Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормотворческая, законодательная инициатива




Субъекты нормотворческой инициативы

Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полно-мочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Эти инициативные предложения часто способствуют принятию правовых актов, отвечающих потребностям общества.

Субъекты права законодательной инициативы

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ч. 1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 138 Конституции Республики Беларусь).

Порядок осуществления законодательной инициативы

Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов.

Президент Республики Беларусь осуществляет право законодательной инициативы лично или через уполномоченные им органы. Президент Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы принимает решение о назначении докладчика по законопроекту в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь осуществляют право законодательной инициативы лично.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Палату представителей законопроекта,
а также о назначении докладчика (уполномоченного представителя) по законопроекту в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. Решение Совета Республики оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от полного состава Совета Республики.

Совет Министров Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициативы в порядке, предусмотренном Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, принимает решение о внесении
в Палату представителей законопроекта, а также о назначении докладчика по законопроекту в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Докладчик по законопроекту в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, определенный субъектом права законодательной инициативы, может являться докладчиком по законопроекту при его рассмотрении в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь осуществляют право законодательной инициативы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от
26 ноября 2003 г. «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь».

 

3. Подготовка проекта нормативного правового акта

Порядок подготовки проекта нормативного правового акта

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать следующие этапы:

– рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

– организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта;

– сбор необходимых материалов и информации;

– разработку концепции проекта;

– составление текста проекта;

– согласование проекта;

– проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить иному субъекту нормотворческой инициативы, заказать ее разработку Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных организаций, в первую очередь госу-дарственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.

Согласование проекта нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нор-мативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

При согласовании проекта нормативного правового акта выражение
в письменной форме согласия либо несогласия государственного органа (организации) с соответствующим проектом производится в тридцатидневный срок со дня получения в установленном порядке проекта, а его визирование – в пятидневный срок, если иной порядок не предусмотрен Президентом Республики Беларусь, а для проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, – также Правительством Республики Беларусь.

Проект нормативного правового акта считается согласованным в случае непредставления в определенный законодательством срок информации о согласовании, отсутствия предложения о продлении срока согласования с обоснованием необходимости такого продления или отказа в продлении срока согласования.

Экспертиза проекта нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.

Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:

– проектов нормативных правовых актов, вносимых Президенту Республики Беларусь, – уполномоченным структурным подразделением Администрации Президента Республики Беларусь;

– проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также изменений и (или) дополнений, внесенных в законопроект в Палате представителей, – Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (поступившие в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов направляются в уполномоченное структурное подразделение Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь для подготовки соответствующего заключения);

– проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерством юстиции Республики Беларусь, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

– проектов нормативных правовых актов министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов – их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов – юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической, криминологической и т.д.), за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке.

Порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов определяется законодательством Республики Беларусь.

Проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование общественных отношений в финансово-экономической сфере, в сферах государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, под-лежат обязательной криминологической экспертизе.

Порядок проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов определяется Положением о порядке проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Внесение проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган (должностному лицу)

Порядок внесения проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган (должностному лицу) определяется Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», актами Президента Республики Беларусь и соответствующего нормотворческого органа (должностного лица).

К проекту нормативного правового акта, вносимому в нормотворческий орган (должностному лицу), в зависимости от его вида прилагаются:

– сопроводительное письмо с обоснованием необходимости принятия (издания) нормативного правового акта, включая финансово-экономичес-кое обоснование;

– документы, содержащие информацию о согласовании (визировании) проекта;

– экспертные заключения по проекту;

– список лиц, подготовивших проект нормативного правового акта;

– иные документы, относящиеся к проекту нормативного правового акта (по усмотрению субъекта, вносящего проект).

К проекту закона, вносимому в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, также прилагаются:

– документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Совету Министров Республики Беларусь и согласие Правительства Республики Беларусь на внесение законопроекта, если следствием принятия соответствующего законопроекта может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

– документ, подтверждающий соответствующее поручение Президента Республики Беларусь Совету Министров Республики Беларусь внести предложение в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

– документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь, если Совет Министров Республики Беларусь потребовал, чтобы Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь приняли решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь проект либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

– информация о назначении докладчика по проекту закона в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь;

– документ, подтверждающий, что Президенту Республики Беларусь направлены копии законопроекта и сопроводительных документов к нему;

– заключение Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;

– информация о направлении в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь законопроекта и предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь сопроводительных документов к нему для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь.

К проектам законов об изменениях и дополнениях действующих законов, как правило, прилагается таблица или справка с указанием редакции статьи или иной структурной части действующего закона и редакции статьи или иной структурной части проекта с учетом предлагаемых изменений и дополнений.

Проект закона, внесенный без соответствующих документов, может быть рассмотрен по решению Президента Республики Беларусь или Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Проект нормативного правового акта должен быть завизирован руководителем государственного органа, который внес данный проект, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности.

При внесении законопроекта депутатом Палаты представителей либо инициативной группой граждан он визируется соответственно депутатом
и председателем (заместителем председателя) инициативной группы.

Проект нормативного правового акта вносится в нормотворческий орган на бумажных носителях и одновременно в виде текстовых файлов на магнитных носителях.

Проекты законов и сопроводительные документы направляются в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

 

4. Рассмотрение проекта

Рассмотрение проекта нормативного правового акта

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом).

Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:

– одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;

– отклонить проект с указанием мотивов и причин;

– отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

– возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Отзыв проекта нормативного правового акта

Субъект нормотворческой инициативы вправе в случае необходимости отозвать направленный им проект нормативного правового акта до его принятия (издания) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.