Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом по вопросам правотворческой деятельности. Акты Правительства




 

Правительство осуществляет тесное взаимодействие с Президентом и Парламентом по вопросам правотворческой деятельности.

В силу особой необходимости Правительство вправе предложить Президенту издать временные декреты (ч. 3 ст. 101 Конституции). По поручению Президента Правительство:

– дает согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

– имеет право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

– вправе потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение, если согласительной комиссией из числа депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики не принят согласованный текст законопроекта (ч. 2 и 3 ст. 99, ч. 5 ст. 100 Конституции).

С согласия Президента Правительство также вправе требовать, чтобы Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством (ч. 4 ст. 99 Конституции).

В соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Как правило, постановления Правительства носят нормативный характер в отличие от распоряжений Премьер-министра, являющихся индивидуальными актами. Постановления Правительства принимаются большинством голосов его членов, присутствующих на заседании Правительства, и вступают в силу с момента их подписания, если в них не указаны иные сроки введения в действие. Постановления Совета Министров должны соответствовать Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам и могут быть отменены Президентом, признаны утратившими силу в целом или в части самим Советом Министров, а также признаны противоречащими перечисленным актам Конституционным Судом. Полномочия Правительству могут быть делегированы Главой государства. Подготовка проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, а также документов Правительства, представляемых Президенту, Парламенту, иным государственным органам, возложена на Аппарат Совета Министров, который является рабочим органом Правительства. Аппарат Совета Министров возглавляет Руководитель Аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Структура Аппарата, его задачи, а также права и обязанности работников структурных подразделений определены Положением об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь.

 

 

3. Республиканские органы государственного управления
в правотворческом процессе

 

Компетенции, организация и порядок деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству, определяются Конституцией, законами, актами Президента и Правительства. Особое место среди них занимают Положения об этих органах, утверждаемые постановлениями Правительства, где закреплены задачи, функции, структура и полномочия данных органов. Постановлениями Правительства также утверждается состав членов коллегий республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству (ст. 14 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству, в пределах своих компетенций издают акты на основе и с целью исполнения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента, а также постановлений Правительства и распоряжений Премьер-министра. Нормативные акты этих органов, если они касаются предприятий, организаций и учреждений негосударственной формы собственности или иного подчинения, а также граждан, вступают в силу и являются обязательными при условии, что данные акты зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь. Наименования актов республиканских органов государственного управления различные – приказы, инструкции, указания, постановления, разъяснения и т. д. Акты могут быть и без специального наименования, когда утверждаются, например, порядок, положения и т. д. Нередко встречаются и совместные акты республиканских органов государственного управления.

В республиканских органах государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, создаются коллегии, в состав которых входят руководители республиканских органов государственного управления и их заместители по должности, а также другие руководящие работники этих органов. В состав коллегий могут включаться работники подчиненных соответствующим республиканским органам государственного управления организаций. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей (сфер деятельности), обсуждают другие вопросы деятельности республиканских органов госу-дарственного управления, подчиненных им организаций. Решения коллегий проводятся в жизнь постановлениями и приказами республиканских органов государственного управления.

В случае возникновения разногласий между руководителем республиканского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель республиканского органа государственного управления проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции (ст. 12 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Акты республиканских органов государственного управления могут быть отменены Правительством, актами Президента, если они противоречат законодательным актам Республики Беларусь либо общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового или юридического обоснования. Правительство вправе отменить акты подчиненных ему республиканских органов управления с точки зрения не только их законности, но и целесообразности.

 

Тема 5. РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

1. Механизм и формы участия общих и хозяйственных судов Республики Беларусь в правотворческом процессе.

2. Механизм и формы участия Конституционного Суда Республики Беларусь в правотворческом процессе.

 

1. Механизм и формы участия
общих и хозяйственных судов Республики Беларусь
в правотворческом процессе

 

Определенную роль в правотворческом процессе Республики Беларусь призваны играть судебные органы.

В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Согласно ст. 112 Конституции, суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Статья 5 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» определяет судебную систему Республики Беларусь, которую составляют:

– Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

– общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

– хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

До внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Генеральный прокурор обладали правом законодательной инициативы. Конституционный Суд вправе был инициировать вопрос об изменении и дополнении Конституции. В настоящее время Конституция не предусматривает данных правомочий за указанными органами.

До недавнего времени судебная власть как одна из ветвей государственной власти предполагала включение в свою систему самостоятельных и независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений. В настоящее время полномочия судебной власти не ограничиваются осуществлением правосудия и ей предоставляются нормотворческие правомочия. Статья 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» закрепляет положение о том, что акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) и Генерального прокурора Республики Беларусь относятся к нормативным правовым актам, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Систему общих судов составляют:

– районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

– областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

– Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Верховный Суд Республики Беларусь, возглавляя систему общих судов и являясь высшим судебным органом, призван осуществлять правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также надзор за судебной деятельностью общих судов.
В системе общих судов именно Верховный Суд играет важнейшую роль
в правотворческом процессе.

