Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика социального государства: теоретико-методологические проблемы 1 страница




Международные и отечественные термины, критерии и измерители достойного уровня (качества) жизни

Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем - к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные, с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и платных услуг на рациональном уровне в стране были разработаны более десяти лет назад.

Определив нижние и верхние ориентиры, индикаторы или стандарты уровня жизни населения, можно через систему генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов. К таким социальным измерителям следует отнести величину доходов (в т. ч. размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наи­более и наименее обеспеченного населения и др.

Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает минимум на 40-50%; вместе они составляют группу так называемого социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.

По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и должны составлять 2,5, а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму - 1,5. В России эти пороги уже пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не должен превышать 8-10:1. В наше стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.

Наряду с этим ООН предложила оценивать рейтинг стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала. В нем учитывается предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долл.). По опубликованному ООН в январе 2000 г. рейтингу, в 1997 г. индекс был определен для 174 стран. Россия в нем занимает 71-е место.

Уровень жизненный (уровеньжизни) население - важнейший обобщающий социальный показатель, дающий представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических группах населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и нацио­нальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории проживания и деятельности.

При оценке степени удовлетворения потребностей используется система интегральных и частных, натуральных и стоимостных индикаторов. К примеру, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, социальные трансферты - пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (в т.ч. образования, здравоохранения, культуры), жилищные условия и т.п. Существующие тенденции изменения уровня жизни и их динамика определяются путем со­поставления системы показателей уровня жизни с их значениями в предшествующие периоды времени, сравнения этих индикаторов в разных регионах страны или в зарубежных странах, либо сопоставления фактического уровня жизни со степенью удовлетворения минимальных и рациональных запросов людей, выраженных в нормативной форме (например, в виде системы потребительских бюджетов по основным социально-демографическим группам населения - прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и, наконец, потребительского бюджета высокого достатка).

Показатели уровня жизни являются одним из критериев разви­тости социального государства.

Качество жизни - совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколько социальные результаты экономического развития государства: рождаемость и смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, условия и охрана труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциация по уровню доходов. Кроме названных показателей, качество жизни характе­ризуется уровнем занятости населения и качеством трудовой жизни; количеством свободного времени граждан и возможностью про­ведения досуга и отдыха; уровнем преступности в обществе; со­стоянием экологической обстановки. При сопоставлении качества жизни населения разных стран используется разработанный специалистами ООН и введенный в практику в 1991 г. интегральный показатель - индекс человеческого развития, включающий в себя ожидаемую среднюю продолжительность жизни, уровень образования (число лет обучения в возрасте 25 лет и старше) и среднедушевой валовой внутренний продукт в долларах США, исчисленный не по биржевому курсу, а по покупательной способности валюты соответствующей страны.

Качество образования - одна из основных характеристик об­разования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обусловлены потребностями производства, общественных отношений, пауки, техники и культуры. Наличие качественного образования является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду. Основной способ его получения - обучение в учебных заведениях и самообразование. Оно оценивается полнотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно - необходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Повышению качества образования способствует большая гибкость системы образования, многообразие методов обучения и воспитания с учетом региональных и национальных черт образа жизни населения, его индивидуальных особенностей; применение различных вариантов современных программ и учебных пособий; возможность обновления и пополнения знаний и навыков человека на протяжении всей жизни. Одна из задач социального государства - обеспечение реальности получения поем и гражданами России качественного образования, обновления знаний в целях их эф­фективного применения в научной и практической деятельности.

Качество социального обслуживания населения - степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, но удовлетворению их основных жизненных потребностей. Возможность реализации этих прав зависит от 1) соответствия фактического уровня социального обслуживания установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами государственным стандартам: а) по перечню предоставляемых услуг - медицинских, бытовых, культурно-про­светительских и др.; б) по объему услуг (количеству доставляемых продуктов питания, медикаментов, дров и угля для отопления помещения и др.); в) по регулярности их предоставления; г) по соблюдению правил оказания услуг (санитарно-гигиенических, культуры обслуживания и др.); 2) соответствия перечня и уровня предоставляемых услуг (стандартов социального обслуживания) требованиям нормальной жизнедеятельности, отвечающих достигнутому уровню потребления в обществе.

Для практического обеспечения качественного социального обслуживания в России как социальном государстве создана система социальных служб.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни») - макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного распределения их между жителями страны. Другим такими показателем является соотношение доходов 10 (в ряде расчетов 20)% наиболее богатых и наиболее бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55 - 0,60, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей - от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ста­вится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят за тем, чтобы некоторые отмеченные соотношения доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.

Коэффициент рождаемости (К. р.) - определяется как отношение числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и женский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты.

