КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные приемы экономического анализа
Основные методы экономического анализа Тема 4. Методы и приемы экономического анализа 1. Основные методы экономического анализа 2. Основные приемы экономического анализа 3. Способы (приемы) факторного анализа
Метод экономического анализа – способ системного, комплексного изучения, измерения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику развития организации. Методы анализа: 1. Горизонтальный анализ – сравнение показателей с данными прошлых лет. В результате горизонтального анализа определяется изменение абсолютных величин за анализируемый период (абсолютное отклонение и темп роста); 2. Вертикальный анализ – представление информации в виде относительных показателей структуры – удельного веса каждого показателя в его общем итоге; 3. Факторный анализ – метод комплексного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Проводится методами цепной подстановки, абсолютных разниц, индексным методом, методом балансового обобщения; 4. Метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, определяются отношением отдельных абсолютных показателей. Финансовые коэффициенты применяются для анализа платежеспособности, устойчивости, рентабельности, деловой активности. Преимущества финансовых коэффициентов по сравнению с абсолютными показателями: 1) устраняется искажающее влияние инфляции; 2) появляется возможность оценить деятельность исследуемой организации относительно других организаций. 5. Трендовый анализ – определение будущего состояния организации на основе устойчивых трендов.
Каждый метод проводится с помощью различных приемов. Традиционные приемы анализа: 1) наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями. Может быть сплошное и выборочное наблюдение. 2) способ сравнения – это научный метод познания, в процессе которого изучаемые объекты сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Направления сравнения: а) сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Результатом сравнения является определение процента выполнения плана; б) сравнение показателей в динамике – с данными предыдущих периодов. Результат сравнения – абсолютное отклонение и темп роста (в процентах); в) сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли; г) сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов; д) сравнение с зарубежными результатами; е) сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности; ж) сравнение с нормативными значениями. Результат сравнения – определение отклонения от норм. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей: одинаковые единицы измерения, а также учет инфляции, например, с помощью индекса-дефлятора (ИД): А0 = А1 / ИД, где А0,1 – значение показателей в отчетном (1) и прошлом (0) периодах. Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: плановые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестатистические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя. Сравнение с плановыми данными производится в процессе оперативного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение используется для контроля за ходом выполнения плана, во втором — для оценки работы предприятия за прошедший период. 3) способ группировки информации. Группировка – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Результатом группировки являются аналитические таблицы; 3) графический способ связан с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. График позволяет зрительно заметить закономерности, которые содержит числовая информация. Основные виды графиков, используемые в анализе: столбиковые диаграммы, линейные графики, секторные диаграммы; 4) прием детализации – разбиение общих показателей на более частные. Чем более детально разбиты общие показатели, тем лучше и быстрее можно определить причины изменений. К примеру, объем выпуска продукции в целом может быть рассмотрен: · по видам выпускаемой продукции с выделением видов продукции, по которым идет невыполнение задания; · по срокам изготовления (поквартально, за год). 5) выборка – оценка большой совокупности объектов путем изучения свойств отдельных объектов из этих совокупностей. Экономико-математические приемы анализа: 1) абсолютные, относительные величины. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса в денежном или натуральном измерении. Натуральные показатели могут быть и сложными, например, чел-дн., тонн-км. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем: Абсолютное отклонение ∆П = П1-П0, где П1,0 – значение показателя в отчетном (1) и базисном (0) периоде. Абсолютные показатели зачастую не дают реального представления о достигнутых результатах и происходящих внутренних изменениях предприятия, поэтому для характеристики результатов деятельности в анализе применяются относительные показатели – отношение абсолютных показателей. Относительные показатели могут быть представлены: а) коэффициентом (индексом)) = П1 / П0; б) выражаться в процентах и показывают, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного. Темп роста (в %) = П1 *100 / П0. Темп прироста: темп роста – 100%. Темп снижения: 100% – темп роста. Базисный темп роста: Пi / П0. 100% – темп роста Цепной темп роста: Пi / Пi-1, где i – значение показателя за любой период. в) относительная величина структуры – доля отдельной части в общем объеме (итоге). Ее называют удельный вес. Удельный вес = Пi * 100 / П общ.
2) средние величины. Виды средних величин: арифметическая простая, арифметическая взвешенная, хронологическая, геометрическая. В эконом. анализе чаще всего используется простая средне арифметическая величина: Пср = (П0 + П1) / 2. В экономическом анализе средние величины используются при исчислении средней зарплаты, средней численности работников, среднего возраста оборудования и т.д.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |