4. На чем основывается эффективная система производственных отношений и справедливая система распределения в социальном государстве?

5. Как учитываются региональные особенности при формирова­нии экономической политики в социальном государстве?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.