Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения Баруха Спинозы о государстве и праве




ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ.

 

 

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) - голландский философ. Родился вАмстердаме в семье купца. Учился в Амстердаме в семиклассном еврейском училище,предназначенном для подготовки раввинов, однако, завершить учебу ему не пришлось,поскольку отцу его нужен был помощник в ведении торговых дел. После смерти отцаСпиноза еще некоторое время продолжал заниматься доставшимся ему по наследствуделом. С юных лет Спиноза стремился к знаниям. Он в совершенстве овладел латинскимязыком. Спиноза организовал в Амстердаме небольшой философский кружокединомышленников. Спиноза осуждал иудаизм, не признавал синагогу с ее обрядностью.Он не мог мириться с ограничением свободы совести и был открыт и откровенен ввысказывании своей точки зрения.

В основу исследований Спинозы положен эмпирический метод. По мнениюСпинозы, естественное право вытекает из природы. Естественное право – это законыприроды «открытые естественным светом», т.е. человеческим разумом.

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природныесущества, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково,по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию,хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и другихестественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственнойи физической). Высший закон природы заключается в стремлении каждого ксамосохранению. Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общеедля всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасногосуществования не могут быть обеспечены.

Поэтому необходимо образование государства, которое возникает вследствиезаключения общественного договора. Согласно Спинозе, «естественное право каждого вгражданском состоянии не прекращается». Главное различие между естественным игражданским состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии возникаетдоговорно установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесьпоявляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности,и все боятся одного и того же – верховной (суверенной) власти.

Верховная власть, «не связывается никаким законом, но все должны ей во всемповиноваться».

«Частное гражданское право», т.е. права гражданина в государстве – эторазрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т.е.дозволенная верховной властью часть естественного права.

Критерием во взаимоотношениях индивида и государства является степень ихразумности. Конечная цель государства – освободить каждого от страха, обеспечить егобезопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право насуществование и деятельность без вреда себе и другим. «Цель государства вдействительности есть свобода». Поэтому, несмотря на то, что все «обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость», Спиноза признает естественное право народа на восстание, в случае нарушения государством условий общественного договора.

Спиноза выделяет три формы государства – монархию, аристократию и демократию. При этом Спиноза является сторонником демократии. Однако он не отрицаетприемлемость монархии и аристократии. Среди них Спиноза отдает свое предпочтениефедеративной форме аристократической республики, в которой верховная властьсосредоточена во многих городах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.