Общий коэффициент рождаемости определяется как отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле. Специальный К.р. - отношение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный К.р. равен сумме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех возрастных интервалов. Для элиминирования влияния брачной структуры применяется К. брачной р., вычисляемый как отношение числа родившихся в браке к числу замужних женщин. Аналогично рассчитывается К. внебрачной р. как отношение числа родившихся вне зарегистрированного брака к численности незамужних женщин. Кроме частных К.р., рассчитываемых по одному признаку (возраст матери, ее брачное состояние, очередность рождения ребенка и т.д.), при наличии соответствующих данных могут быть вычислены частные коэффициенты одновременно по несколь­ким признакам: возрастные К. брачной и внебрачной р., К. брачной р. по продолжительности брака и очередности рождения, К. брачной р. по сочетанию возрастов отца и матери и др. Анализ различ­ных показателей рождаемости используется при оценке настоящей и определении будущей демографической ситуации. В 2000 г. общий К.р. в России равнялся 8,7%. Социальные государства следят за тем, чтобы общий К.р. был в пределах 10 - 15%.

Коэффициент смертности (К. с.) - в наиболее общем виде представляет собой показатель, равный отношению числа умерших за определенный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий К.с. исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней численности населения, как правило, выражается в промилле. Более точные выводы позволяет сделать анализ смертности по полу и возрасту. Возрастные К.с. измеряют уровень смертности по отдельным возрастным группам. Они исчисляются как отношение абсолютного числа умерших в данной возрастной группе за определенный период (обычно один или два года) к средней ее численности. К. младенческой с. - показатель смертности детей в возрасте до одного года. Для устранения ВЛИЯНИЯ младенческой смертности на показатель ее общего уров­ня используют К.с. населения старше одного года. При анализе смертности важное значение имеет К.с. по причинам смерти. В 2000 г. общий К.с. составил в России 15,3%. Коэффициент смертности является одним из основных измерителей социальности социального государства.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации поселения по уровню денежных доходов) - характеризует степень социального расслоения населения по доходам и рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% с самыми высокими доходами. Динамика уровня этого коэффициента в России за 1992- 2000 гг. характеризуется следующими данными:

 

  1992 г. 1993 г, 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.; 1999 г. 2000 г.
Коэффицеш Фондов (в разах) 8,0 11,2 15.1 13,5 13,0 13,5 13,8 13,9 13,7
                   

В 1997 г. величина этого коэффициента для развитых стран Запада составила 10,0, а в социальных государствах Западной Европы он колеблется в пределах 5-10 раз. Максимальный уровень дифференциации доходов населения в том же году составил в США - 19,0, а минимальный - в Австрии - 4,4.

2.5. Деятельность международных организаций по формированию норм социальной ориентации

Деятельность Международной организации труда (МОТ):

Конвенции и рекомендации

В своей деятельности Международная организация труда руко­водствуется четырьмя стратегическими целями:

- продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда;

- создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода;

- расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех;

- укрепление трипартизма и социального диалога.

Можно выделить следующие основные направления деятельности МОТ:

- разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости;

- создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики:

- осуществление обширной программы международного тех­нического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в том числе оказание помощи странам для в ее эффективной реализации;

- вопросы профессиональной полготовки и обучения, иссле­дования и издательская деятельность.

Международная организация труда построена на уставном принципе, гласящем, что всеобщий и прочный мир может быть основан только на фундаменте социальной справедливости. МОТ - этомеждународный организационный центр выработки решений, ведущих к повсеместному улучшению условий труда.

Трехсторонняя структура МОТ, в которой задействованы орга­низации, представляющие работодателей и трудящихся, а также правительства, является уникальной в системе ООН. Международная конференция труда созывается ежегодно. Она является международным форумом, на котором обсуждаются социально-трудовые проблемы, вырабатываются минимальные международные трудовые нормы и общая политика Организации. Каждые два года конференция принимает двухлетнюю программу деятельности МОТ и ее бюджет, который финансируется государствами-членами.

Каждое государство-член имеет право послать на конференцию четырех делегатов: двух от правительства и по одному от трудящихся и от работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать самостоятельно.

МОТ занимает уникальное место среди других международных организаций, поскольку представители и работодателей, и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют равный голос с представителями правительств в определении ее политики и программ. МОТ поощряет трипартизм и внутри государств-членов, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями в выработке там, где это необходимо, и проведении национальной политики в социально-экономической и многих других областях.

В период между конференциями работой МОТ руководит Ад­министративный совет, в который входят 28 представителей пра­вительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Международное бюро труда в Женеве является сек­ретариатом Организации, ее оперативной штаб-квартирой, ис­следовательским и издательским центром. Администрация и уп­равление децентрализованы по региональным и местным пред­ставительствам более, чем в 40 странах.

