Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в курс. В настоящее время право является важнейшим регулятором общественных отношений




В настоящее время право является важнейшим регулятором общественных отношений. В национальных государствах содержится большое количество правовых актов, которые определяют форму правления, политический режим, экономическую систему и другие важнейшие составляющие современного образа жизни.

Правовое регулирование тех или иных отношений часто подвержено изменению. Это связано с процессами развития производительных сил общества, политической ситуацией как внутри государств, так и на международной арене. В свою очередь, изменения в обществе неизбежно влекут за собой усиленное нормотворчество и его детализацию как на уровне законов, так и на уровне подзаконных нормативных актов. Данный процесс весьма актуален для молодых суверенных государств, к которым относится и наша республика.

История государств выработала различные правовые системы, определила специфику их функционирования. Правотворчеству в рамках всех правовых систем придается первостепенное значение как особой форме деятельности государства и общества.

В условиях развития международного сотрудничества с середины
XX столетия особое значение приобретают нормы международного права, существование и соблюдение которых является гарантом стабильности на планете. Данное явление, в свою очередь, повышает значение содержания внутригосударственного законодательства, которое подвержено процессам унификации. Это объясняется тем, что в настоящее время демократические государства приводят свое законодательство в соответствие с общепризнанными международными принципами и нормами. Аналогичные процессы происходят и в национальном законодательстве Республики Беларусь. В частности, ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что наше государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Мировой юридической науке известно множество форм (источников) права: правовой обычай; нормативный акт государственного органа; судебный прецедент; нормативный договор; общие принципы права; идеи
и доктрины; религиозные тексты. В англо-саксонской правовой системе наряду с нормативными актами государственных органов широкое распространение получили правовой обычай и судебный прецедент.

В Романо-германской правовой системе, к которой относится и правовая система нашего государства, наиболее распространенной формой права является нормативный правовой акт, издаваемый органами законодательной, исполнительной, а в ряде случаев и судебной власти.

Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ч. 13 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Достаточно сложными задачами в правовой науке являются определение оптимальных моделей правового регулирования отношений и обеспечение их реализации в соответствии с предполагаемыми целями. Достаточными доказательствами указанного являются нестабильность законодательства и факты многочисленных нарушений правовых норм.

Можно согласиться с мнением, высказанным в научной литературе,
о важном значении механизма правотворчества, который в максимальной степени должен предусматривать соединение правовых теоретических конструкций и политико-правового содержания принимаемых решений, облекаемых в форму нормативного акта. Важнейшими аспектами такого механизма должны быть оптимальное сочетание форм представительной
и непосредственной демократии, способы делегирования обществом права предложения и принятия общеобязательных нормативных актов определенным субъектам[1].

Республика Беларусь, став в 1991 г. суверенным государством, начала формировать собственную правовую систему.

До 1994 г. высшим и единственным законодательным органом в Беларуси являлся Верховный Совет Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. в Беларуси была принята Конституция, явившаяся основой законодательства, закрепившая новый механизм правотворчества. В частности, каким субъектам права предоставлены возможности правотворчества, как осуществляется правотворческий процесс, какие правовые акты принимаются и т.д. Так,
в соответствии с ч. 1 ст. 90 Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. В настоящее время, согласно действующей редакции Конституции 1994 года, существует три субъекта законодательной власти: избирательный корпус, Парламент и Президент.

Конституция не только закрепляет субъектов правотворческой деятельности, но и включает общие нормы, направленность которых определяют в качестве критериев содержание иных нормативных актов. Основной Закон государства, в подавляющем большинстве норм содержит лишь общие положения, нормы-принципы, нуждающиеся в подробной регламентации законами и другими нормативными актами. Вместе с тем в Конституции содержатся и нормы прямого действия, определяющие компетенцию и процедурные аспекты деятельности ряда субъектов права в сфере правотворчества.

Нормы права в Беларуси являются общеобязательными правилами поведения, устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.