Статья 46 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» к компетенции Верховного Суда Республики Беларусь в правотворческой сфере относит:

– внесение в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

– изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики общих судов и дачу разъяснения по вопросам применения законодательства;

– осуществление контроля за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

– оказание помощи судьям общих судов по применению законодательства;

– разработку предложений по совершенствованию законодательства.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

– Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

– Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

– судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

– судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

– судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

– Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь является нормотворческим органом. В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:

– Президент Республики Беларусь и его представители;

– председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;

– Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;

– Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместитель;

– Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
и его заместители;

– Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;

– Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь, представители государственных органов, общественных объединений и научных учреждений.

Согласно ст. 51 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве
и статусе судей», Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

– рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства;

– принимает решения о приведении постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

– рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

– рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;

– заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства;

– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и т.д.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также лиц, принимающих участие в работе Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь принимаются открытым голосованием большинства голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Члены Пленума Верховного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Секретарь Пленума Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Глава 4 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» к компетенции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в правотворческой сфере относит аналогичные полномочия в сфере деятельности хозяйственных судов.

Для рассмотрения материалов обобщения судебной практики разрешения споров, судебной статистики и дачи в порядке судебного толкования судам разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенции общих и хозяйственных судов, могут проводиться совместные заседания пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Порядок проведения совместных заседаний пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется главой 5 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и регламентом совместных заседаний пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Совместное заседание пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь проводится по предложению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по мере необходимости.

Совместное заседание пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается правомочным при условии, что на нем присутствует более половины от полного состава членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и более половины от полного состава членов Пленума Высшего Хозяйствен-ного Суда Республики Беларусь.

На совместном заседании пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь председательствуют по взаимной договоренности Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Решение совместного заседания пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и не менее половины от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Члены совместного заседания пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Решение совместного заседания пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь оформляется в виде совместного постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Совместное постановление пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь подписывается председателями Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и секретарями пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Совместное постановление пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является нормативным правовым актом.

 

 

2. Механизм и формы участия Конституционного Суда
Республики Беларусь в правотворческом процессе

 

Достаточно значимая роль в правотворческой сфере принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь как органу, осуществляющему контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Согласно ч. 4 ст. 116 Конституции, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции
и международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом (ч. 5 ст. 116 Конституции).

Более подробно вышеуказанные конституционные положения регламентирует ст. 22 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Кодекс). В частности, Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

– о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

– о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и ука-зам Президента Республики Беларусь;

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Государственные органы, не указанные в Кодексе, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным законом.

Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.

Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в порядке, установленном ч. 5 ст. 22 Кодекса, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.

Согласно ст. 24 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», по вопросам, указанным в ч. 2 и 7 ст. 22 данного Кодекса, Конституционный Суд Республики Беларусь дает заключения. По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь.

Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда Республики Беларусь – в виде отдельного документа или протокола.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь, не согласный
с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь
в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь.

Послания Конституционного Суда Республики Беларусь, его запросы, представления, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь, проверяя конституционность оспариваемого нормативного правового акта, устанавливает соответствие его Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и ука-зам Президента Республики Беларусь:

– по содержанию норм;

– по форме нормативного правового акта;

– с точки зрения разграничения компетенций между государственными органами;

– по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд Республики Беларусь не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд Республики Беларусь может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд Республики Беларусь имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом Республики Беларусь в соответствии с законом, указанным
в ч. 1 ст. 23 Кодекса; они являются окончательными, обжалованию и оп-ротестованию не подлежат.

Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенциями предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан».

Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.

Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь регулируются Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

Тема 6. ПРАВОТВОРЧЕСТВО МЕСТНЫХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

План:

1. Общие вопросы правотворческой деятельности местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

2. Правотворческая деятельность местных Советов депутатов.

3. Правотворческая деятельность местных органов управления.

1. Общие вопросы правотворческой деятельности
местного управления и самоуправления
в Республике Беларусь

 

Одними из важнейших условий устойчивого функционирования государственной власти являются оптимальное сочетание управления и самоуправления, эффективное распределение полномочий между центральными и местными органами государственной власти.

В Беларуси, как и во многих других государствах, местное самоуправление выступает в качестве важного элемента организации демократии и обеспечения плюрализма. Местное самоуправление в республике строится на основе конституционных принципов.

Основы правового положения местных органов управления и самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, иных форм непосредственной демократии в Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», иных нормативных правовых актах.

Для принятия решений от имени населения определенной территории или непосредственно этим населением создана конкретная система местного управления и самоуправления.

В соответствии со ст. 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление в Беларуси осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Система местного самоуправления в Беларуси включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан и через другие формы непосредственной демократии.

Местное самоуправление осуществляется в рамках административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, района в городе, города, района, области.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенций представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Местные органы государственной власти и управления самостоятельны и независимы в принятии обязательных решений в рамках своих компетенций. Следует различать организацию системы отраслевого государственного управления и систему местных органов государственной власти и управления, не соподчиненных по ряду вопросов друг другу.

Правотворчество на местном уровне в Беларуси определено Конституцией Республики Беларусь и конкретизировано в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», иных нормативных правовых актах.

Местные органы управления и самоуправления наделены соответствующими полномочиями по принятию правовых актов.