Административному еопету и Бюро помогают в их деятельно­сти трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и комитеты экспертом по таким вопросам, КПК профессиональное обучение, совершенствование методов упраи-леним, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы женщин и молодых работников.

Для обсуждения вопросов, представляющих наибольший ин­терес для различных районов мира, регулярно проводятся регио­нальные конференции государств-членов МОТ.

Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием Представителей правительств, работодателей (прудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практики.

Международный учебный центр. Международный учебный центр в Турине (Италия) с его крупным учебным и жилым комплексом предлагает самые разнообразные программы в областях, имеющих приоритетное значение для МОТ и всей системы ООН в целом. Созданный в целях содействия экономическому и социальному развитию государств-членов МОТ, Центр осуществляет обучение высшего и среднего звена менеджеров частных и государственных предприятий, директоров учебных профессионально-технических заведений и систем подготовки кадров, руководителей организаций трудящихся и предпринимателей, пра­вительственных служащих и лиц, отвечающих за разработку и проведение социальной политики, за вопросы участия женщин в процессе развития и управления человеческими ресурсами.

После открытия Центра в 1965 г. в нем прошли подготовку свыше 70 тыс. человек из 172 стран и территорий. Начиная с 1991 г. Центр все шире использовали различные учреждения системы ООН для обучения в области совершенствования управления развитием и укрепления национального потенциала поддержки программ развития. В январе 1996 г. был открыт колледж персонала ООН, цель которого повышать образовательный уровень персонала и расширять сотрудничество между различными учреждениями системы Организации Объединенных Наций и их программами, будь то поддержание мира, сложные гуманитарные чрезвычайные ситуации, права человека или социально-экономическое развитие.

Основные принципы построения и деятельности МОТ зак­реплены в ее основополагающих документах - Филадельфийской декларации (1944 г.) и Уставе МОТ. Они гласят:

- труд не является товаром;

- свобода слова и свобода объединения - необходимые условия постоянного прогресса;

- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

- все люди независимо от расы, веры или пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

В качестве приоритетных задач в деятельности МОТ заявлены: разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей занятости и поддержку основных прав человека; принятие международных норм, служащих основой для реализации ее политики; содействие общему и профессиональному образованию, проведение соответствующих исследовательских и издательских работ, способствующих реализации программ МОТ. Главные цели организации - защита интересов и прав трудящихся путем регламентации рабочего времени; борьба с безработицей; установление гарантий заработной платы и признание принципа равной оплаты за равный труд; защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; защита трудовых прав и условий труда детей, подростков и женщин; регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; организация профессионально-тех­нического обучения трудящихся и др.

Наиболее важная функция МОТ - принятие конвенций и ре­комендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Конвенции обязательны к ратификации всеми государствами - членами МОТ. С этими документами сверяются многие положения прудовых норм в конкретных государствах. Рекомендации МОТ не требуют ратификации, но их положения, как правило, развивают основные идеи соответствующих одноименных конвенций и име­ют методическое значение для принятия законодательных актов в той или иной стране. За время своего существования МОТ приняла 176 конвенций и 181 рекомендацию МОТ.

Членами МОТ на 1 января 2001 г. являются 179 государств мира, в том числе Россия, Украина, Беларусь, Узбекистан и другие страны СНГ.

По объему ратифицированных конвенций МОТ судят о степени прогрессивности трудового законодательства в той или иной стране. Из 176 конвенций ратифицированы членами МОТ: Испанией - 116, Францией - 110, Италией - 191 и т.д. Советский Союз ратифицировал 50 конвенций МОТ; из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению 43 конвенции, но сама ратифицировала лишь одну Конвенцию № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин». Российская Федерация участвует в работе МОТ на основе программ сотрудничества. Эти программы, принимаемые, как правило, на два года, базируются на едином понимании текущих проблем и трудностей международного и национального социально-экономического развития. МОТ и Российская Федерация приняли следующие основные направления совместной деятельности:

а) содействие реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда;

б) создание больших возможностей для женщин и мужчин в целях обеспечения занятости и дохода;

в) увеличение охвата и эффективности системы социальной защиты населения;

г) укрепление трипартиэма и развитие социального диалога. МОТ и ее трехсторонние партнеры в Российской Федерации совместно наметили мероприятия по дальнейшему расширению основополагающих принципов Декларации о правах в сфере труда; ликвидации детского труда; о продвижении международных трудовых норм, включая мероприятия по совершенствованию национального законодательства.

Российская Федерация поддерживает новую ориентацию дея­тельности МОТ, отражающую современную ситуацию в мире и нацеленную на совместную работу со странами-членами в рамках четырех стратегических направлений:

1) основополагающие принципы и права в сфере труда;

2) занятость;

3) социальная защита;

4) социальный диалог.

Россия признает и подтверждает важность, придаваемую МОТ проблемам тендерного равенства и всеобщего экономическою развития.

