Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные исследования проблем социального государства в современной России




Введение.

Необходимость теоретической разработки проблем социального государства обосновывается целым рядом причин:

- во-первых, отсутствием стройной концепции социального государства и комплексных разработок теоретико-методологических основ формирования социальной политики;

- во-вторых, необходимостью разработки концепции системного подхода к определению сущности, содержания понятия «социальное государство», социологическому анализу различных отраслей социальной сферы;

- в-третьих, потребностью в выработке скоординированных эффективных мер практической реализации принципов социального государства путем проведения эффективной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом разграничения полномочий в социальной сфере финансовых и бюджетно-налоговых основ социальной политики в регионе;

- в-четвертых, необходимостью установления соотношения и приоритетности социальных и экономических слагаемых государственной политики, пределов «социальности» социального государства;

- в-пятых, потребностями в раскрытии механизма управления социальными процессами и социальным развитием в социальном государстве, а также принципов взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни;

- в-шестых, необходимостью обоснования путей и форм обеспечения сопоставимых социальных условий жизнедеятельности населения в различных регионах страны, разработки критериев, показателей уровня и качества жизни населения;

- в-седьмых, необходимостью выработки оптимальных путей решения социальных проблем на основе эффективного рыночного хозяйства и политики социального государства.

Исследования и обсуждения проблем социального государства в России начались в 1993 г., в период работы Конституционного совещания. В частности, в мае 1993 г. в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) состоялась конференция на тему «Человек, социальная политика в период становления экономических реформ». В ее работе приняли участие видные ученые академических институтов, вузов, специалисты в области социальных отношений, профсоюзные работники, представители органов власти и др. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт государственного строительства, участники конференции в своих рекомендациях предложили Конституционному совещанию избрать модель социального государства, которая призвана придать реформам социальную направленность, в наиболее полной мере обеспечить права и жизненные интересы российских граждан с учетом их менталитета, культуры, соборности, традиций, коллективизма и предыдущего опыта социализации.

В научных исследованиях имеются различные модели и теории государств, в том числе такие, как теория элит, технократическая теория, теория плюралистической демократии, теории правового государства, теории конвергенции, историко-материалистическая, социального государства. Поддержанная учеными, профсоюзами, депутатами - членами Конституционного совещания формула «Россия - социальное государство» была включена в проект Конституции, а после референдума вошла в ст. 6 и 7.

Теоретико-методологические проблемы формирования социальной политики и становления социального государства исследовались учеными Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского государственного социального университета, Института государства и права, Института социально-политических исследований, Института социологии РАН и некоторых других научных учреждений и вузов страны. Проблемы формирования и развития социального государства обсуждаются на страницах таких журналов, как «Общество и экономика», «Труд и социальные отношения», «Народонаселение», «Российская Федерация сегодня», «Социология власти», «Экономист», «Человек и труд», «Управление персоналом» и др.

В сентябре 1996 г. Федерация независимых профсоюзов России и Академия труда и социальных отношений провели «круглый стол» на тему «Российская Федерация - социальное государство», на котором результаты своих исследований представили ученые академических учреждений и высших учебных заведений, государственные, профсоюзные и общественные деятели: М. В. Шмаков, Н. Н. Гриценко, С. В. Калашников, Ю. Е. Волков, В. Л. Торлопов, К. И. Микульский, Д. Ф. Шавишвили, В. К. Левашов, А. С. Тарасенко, В. П. Колмогоров, В. Д. Роик, А. Л. Жуков, Л. С. Ржаницына, В. Н. Бобков, В. С.Пронин, В. Р. Пашуго.

Ученые и специалисты отметили, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и передового отечественного и зарубежного опыта стратегической концепции развития нашего государства как социального, которое объединяло бы все силы для достижения более производительного и эффективного социально-экономического уклада. Было предложено определить социальное государство, как государство, которое должно, в частности, опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека, создать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциал в целях обеспечения себе и своей семье материального благополучия. Была высказана мысль о необходимости перевода декларированных в ст. 7 Конституции РФ положений в плоскость практических согласованных действий всех ветвей государственной власти.

