Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты, характеристики и оценка состояния социального государства




Ключевые слова: государственный социальный стандарт по­требительский корзины, права и гарантии социального государства, признаки социального государства, принцип субсидиарной ответственности, социальные нормативы, социальные нормы и стандарты, состояние социального государства, характеристики социального государства, черты социального государства.

Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан. Это значит, что оно заботится «обо всем, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия». (Российская Федерация - социальное государство. - М.: ФНПР-АТиСО, 1996. – С.6). Немецкие ученые выделяют такие характеристики социального государства, как высокий прожиточный минимум, социальное равенство, социальное обеспечение, общий подъем благосостояния. (Государственное право Германии. В 2т. М., 1994).

Проф. А. Н. Аверин дает такую характеристику, по которой государство можно отнести к социальному: «Можно сказать, что социальным является такое государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту и выполняет масштабные по своему объему социальные функции». (Аверин Л.Н. Социальная политика государства. - М.:АНХ при Правительстве РФ, - С. 14.)

Социальным можно считать лишь то государство, где соблю­даются следующие права и гарантии:

- гарантии проведения при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека» - на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

- гарантии наличия определенной социальной структуры у любого хозяйствующего субъекта, любого собственника средств производства;

- гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

- права и гарантии, признающие и реализующие систему со­циального партнерства в качестве основного механизма достижения существенного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых соглашений;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.


«Основная черта, наиболее рельефное выражение сущности социального государства заключается в том, что оно, концентрируя в своих руках разнообразный общественный потенциал, в первую очередь - финансовый, использует его для осуществления социальной деятельности, социальных функций, дня проведения социальной политики. Смысл деятельности, обозначаемой этими близкими понятиями, состоит в решении социальных проблем, т.е. проблем, непосредственно касающихся жизни людей, условий и образа жизни членов общества и в особенности - наи­более нуждающихся слоев и категорий населения. В отношении последних социальная деятельность государства предполагает оказание им прямой материальной поддержки и помощи... Государство таким образом предоставляет им материальное содержание для удовлетворения хотя бы элементарных жизненных потребностей... И действительно, деятельность такого государства воплощает в себе защиту со стороны социума, общества, индивидов, граждан от реального или потенциального воздействия на них неблагоприятных факторов и ситуаций, порождаемых различными системами социального взаимодействия и образуемой ими сре­дой» (Волков Ю. Е. Указ.. соч. - С. 141-142).

Степень сформированности на практике принципов социального государства можно установить по уровню развитости социальной политики. В зависимости от выбранной концепции развития социального государства определились два подхода. Одни авторы, раскрывая суть концепции социального государства, утверждают, что основной признак социального государства - это система общественных и производственных отношений, основанная на уважении и соблюдении естественных прав и свобод всех граждан, создающая условия для само­реализации и свободного развития личности... При высоком уровне экономического развития большинство социальных проблем решается само собой, не требуя никакого участия государства. Как ни парадоксально, но подлинно социальное государство характеризуется минимальной сферой социальной деятельности, а сами социальные заботы из правила становятся исключением.

Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои и социальные проблемы (Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Лекции по экономике. - С. 353, 316.).

Этот подход на практике применим лишь к развитым странам и то лишь при условии, если государство устанавливает механизм перераспределения доходов в пользу тех, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решать свои бытовые и другие социальные проблемы.

Второй подход приближается к патерналистскому определению государственного устройства. «Социальное государство - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты... В связи с формированием рыночной экономики, приватизацией большей части бывшей государственной собственности расходы бюджетной системы социального государства должны нести преимущественно социальный характер и быть направлены прежде всего на поддержку социально уязвимых сторон (индивидов, пенсионеров, семей с малолетними детьми, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев), а также на обеспечение минимальных гарантий бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения, культуры.

Политические возможности социального государства связаны с реализацией принципа субсидиарной ответственности. Основной ответственностью признается ответственность перед собой и своей семьей. Дополнительная, общественная ответственность, которую человек и его семья принимают на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. И лишь тогда ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных транс­фертов передаются на тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных общественных задач» (Социальная политика: Толковый словарь. - С. 22.).

Профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации Т. С. Сулимова выделяет три признака, характеризующих социальное государство:

а) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

в) развитая правовая система, при которой осуществлено раз­деление властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни (Социальная политика: Учебник. - С. 77).