В теории права и управления не установлено четкого разграничения между общегосударственными и местными делами, и в мировой практике оно различно. Это разграничение зависит от множества условий. Но в каждом конкретном государстве такое разграничение закреплено на законодательном уровне. Как свидетельствует мировой опыт, чем выше уровень развития общества, тем большая часть вопросов решается на местном уровне. Процесс перераспределения функций между государством в целом и его органами, другими субъектами права, в том числе и самоуправления, объективно отражает содержание и степень удовлетворения социальных потребностей на местном уровне с учетом местной специфики.

Распределение функций между центральными и местными органами власти и управления является способом обеспечения организации общества в целом.

Местные Советы депутатов, местные распорядительные и исполнительные органы являются в настоящее время основной организационной
и управляющей структурой на подведомственной им территории.

Главным критерием определения объема и содержания компетенций этих органов является отнесение к их ведению вопросов местного значения. Такой подход практически является общепринятым во всех государствах, основанных на демократических принципах.

Согласно ст. 120 Конституции, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенций решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующих территориях, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Местные Советы депутатов являются основным звеном системы местного самоуправления.

Местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-террито-риальных единиц Республики Беларусь, обеспечивающие на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Сельские, поселковые и районные в городах, городские, районные, областные Советы составляют единую систему местных Советов в Республике Беларусь. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых основ, принципов создания и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального
и экономического развития соответствующей территории.

Местные советы являются представительными органами, обеспечивающими комплексное социально-экономическое развитие в пределах подведомственной территории, осуществляя свои полномочия как непосредственно, так и в форме поручений своим исполнительным и распорядительным органам.

Соотношение общегосударственного и местного интересов с точки зрения права может быть определено для местных Советов депутатов как возможность принятия любых вариантов решений, но в пределах предоставленной законом компетенции и в соответствии с волей населения. Кроме того, существенным является гарантированное исполнение на местном уровне законов и других нормативных актов, принятых вышестоящими государственными органами.

В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы.

Минский городской Совет обладает правами областного и базового Советов.

Местные Советы депутатов являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии, другие органы Советов, исполнительные комитеты, а также путем реализации депутатами своих полномочий.

Возможности осуществлять конкретное правотворчество на местном уровне обусловлены необходимостью соблюдения порядка формирования местных государственных органов. Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Выборы – важнейший инструмент волеизъявления граждан, проживающих в пределах административно-территориальных единиц. В процессе выборов выявляется наличие или отсутствие непосредственной связи между населением и органом народного представительства, опосредованно проявляется его значимость и смысл существования для граждан.

Непосредственно гражданами избираются местные Советы таких административно-территориальных единиц, как сельсовет, поселок, район
в городе, город, район, область. Выборы депутатов местных Советов осуществляются в соответствии с положениями Избирательного кодекса Республики Беларусь.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

– утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

– установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

– определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

– назначение местных референдумов.

Эти полномочия являются важными гарантиями осуществления полномочий местными представительными государственными органами.

Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» закреплено разделение компетенции между Советами и их исполнительными комитетами, разделены должности председателя Совета и председателя исполнительного комитета.

Местные Советы, исполнительные и распорядительные органы связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Являясь государственными органами, они наделены правом принимать решения, имеющие обязательную силу в пределах подведомственной административно-территориальной единицы.

Надзор и контроль за деятельностью местных органов управления
и самоуправления в правотворческой сфере

За законностью деятельности местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в правотворческой сфере осуществляют государственный надзор и контроль прокуратура, Конституционный Суд Республики Беларусь, Комитет государственного контроля, вышестоящие государственные органы.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими Советами депутатов. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции, вышестоящими исполнительными
и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы
и законные интересы граждан, а также в иных, предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Решения местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, могут быть признаны утратившими силу по решению Конституционного Суда.

В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Собрание граждан

Важную роль в правотворческом процессе на местном уровне принадлежит Собранию граждан, в том числе собранию уполномоченных, относящееся к прямой форме демократии и представляющее собой совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения
и решения вопросов местной жизни, базовая форма прямого участия на-селения в решении государственных и общественных дел.

Собрание проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граж-дан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Для подготовки собрания по предложению инициатора его созыва может создаваться инициативная группа либо образовываться организационный комитет. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в собрании устанавливаются инициатором собрания.

Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или не менее двух третей уполномоченных.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.

Решения собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом (ст. 28 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Местный референдум

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граж-дан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Решение о назначении местного референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется в решении местного Совета депутатов о назначении референдума.

Принятые по результатам местных референдумов решения могут быть обязательными или консультативными, содержащими мнение граждан по вопросам, вынесенным на референдум.

Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Решение местного Совета депутатов о назначении референдума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.

Местные референдумы проводятся по вопросам развития соответствующей территории. Референдум имеет целью решение вопросов, затрагивающих существенные интересы населения соответствующей территории.

На местный референдум могут вноситься вопросы, имеющие наиболее важное значение для населения соответствующих административно-территориальных образований и отнесенные к компетенции соответствующих Советов депутатов.

На местный референдум не выносятся вопросы о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности населения, о налогах, бюджете; вопросы, связанные
с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции соответствующего местного Совета депутатов.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Порядок проведения местного референдума регламентируется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.