В октябре 2000 г. в рамках межкафедрального методологического семинара в Академии труда и социальных отношений состоялся «круглый стол» на тему «Стратегический путь России: социальное или субсидиарное государство?». Тематика «круглого стола» была предложена учеными Академии и других крупных учебных и научных центров страны как реакция на концепцию, изложенную в проекте «Основных направлений социально-экономической поли гики Правительства Российской Федерации па долгосрочную перспективу». В работе «круглого стола» приняли участие ученые АТиСО, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАГС при Президенте РФ, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института проблем занятости РАН и Минтруда РФ и других ведущих научных и учебных заведений страны, сотрудники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, Федерации независимых профсоюзов России и др. Были обсуждены доклады и выступления ректора АТиСО заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Н. Н. Гриценко, начальника Департамента социального развития Правительства РФ д. э. н., проф. Е. Ш. Гонтмахера, д. э. н.,проф. РАГС Б. В. Ракитского, советника Администрации Президента РФ д. и. н., проф. В. Д. Шуверовой, секретаря ФНПР Г. И. Стрелы, заместителя Государственного секретаря, члена Постоянного комитета союзного государства «Россия-Белоруссия» проф. С. В. Калашникова, ученых АТиСО: д. социол. н., проф. Ф. И. Шаркова, д. э. н., проф. Д. В. Валового, д. э. н., проф. Д. Ф. Шавишвили, к. э. н., проф. И. Л.Полякова, к.и. н., доцента Г. А. Николаева, д. ф. п. проф. Ю. Н. Волкова, д. э. н., проф. Д. З. Коровяковского, к. ф. н. А. А. Деревянченко. В итоговом документе ученые и специалисты, проанализировав определения терминов «патернализм» и «субсидиарность», пришли к выводу, что произошло смешение понятий «социального», относящегося к государственному устройству страны и преследующего соответствующую ориентацию, и «субсидиарного» как метода или способа решения социальных задач в любом государстве, в том числе и социальном. По поводу последствий перехода от патерналистской (социальной) к субсидиарной модели государства, противоречащего ст. 7 Конституции РФ, определившей РФ социальным государством, участники направили итоговый документ «круглого стола» президенту РФ, правительству РФ, в законодательные и профсоюзные органы, Союз промышленников и предпринимателей и в другие заинтересованные органы.

Активное обсуждение этих вопросов на научных конференциях, симпозиумах, в прессе способствовало тому, что авторы проектов правительственных документов отказались от идеи создания субсидиарного государства вместо социального.

Проблемы социальной политики, социального партнерства и социального государства обсуждались на «круглых столах» «Человек. Социальная политика. Социальное партнерство», проведенных в Академии труда и социальных отношений в рамках всероссийских экономических форумов «Стратегия экономического развития России в XXI в.», которые проводились в течение нескольких лет.

В ноябре 1999 г. на I Международной научно-практической конференции «Социальное государство в XXI в. Взгляд молодежи» (Москва - Киев - Минск) обсуждались доклады по концепции социального государства, места и роли молодежи в строительстве и функционировании социального государства.

В апреле 2000 г. на Международной научно-практической конференции «Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграции», организованной Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, РФ, Республики Таджикистан и Совета Федерации РФ, были обсуждены и выработаны рекомендации, направленные на усиление научной, практической и законотворческой деятельности социальных государств по осуществлению социальной политики.

11 июня 2002 г. в г. Минске прошли парламентские слушания, а 25-26 июня 2002 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы социального развития Союзного государства», где также широко были представлены научные взгляды известных ученых (в т.ч. и АТиСО) по проблемам становления и развития основ законодательства в рамках союза Беларуси и России и Евразийского экономического сообщества.

В ноябре 2002 г. в Академии труда и социальных отношений было проведено заседание «Круглого стола», которое приняло Концепцию социального государства, разработанную Временным творческим коллективом, сформированным Председателем Государственной думы РФ Г. Н. Селезневым, чл.-корр. РАН М. В. Баглаем (бывшим в то время председателем Конституционного суда РФ), министром труда и социального развития РФ А. П. Починком, председателем Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике В. А. Петренко, председателем Комитета Государственной Думы но труду и социальной политике А. В. Селивановым, председателем Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмаковым, ректором Академии труда и социальных отношений Н. Н. Гриценко, президентом Российской Академии наук Ю. С. Осиповым.

Начиная с 2000 г. на ежегодных научных конференциях юридического факультета Академии труда и социальных отношений обсуждаются проблемы формирования правовых основ социального государства. В частности, в 2001 г. рассмотрены научные доклады ученых Академии: Н. Н. Гриценко, Г. А. Николаева, М. А. Митюкова, А. В. Корнева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат, Д. В. Дозорина, М. И. Кучмы, И. О. Снигиревой и др., в которых изложен мировой и отечественный опыт становления и развития социального государства и предложены конкретные рекомендации. В частности, участники научной конференции «Социальное государство: мировой опыт и реалии России» большое внимание уделили проблемам социально-экономической функции, правовым и экономическим основам социального государства4. (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под бщ. ред. к.и.н.Г. А. Николаева. М.: АТиСО, 2002.)

Существенным шагом веред стал выход в свет краткого словаря- справочника «Социальное государство», подготовленного группой ученых Академии труда и социальных отношений и других высших учебных заведений и научных центров страны с вводными статьями Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г. Н. Селезнева, Председателя Конституционного суда РФ, члена-корреспондента Российской академии наук М. В. Баглая, Председателя ФНПР М. В. Шмакова, ректора Академии труда и социальных отношений заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, проф., Н. Н. Гриценко. (См.: Социальное государство: краткий словарь-справочник. М.: АТиСО; ВИНИТИ.2002.)

 

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социального государства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.