Как видно, два подхода к характеристике социального государства существенно отличаются. Эти резко отличающиеся концепции применимы к различным стадиям развития общества.

Реальное состояние социального государства характеризуется уровнем выполнения им социальных обязательств, соблюдения социальных стандартов. Социальные обязательства государства - законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые оно обещает предоставить своим гражданам (бесплатное или льготное отдельным категориям населения). Социальный стандарт - это сложившееся представление большинства населения или определенной общественной группы о приемлемом для них уровне и качестве жизни. Социальное государство законодательно устанавливает уровень социальных гарантий на определенный период времени для граждан (по определенным показателям - для конкретных категорий людей). Эти гарантии выражаются через социальные нормативы и нормы. Социальные стандарты могут носить директивный или рекомендательный характер.

Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике. Разработку социальных нормативов в советский период осуществляли министерства и ведомства СССР, Госпланы союзных республик под руководством Госплана СССР. К этой работе привлекались соответствующие научно-исследовательские организации и ведущие ученые страны. Показатели учитывали обеспеченность населения предприятиями и учреждениями непроизводственной сферы, материальными благами и платными услугами. Социальные нормы (пост. Госплана СССР от 23.06.88 г. «О разработке социальных норм и нормативов») включали следующие показатели отраслей социальной сферы,

В сфере здравоохранения - наличие коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; посещение амбулаторно – клинических учреждений па 10 тыс. жителей; число жителей на одну аптеку; число мест в туристических учреждениях, домах-интернатах для престарелых и инвалидок, врачей и среднего медицинского персонала на 10 тыс. жителей.

В сфере народного образования - число дошкольных учреждений отдельно в городе и в селе на 1000 детей дошкольного возраста; число мест в ПТУ на 1000 рабочих; наполняемость возрастных групп в дошкольных учреждениях, классов - в общеобразовательных школах; общую площадь зданий и сооружений, обеспеченность оборудованием, техническими средствами и электронно-вычислительной техникой, наличие автоматизированных рабочих мест на базе электронно-вычислительных машин отдельно по различным типам учебных заведений.

В области культуры - число мест в клубных учреждениях и постоянно действующих кинотеатрах на 1000 жителей, в стационарных театрах и концертных залах (отдельно по каждой позиции) на 100 тыс. городских жителей; число жителей на одну библиотеку (отдельно для городского и сельского населения); число учащихся школ эстетического воспитания на 10 тыс. жителей; обеспеченность населения печатной и аудиовизуальной продукцией (число экземпляров книг, газет, журналов на одну семью); охват населения четырьмя программами радиовещания и программами телевидения (одной, двумя, тремя).

В сфере торговли и общественного питания - размер площадей торговых залов в городских и сельских магазинах; число посадочных мест на 1000 жителей в общедоступной сети общественного питания.

В жилищно-коммунальном хозяйстве - учет обеспеченности населения квартирами, индивидуальными домами на 100 семей, числа квадратных метров общей площади жилых домов на одного жителя; обеспеченность централизованным холодным и горячим водоснабжением, отоплением, электроэнергией, сетевым и сжиженным газом (городского населения), квартирными телефонами на 100 семей (отдельно для городских и сельских жителей).

Социальные нормативы указывали рекомендуемые рациональ­ные размеры потребления населением основных групп пищевых продуктов: мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сахара, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод, хлебопродуктов, картофеля в соответствующих единицах измерения на одного жителя в год. Осуществлялся также учет норм рационального потребления важнейших изделий легкой промышленности и нормативов рациональной обеспеченности населения прел метами культурно-бытового и хозяйственного назначения: тканями, швейными и трикотажными изделиями, обувью, чулочно-носочными изделиями. Наличие товаров длительного пользования (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппа­раты, кинокамеры, холодильники, стиральные машины - всего 26 наименований) рассчитывалось на 100 семей, а платные услуги (бытовые, связи, пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные, культуры, здравоохранения и пр.) - в рублях на одного жителя.

Несколько ранее, в 1980 г. член-корреспондент АН СССР Ж. Т. Тощенко в пособии «Социальные нормативы и ориентиры» систематизировал и унифицировал социальные нормативы, определил понятие «социальный норматив» как научно обоснованную количественную и качественную характеристику оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученную на основе учета объективных закономерностей общественного развития и возможностей государства и направленную на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности. Все социальные нормативы он сгруппированы следующим образом:

- нормативы, отражающие обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек;

- нормативы, отражающие требования, предъявляемые к го­родским и сельским жителям;

- нормы, связанные с использованием системы «человек-человек» или же отражающие нормы наличия продавцов, врачей, учителей, работников культуры и т.д. на 1 тыс. человек;

- нормы, учитывающие специфику регионов и производственных коллективов (с учетом того, что величина социальных нормативов не постоянна, так как подвержена сложным динамическим изменениям).

