Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования 2 страница




- оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав.

В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организации, с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда. Будет продолжено совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в том числе системы представительных органов социального партнерства (прежде всего, объединений работодателей), процедур переговорного процесса, обеспечения независимости профсоюзных организаций от работодателя.

Признание позитивной, социально значимой роли профсоюзов и других общественных организаций, защищающих трудовые права граждан, в деле формирования в России новых трудовых отношений и развития современной рыночной экономики будет подкрепляться регулярными консультациями между правительством РФ и представителями работников и работодателей.

Адаптация Трудового законодательства к реалиям рыночной экономики позволит создать цивилизованный рынок труда, легализовать доходы по заработной плате, наладить регулирование трудовых отношений, обеспечить действенную защиту прудовых прав работников.

Особое место в области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. В реальном секторе экономики политика оплаты труда будет реализовываться путем формирования рыночного механизма организации оплаты труда, основанного на социальном партнерстве и включающего межотраслевое и отраслевое регулирование заработной платы на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, тарифное регулирование в организациях всех форм собственности через утверждаемые ими системы заработной платы.

Сферой прямого и непосредственного воздействия государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, остается установление и обеспечение минимальных социальных гарантий в оплате труда; регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций; районное регулирование заработной платы и налоговое регулирование оплаты труда.

В среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:

- поэтапное, по мере роста инфляции, повышение минимального размера оплаты труда;

- формирование принципов и организационных основ системы тарифного регулирования, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих правовые гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства;

- совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе уточнения статуса Единой тарифной сетки;

- разработка и осуществление комплекса мер по восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;

- создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также погашение задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности;

- введение нового порядка установления и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Важными в государственной социальной политике остаются также вопросы улучшения условий и охраны труда.

Основными направлениями государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут следующие:

- расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышении их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;

- осуществление превентивных мер по предупреждению выс­вобождения работников, смягчению последствий массовых выс­вобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;

- изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных;

- дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

- оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;

- совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;

- повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;

- координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;

- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.

Социальная поддержка населения

Целями государственной политики в этой области являются:

- смягчение негативных последствий бедности, снижение со­циального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

- повышение эффективности социальных пособий и предос­тавление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

- расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

- расширение свободы выбора граждан, пользующихся бес­платными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи предусмотрено: обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем; повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций; четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения; развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирова­ния различных видов социальной помощи.

Государство должно разработать и реализовать меры по пре­одолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее роста и распространения, используя в этих целях различные механизмы и подходы к конкретным социально-экономическим группам населения.

Для уточнения методологии определения прожиточного ми­нимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в процессе реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения кладется принцип адресной направленности социальной помощи, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех. кто наиболее в них нуждается. Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения. Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), предполагается переве­сти в форму денежных выплат. При отказе от традиционно сло­жившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому состоянию и возрасту не могут себя обеспечить. В этом случае социальные льготы будут заменены одним из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь предусматривается только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума, и лицам находящимся в сложной жизненной ситуации. Намечается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально-психологической реабилитации и др.).

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полним объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети). Целью государственной политики в отношении указанных категорий граждан является создание условий для обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Консти­туцией РФ и действующим законодательством. В частности, необходимо повысить социальный статус и уровень материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил РФ, создать государственную систему медико-социальной и медико-психологи­ческой реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалид (ГОСТЬ, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период должны стать:

- совершенствование государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- стимулирование производства протезно-ортопедических изделий и других технических вспомогательных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, расширение ассортимента и повышение их качества;

- обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации и т.д.

В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы социальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Предполагается дальнейшее развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг в целях обеспечения равного доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги к государственному финансированию.

Предусматривается разработать общие требования к государственным, муниципальным, частным и иным учреждениям, предоставляющим различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать, наряду с государственным финансированием, частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и предоставления информации, характеризующей состояние социальной сферы РФ.

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входят: формирование законодательной нор­мативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления; разработка методик адресного порядка оказании государственной социальной помощи и контроль за его осуществлением; проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать па региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения по­требности субъектов РФ в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом такое финансирование, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов РФ.

Пенсионная реформа

Основными проблемами существующей пенсионной системы являются низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. Комплекс мер по повышению уровня выплачиваемых пенсий в 1999-2000 гг. позволил обеспечить некоторый рост реального размера пенсий, однако основные проблемы остаются нерешенными. Несмотря на принимаемые меры, средний размер пенсий остается на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера.