Признанными национальными приоритетами в отмеченных направлениях являются:

- в сфере труда: а) совершенствование трудового законодательства; б) реформа социального страхования; в) реформа системы охраны труда; г) обеспечение эффективной выплаты заработной платы; д) создание соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм;

- в содействии занятости: а) создание полной, продуктивной и свободно выбранной занятости; б) помощь в реструктуризации и развитии предприятий; я) стимулирование развития людских ресурсов; г) создание новых и сохранению имеющихся рабочих мест; д) предотвращение массового высвобождения рабочей силы или помощь в эффективном перемещении сокращенных работников на продуктивные виды работ, уделяя при этом особое внимание кризисным районам; с) разработка мер по преодолению дискриминации на рынке труда;

- в сфере социальной защиты: а) общее усиление и усовершенствование системы охраны труда, включая механизмы контроля и мониторинга; б) формирование системы государственных минимальных стандартов, в том числе законодательное закрепление порядка определения прожиточного минимума; в) повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и государственных пенсий; г) упорядочение действующих льгот и компенсаций; д) повышение адресности и обоснованности льгот и компенсаций, более широкое привлечение внебюджетных средств для их выплаты; е) равенство прав и обращения с трудящимися мужчинами и женщинами;

- в социальном диалоге: а) реформирование и совершенствование правовой базы социально-трудовых отношений; б) развитие договорных процессов; в) консолидация государственных и общественных институтов по защите социальных и трудовых прав граждан, а также пропаганда и внедрение механизмов коллективных переговоров.

Кроме четырех отмеченных основных направлений сотрудничества МОТ с РФ определены две межсекториальные программы: дальнейшее развитие вопросов равноправия между мужчинами и женщинами и выработка эффективной политики содействия экономическому развитию и сокращению риска бедности. Вопросы равенства между женщинами и мужчинами будут находиться в центре внимания проведении мероприятий по всем разделам программы, для чего создается тендерная группа как структурное подразделение Бюро МОТ. Планируется проведение регулярных мониторингов и конкретных мероприятий улучшения положения женщин.

Московское Бюро МОТ вместе со своими партнерами в России для разработки и реализации программы действий по повышению доходов населения и борьбе с бедностью намечают следующие меры: а) разработка и обоснование системы минимальных социальных стандартов и норм, а также системы определения заработной платы; б) определение путей повышения социальных стандартов и норм до достойного уровня; в) определение мер по поддержанию доходов уязвимых категорий населения; г) разработка концепции борьбы против бедности для России и механиз­мов ее выявления; д) осуществление регулярного мониторинга и соответствующей статистической базы; е) практическая отработка механизмов определения бедности и мер но борьбе с бедностью в пилотных регионах.

Современное социальное развитие большинства стран нацелено на обеспечение потребностей всё возрастающего населения в области питания, жилья, санитарии, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, занятости. Большинство инструментов МОТ касаются четко определенных, специфических вопросов. Однако Конвенция № 82 от 1947 г. и принятая позднее Конвенция №117 об основных целях и нормах социальной политики, определяют принцип, согласно которому любая политика должна быть в первую очередь направлена на повыше­ние благосостояния и стимулирование социального прогресса.

Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 г., затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки.

Государства-члены должны представлять все конвенции и ре­комендации, принимаемые конференцией, компетентным наци­ональным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить их применение в законодательстве и на практике, МОТ установила процедуру контроля, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными про­цедурами. Она основана на объективной оценке независимыми экспертами того, как выполняются обязательства, и на рассмотрении отдельных случаев трехсторонними органами МОТ. Существует особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение свободы объединения.

В 1998 г. Международная конференция труда приняла торже­ственную Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой подтверждается решимость международного сообщества «соблюдать, содействовать применению и добросовестно претворять в жизнь» право трудящихся и работодателей на слободу объединения и коллективные переговоры, действовать в направлении ликвидации всех форм принудительного или обязательного труда, полного устранения детского труда и дискриминации в области найма и занятий. В Декларации подчеркивается, что все государства-участники несут обязательство со­блюдать эти принципы вне зависимости оттого, ратифицировали они соответствующие конвенции или нет.

Конвенции МОТ, касающиеся вопросов социального партнерства, социальной политики и социальной защиты:

Конвенция о принудительном или обязательном труде - 1930 г. (№29). Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при таких чрезвычайных обстоятельствах, как военные действия, пожары, землетрясения.

Конвенция о социальной политике на территориях вне метрополии. - 1947г. (М 82). Эта Конвенция была позднее пересмотрена Конвенцией № 117 об основных целях и нормах социальной политики. Обе конвенции определили принцип, по которому любая политика должна быть направлена в первую очередь на решение вопросов благосостояния и развития населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.