Среди актуальных задач современного этапа становления со­циального государства в России стоит разработка и внедрение социальных нормативов в практику всех действующих в нем субъектов. Настоятельная потребность в этом объясняется тем, что социальными процессами можно управлять только на основе применения своеобразных эталонов, позволяющих количественно и качественно оценивать уровень их развития.

Правительство РФ в апреле 1997 г. приняло постановление «О государственных минимальных социальных стандартах». Этот документ определил цели, принципы формирования и применения, типы и систему минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального, в том числе жилищно-коммунального обслуживания населения. В нем отмечалось, что «социальная стандартизация является вновь фор­мирующейся сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органон государственной власти... При этом под государственными минимальными социальными стандартами понимаются установленные законодательством РФ социальные нормативы и нормы, регулирующие минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных бесплатных услугах» (О государственных минимальных социальных стандартах. Постановление Правительства РФ. - Российская Федерация. 18 апреля 1997 г).

Государственными социальными стандартами в сфере оплаты труда устанавливаются минимальный размер оплаты труда, закрепляемый федеральным законом, и тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки ETC по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения в число социальных стандартов следует включить законодательно устанавливаемые минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. В области социальной защиты назначаются государственные пособия гражданам по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих. К государственным социальным стандартам в области образования относятся бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений, перечень которых закреплен Федеральным законом «Об образовании», а также нормы обеспеченности населения образовательными услугами государственных и муниципальных учреждений.

Государственное социальное страхование в здравоохранении, утверждаемое на федеральном уровне, включает услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи, услуги санитарного и профилактического характера в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.

В качестве государственных социальных стандартов в сфере культуры устанавливается перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.

Государственные социальные стандарты социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий населения, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, включают перечень необходимых услуг и нормы обеспеченности ими населения.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве госу­дарственных социальных стандартов определяется набор жилищно-коммунальных услуг, финансируемых с использованием средств бюджетов всех уровней, нормы потребления жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год, социальная норма площади жилья, предельная стоимость предоставляемых услуг в расчете на одного жителя в год и другие показатели, устанавливаемые законодательством для целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В области юридической помощи гражданам в качестве государ­ственных социальных стандартов включены виды бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами, а также перечень лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий, определяемых федеральными законами (См.: Социальная политика: Толковый словарь. - С. 191).

17 февраля 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в се субъектах. Они содержат:

1) принципы и порядок формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности;

2) подходы к учету субъектами РФ при определении потребительской корзины природно-климатических условий, национальных тра­диций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

3) примерные минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектам.

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрел, что органами власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минимальные социальные стандарты, отражающие основные жизненные потребности населения. Некоторые нормы социальных стандартов определены также в Федеральном Законе «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в «Бюджетном кодексе российской Федерации».

Таким образом, социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения, механизм осуществления и контроля для таких целей, как:

- развитие и устойчивая работа отечественного социального рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность страны;

- реальное участие граждан в управлении производством, сферой услуг, общественной и государственной жизнью;

- проведение тарифной политики в интересах работодателя и работника;

- защита отраслей социальной сферы - образования, науки, здравоохранения, культуры и других, а также интересов тех, кто не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, - в целях создания достойных условий существования, равных возможностей для самореализации, благоприятной среды обитания и формирования нового типа социальных связей, основанного на принципах социальной справедливости, гражданского согласия;

- проведение политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

- утверждение активной социальной политики и социального партнерства, направленных на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека.

Контрольные вопросы и задания:

1. Почему социальное государство должно быть ориентировано на духовное, культурное и нравственное развитие граждан?

2. Какие права и гарантии должны соблюдаться в государстве, ко­торое называет себя социальным?

3. Каким образом можно установить степень сформированности принципов социального государства?

4. Какими признаками характеризуется социальное государство?

5. В каких сферах общества применяются социальные нормы и стан­дарты?

6. С какой целью социальное государство вводит государственные минимальные социальные стандарты?

7. Какими показателями характеризуется потребительская кор­зина?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.