Достигнутая в последнее время на этом фоне относительная финансовая устойчивость пенсионной системы не создает надежных предпосылок для ее развития в будущем. Долгосрочный демографический прогноз свидетельствует об ускорении процесса старения населения после 2007 г. В результате увеличение численности пенсионеров будет сопровождаться снижением числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему. Поэтому сохранение распределительного принципа финансирования пенсий в перспективе приведет к ухудшению финансового состояния пенсионной системы и снижению уровня выплачиваемых пенсий.

В среднесрочной перспективе главным в реформировании рас­пределительной пенсионной системы будет:

- установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности;

- постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы;

- повышение реального размера пенсий при соблюдении фи­нансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда РФ и федеральным бюджетом.

Общий финансовый баланс пенсионной системы должен под­держиваться на уровне, позволяющем осуществлять платежи на финансирование обязательных накопительных пенсий. Дальнейшее реформирование пенсионной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей.

Базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет;

Страховая часть трудовой пенсии. Она зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд РФ в течение всей его трудовой деятельности. Величина накопленных пенсионных прав отражается в виде условного пенсионного капитала па индивидуальном лицевом счете застрахованного. Индексация накопленных пенсионных прав граждан осуществляется с учетом динамики средней заработной платы в стране и темпов инфляции. Размер пенсии будет соответ­ствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд страховых взно­сов и средней продолжительности выплаты пенсий;

Накопительная часть трудовой пенсии. Исчисляется из на­копленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и выплачивается по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии будет рассчитываться исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и установленного периода выплаты пенсии. Исходя из суммы средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, будет назначаться выплата наследникам в случае смерти застрахованного лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд РФ будет создан неперсонифицированный резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и иных условий функционирования социально-экономической системы.

Начиная с 2002 г. были установлены отчисления в накопи-тельную составляющую обязательной пенсионной системы, отражаемые в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ. Накопительная часть трудовой пенсии сейчас формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка страховых взносов в накопительную часть государственной пенсионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему.

Средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, составляют пенсионные резервы и подлежат инвестированию. Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Для обеспечения деятельности накопительной системы опре­деляется порядок и сроки оценки стоимости инвестиционного портфеля, порядок размещения резервов обязательного пенсионного страхования, методика расчета инвестиционных индексов, порядок учета инвестиционного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.

Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ сегодня адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями, пенсионным фондом РФ, застрахованными лицами и пенсионерами - от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системой учета плательщиков страховых взносов. Кроме того, на местах должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за застрахованное лицо, введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопительное финансирование пенсий, а также технология учета и распределения инвестиционного дохода.

Реформирование пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда осуществляется за счет обязательного профессионального пенсионного страхования на основе накоплений дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в профессиональные пенсионные системы (государственную и негосударственные), и предоставления социальным партнерам возможности альтернативного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных договоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусматриваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на льготную пен­сию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взносов. Введение профессионального пенсионного страхования влечет за собой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приобретенные права при досрочном выходе на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

В целях защиты прав участников профессиональных систем введены единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности независимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации организаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсий по действующим условиям. В перспективе эти пенсии будут назначаться на тех же принципах, как и при формировании профессиональных пенсионных систем.

Бюджетная политика в области расходов в социальной сфере будет осуществляться по таким направлениям:

- обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения;

- сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям;

- увеличение финансирования науки при приоритетной под­держке фундаментальных исследований.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные цели социального государство.

2. Какие права и гарантии необходимо обеспечить я стране для ус­тановления принципов социального государства?

3. Какие приоритеты установило Российское государство в решении главных социальных задач (в сфере занятости, доходов, социальной зашиты населения, охраны окружающей среды, формирования социокультурной среды, социального обслуживания, региональной социальной политики)?

4. Назовите механизмы функционирования социального государства.

5. Как формируются программы и планы социально-экономического развития страны и ее регионов?

6. Назовите основные приоритеты правительства РФ на среднесрочную перспективу

7. Назовите основные цели демографической политики государства на среднесрочную перспективу.

8. Для чего формируется социальным государством и другими за­интересованными субъектами образовательная и культурная полити­ка?

9. Не превращает ли население социальная поддержка в пассивных потребителей социальных благ?

10. Как социальное государство строит политику занятости трудоспособного населения?

11. Не разрушает ли основы государства слишком большая миграция населения? Как формируется миграционная политика государ­ства?

12. В чем заключается бюджетная основа социального государства?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.