КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции социального государства
Ключевые слова: методы реализации функций государства, признаки социального государства, средства реализации функций государства, функции государства, функции общественных объединений, функции органов власти субъектов Федерации, функции органов местного самоуправления, функции политических партий, функции профсоюзов, функции социального государства, функции федеральных органов государственной власти, функциональная система государства. Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социальною государства появляются входе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений «государство - общество» на отношения «государство - личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства. Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство. Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся: а) правовая основа социальной политики; б) наличие системы социального страхования; в) существование бюджетных социальных выплат; г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества; е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан; ж) наличие институтов гражданского общества. Социальное государство призвано создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует социальные функции, в том числе: - обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения; - обеспечение социального страхования для всех членов общества; - обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития; - социальную защиту нуждающихся; - сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ; - предоставление социальных услуг. Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление данных функций происходит не одновременно, и их изменение будет происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких социальных задач, как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека па производстве. Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Кон-стан, Дж. Локк и другие исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций. Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личностью дополнял обязанностью государства содействовать обеспечению социально-экономических прав или, иными словами, прав человека второго поколения. Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П. И. Новгородцева, (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Материалы ежегодн. науч. конф. юр. фак. 19-20 дек. 2000 г. / Под общ. ред. ГА. Николаева. - М.: АТиСО, 2001. - С. 7-8), именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять па себя заботу об ограждении права личности на достойное человеческое существование. Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так называемых прав «второго поколении» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом се развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой. Утверждение - сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных государствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства. Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями. Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства. Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и такие меры чисто организационного и организационно-правового характера как: - создание прочной всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующей решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства; - обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан; - усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств; - активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ); - принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 37] TIC РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ); - установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий, наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды); - активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей); - организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры, при достаточном их финансировании должны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасные условия труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании. Эффективная организационная работа - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и др. социальных систем, отвечающего принципам социального государства и общечеловеческим ценностям. Контрольные вопроси и задания: 1. Назовите основные функции государства. 2. Назовите основные функции социального государства. 3. Почему количество социальных функций возрастает на более высоких уровнях развития государства? 4. Почему социальные функции включаются в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями? 5. Как происходит «социализация» всех функций государства? 6. Назовите основные средства и методы реализации функций социального государства.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 6312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |