Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность социального государства 1 страница




Предпосылки формирования социального государства в Российской Федерации

Государство как социальный институт

Ключевые слова: государственность, государство, институт власти, монархия абсолютная, монархия конституционная, признаки государства, республика парламентская, республика президентская, светское государство, социальный институт.

На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество, историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Сам термин «государство» впервые применил Н. Макиавелли, пытавшийся создать законченное учение о государстве.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющим общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящим всеми сферами общественной жизни и использующим при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство - мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т.п.). С другой - поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества, по мнению А. Смита, является социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Центральный пункт для разработки теории государства - ин­терпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства, концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин «власть» не только для характеристики социальных отношений, но и к отношениям человека и природы. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие «власть» относится к числу коренных понятий политической власти.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важное значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

С точки зрения долженствования государство - гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. «Одинаковое у всех людей, постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение - то начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство, - часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации». (Смит А. О природе капитала, его накоплении и применении //Антология экономической классики: В 2 т. М: Эконон, 1993. - Т. 1. - С. 368.)

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства. Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства, его организационную структуру, специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами, характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х гг. XX в. (А.С. Юнинг, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства:

1) право употреблять силу;

2) охват всех сфер жизнедеятельности;

3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан;

4) наличие своей территории;

5) независимость и суверенность.

«К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной полити­ки». (Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 20О2. С. 85.)

Ф. Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства:

а) наличие определенного механизма (особой системы органов и уч­реждений), реализующего функции государственной власти;

б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право);

в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необ­ходимых функций независимо от того, каким типом государства оно является. «Таковы функции защиты государственного строя: предотвращение и устранение социально опасных конфликтов; регулирование экономических и других общественных отношений; осуществление обшей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое». (Политология: Энциклопедический словарь / Сост. Ю. И. Аисрьянов. М.: Московский коммерческий университет, 1993. С. 69.)

Важнейшие характеристики государства - государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие «государство» используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения, и как официальное выражение всего общества. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов выступает социальное государство.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие признаки государства:

1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

2) наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения;

3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны;

4) суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения;

5) организация власти по определенному территориальному делению;

6) монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др. (Sanderson D., Nafe R, Studies in Rural Leadeishi p // Publications of American Sociological Society. Oct. 1929. P. 163-175.)

Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

В России государство всегда было мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда отождествлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека - нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче сохранения и последующего укрепления самой государственности.

На рубеже 80-90-х гг. государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но это существенно не изменило суть практики социализации, которая по-прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развенчиваются стереотипы того, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации. (Кравченко А.С.,. Мнацаканян М.О., Покровский И.В. Социология: парадигмы и темы: Учеб. для вузов. 2-е изд., дополи, и перераб. - М.: АНКИЛ, 1998. - С. 385-386.)

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественным возможностям, защищенным от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интег­рирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство как главный социальный институт общества направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечение материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое др. Таким образом, деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Кроме того, согласно ст. 1 Конституции РФ наша страна провозглашена социальным государством и отныне Россия - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст. 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социальною государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст.38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий содержит ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь - в ст. 41, охрану окружающей среды - в ст. 42, на образование - в ст. 43, в области культуры закреплены в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан независимо оттого, в каком из субъектов РФ они проживают. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ президент РФ, ФС (СФ и ГД), правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. РФ - светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанав­ливаться в качестве государственной или обязательной.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение государства.

2. Что такое государство?

3. Назовите основные признаки государства.

4. Какие основные функции выполняет государство?

5. Почему государство можно рассматривать как социальный ин­ститут?

6. Какие субъекты образуют федеративное устройство российского государства?

7. Какая взаимосвязь между положениями Конституции: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь» свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1 Конституции РФ), «РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1, п.1 Конституции РФ), «РФ - светское государство...» (ст. 14, п.1 Конституции РФ)? Какова их взаимообусловленность?

 

1.2. Социальная ориентация различных типов государств

Ключевые слова: г осударство авторитарное, государство демократическое, государство тоталитарное, государство конфедеративное, государство унитарное, государство федеративное, демократия либеральная, демократия либерально-демократическая, демократия политическая, предназначения государства, социальная ориентация государства, социальные функции государства.

С точки зрения государственного устройства государства под­разделяются на унитарные (единое государственное образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных го­сударственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик или других форм субъектов федерации), конфедерации (государственно-правовые объединения). По формам правления государства делятся на монархии (абсолютные и конституционные) и республики (парламентские и президентские). По формам установившегося и довлеющего режима государства бывают демократические (либерально-демократические), авторитарные и тоталитарные.

В современную эпоху возрастает экономическая и политическая мощь современного государства, существенно расширяются его социальные функции. Усиливается вмешательство государства во все сферы общественной жизни. К функции государства по регулированию экономики добавляется функция активного вмешательства в социальные отношения, в регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом. Несмотря на усиление социальной роли государства в целом, она все же по-разному проявляется в условиях различных политических режимов.

Социально ориентированное государство любого типа берет на себя некоторые общенациональные функции, например в области образования, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения и др. форм социального обеспечения и зашиты. Если эти функции являются приоритетными (даже если они не полностью реализованы), то государство по одному из основных предназначений становится социальным, то есть социально ориентированное государство по своему предназначению (лишь по предназначению!) и намеченному пути развития и есть социальное государство. По факту же государство становится социальным в том случае, если эти функции в основном реализованы и обеспечено господство права, и прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека, соблюдаются демократические принципы и проводится социально-экономическая политика, обеспечивающая достойный уровень жизни и всестороннее развитие граждан своей страны. Формы государственного устройства, правления, установившегося режима оказывают существенное влияние на формы, приоритетность социальных функций государства, реализацию принципов справедливости, законности.

В современном мире в наибольшей степени социальная ориентация государств и практически высокий уровень жизни и социальной защищенности характерны в основном для европейских стран, особенно для Германии, Франции и Скандинавских стран, Израиля, Канады. Эту же парадигму как цель своего развития избрали государства Китай, Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Украина и ряд других стран СНГ, быстроразвивающиеся страны Латинской Америки, Арабского Востока. Хотя, строго говоря, нигде в чистом виде ни одна из названных моделей не существует, и едва ли можно сказать, что все принципы социального государства в современном их понимании реализованы и нравственный прогресс достиг совершенства.

«Основной предпосылкой всего нравственного прогресса является правовое государство, величайшей святыней, высочайшим и непоколебимым принципом которого является свобода... Либеральная демократия ставит свободу (liberty) выше всех других ценностей....С точки зрения представителей негативно-либеральной традиции (Дж. Си, Милль, Токвиль и Берлин), гражданское общество - источник смысла и ценности жизни». (11 Бочаров М. П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. - С 32-33.) Отмеченный тип государства можно назвать демократическим или даже точнее либерально-демократическим социальным государством. «Наиболее существенными институциональными элементами и чертами этой системы можно считать следующие:

- свободная рыночная экономика, главной основой и движущей силой которой выступает частнопредпринимательская инициатива, что придает всему экономическому устройству максимальную эффективность, позволяет выделять богатые ресурсы для социальных программ и является важнейшей основой свободы личности во всех проявлениях его жизнедеятельности...;

- обеспечение максимальной свободы личности и всех других социальных субъектов во всех сферах и проявлениях их деятельности; ограничение свободы (исключительно законами!) лишь пределами, за которыми свобода одного ведет к нарушению свободы других; наличие в связи с этим эффективно функционирующей институциональной системы, обеспечивающей весь выявляемый многовековым развитием гуманистической теории и передовой общественно-политической практикой комплекс прав человека и гражданина;

- политическая демократия, т.е. формирование властных ин­ститутов путем свободного волеизъявления граждан в условиях политическою плюрализма, обеспечения действенною общественного контроля за деятельностью этих институтов, за органами государственною аппарата и их должностными лицами; политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, наличие порядка, при котором принятие решений большинством сочеталось бы с обеспечением прав и интересов меньшинств;

- функционирование государства, всех его органов и долж­ностных лиц, так же как и всех граждан и других социальных субъектов строго в рамках установленного правового порядка («правовое государство»)...

Наконец, социальный характер государства»". (Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социального анализа общественных систем и процессов. - М.: Советский спорт, 2001. - С. 148-149.)

Кроме того, Ю. Е. Волков и авторы данного учебника выделяют ряд других черт социального государства: недирективное, но заинтересованное постоянное слежение государства за состоянием социального рыночного хозяйства и социальной жизнью; «вмешательство» в экономику и социальные процессы главным образом путем создания и изменения условий, направляющих в нужное русло самостоятельно программируемое поведение свободных агентов хозяйственной деятельности, законодательными нормами, экономическими рычагами (налогами, ценами, кредитами, льготами), не допуская одновременно разгула рыночной стихии и администрирования.

Социальному государству должны быть свойственны максимально возможная гармонизация интересов и взаимодействия разных социальных общностей, в первую очередь предпринимателей и наемных работников и их объединений, обеспечение при посредничестве государства и общественных институтов их взаимодействия на началах социального партнерства и взаимоприемлемых компромиссов, налаживание подобных отношений и между другими социальными общностями (национальными, территориальными и др.), исключение из общественной жизни насильственных экстремистских форм и способов борьбы за интересы тех или иных групп и других общностей по возможности мирными способами, что не исключает при необходимости использование силы государственного принуждения.

Вышеперечисленные основные требования в сочетании с прин­ципами правового государства, либеральной и политической де­мократии, функционирования государства, гармонизации интересов всех субъектов общественной жизни, включая различные элементы рыночных отношений, с необходимостью установления социального характера государства в конечном счете дадут возможность превратить государства, пока еще недостаточно богатые, в социальные государства не только в своих намерениях, но и в реальном измерении.

Рассмотрим основные виды и типы государств, которые по­зволяют в той или иной мере выполнить им свою социальную функцию. Правовое государство (нем. Rechtstaal) - особая организация публичной политической власти, основанная на нраве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правом (законом). Идея правового государства всегда покоилась на дуализме государственности и права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием. Правовое государство можно отнести к метаюридическим категориям, оно есть некий идеальный, совершенный тип, не всегда совпадающий с государственно-правовыми реалиями даже в условиях развитой демократии. Правовое государство имеет ряд признаков. Прежде всего, это господство права (закона) в общественной и государственной жизни; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающее некую систему сдержек и противовесов; провозглашение и реальное гарантирование основных прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности. Формирование правового государства - длительный исторический процесс. Его основы были заложены после победы буржуазных революций в передовых странах Западной Европы.

Правовое государство может быть установлено (или не уста­новлено) в любом типе государственного устройства: унитарном, федерации, конфедерации; при различных формах правления:

- республика (парламентская и президентская);

- конституционная монархия (в определенной степени);

- а также, например, в таких формах установившегося и довлеющего режима государства как демократическое или либерально-демократическое.

Наиболее эффективно функционирующее государство, имеющее социальную ориентацию, это правовое государство, построенное на демократических принципах, то есть одним из основных условий формирования полноценного социального государства является гармоничное сочетание в нем правовых и социальных основ. Вместе с тем мировой опыт показывает, что в усеченном виде принципы социального государства реализовывались «во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентскоко-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции... во всех формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной)». (Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под общ. ред. Г.А. Николаева. – М.: АТиСО, 2002. – С.83). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований. Хотя унитарное государство создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны, тем не менее оно может иметь любую ориентацию или сочетание их (социальную, демократическую, правовую).

В федеративном государстве принципы социального государства в более или менее равной степени должны реализовываться во всех субъектах федерации, конфедеративное же государство предоставляет значительно меньше возможностей для утверждения общих принципов строительства социального государства в странах, входящих в конфедеративную систему.

Авторитарное государство (дат. auclorias - власть, влияние, авторитет) - антиправовая, антидемократическая и антилиберальная концепция и практика властвования насильственными средствами. В авторитарном государстве действует произвол, беззаконие, насилие. Власть не ограничена правом власти единоличного правителя, самодержца, вождя и т.п. В условиях авторитаризма усиливается тенденция к независимости военно-бюрократической власти, нарушаются права и свободы личности, запре­щаются и подвергаются преследованию независимые общественные объединения и формы самодеятельности, отсутствуют или существуют формально демократические формы, личность лишена гарантий безопасности при се взаимоотношениях с властью. Примером могут служить авторитарные тенденции правления де Голля, появившиеся в период острого кризиса французского общества и государства. При возникновении угрозы ниспровержения власти буржуазии и ее неспособности справиться с острейшими проблемами, стоящими перед страной, авторитарное правление было воспринято не только как альтернатива левому правительству, но и как возможный путь спасения от пужадистов и оасовского движения. Однако майская забастовка 1968 г., едва не свалившая авторитарный режим, принудила правительство де Голля встать на путь радикального изменения экономической и социальной структуры.

Крайней формой авторитарного правления является тоталитарное государство. Тоталитарное государство (лат. totalis - весь, полный) характеризуется особым политическим режимом, при котором власть имеет надзаконный характер и вмешивается во все сферы общественной жизни, включая личную жизнь индивида. С правовой точки зрения тоталитарное государство является правоотрицаюшим по своей сути, а с политической осуществляет управление обществом посредством угроз и насилия, в том числе и внесудебного характера. Тоталитарное государство, как правило, располагает мощным пропагандистским и репрессивным ап­паратом, который проводит в жизнь линию какой-либо партии или вождя. В таком государстве отсутствуют демократические свободы, человек в системе узурпирующей власти выступает лишь в роли средства для реализации каких-либо целей. Взаимосвязь личности и государства носит скорее, характер властеотношений, а не взаимных прав и обязанностей. В тоталитарном обществе государство берет на себя всю полноту власти, оставаясь единственным субъектом проводимой в стране политики в различных сферах общества. Ныне Россия нацелена полностью преодолеть признаки тоталитаризма. Однако в реальной практике на пути к де­мократическому виду государства встречается множество трудностей и препятствий, которые не дают возможности быстро перейти к подлинно демократическому государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.