Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и функции Администрации Президента в правотворческом процессе




Акты Президента Республики Беларусь

 

Статья 85 Конституции Республики Беларусь предусматривает издание Президентом трех видов правовых актов: декретов, указов, распоряжений. Декреты Президента, в свою очередь, подразделяются на два вида. Во-первых, это декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента большинством голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики, который предоставляет ему законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. Во-вторых, временные декреты, издаваемые Президентом по собственной инициативе или по предложению Правительства в силу особой необходимости и представляемые в трехдневный срок для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Временные декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством – не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе временных декретов, которые отменены (ч. 3 ст. 101 Конституции).

Для декретов, делегированных законом, Конституцией установлены существенные ограничения. Так, не допускается делегирование полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту также не может разрешать изменения этого закона и предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Конституция Республики Беларусь различает два вида указов: а) указы, изданные во исполнение закона и соответствующие Конституции, меж-дународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам (абзац 3 ч. 4 ст. 116 Конституции); б) указы, полномочия на издание которых не были «предоставлены законом» (ч. 3 ст. 137 Конституции). В частности, ст. 137 Конституции закрепляет положение
о том, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Таким образом, можно констатировать, что Конституция закрепляет своего рода делегированные и неделегированные законом указы. Эти же конституционные положения дублируются в ч. 3 ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В связи с таким положением в иерархии нормативных актов возникает множество вопросов: какие отношения данные указы должны регулировать; их соотношение с временными декретами; механизм предоставления законом полномочий на издание указов; соотношение понятий «во исполнение закона», «предоставления законом», а также «полномочия, предоставленные законом»
и «полномочия, делегированные законом» и т. д. К сожалению, анализ конституционных положений и положений текущего законодательства не дает на них ответов.

Основной формой правотворчества в Республике Беларусь является принятие нормативных актов органами государства, поэтому существенное влияние на этот процесс оказывают полномочия Президента в сфере кадровой политики. Круг данных полномочий довольно широк и, следовательно, значительно воздействие на нормотворчество.

Как высшее должностное лицо, Глава государства производит кадровые назначения в различные органы государства, роль и место которых
в правотворчестве велико. Большое значение в обеспечении контроля Президента за исполнительной властью в целом и, следовательно, за ее правотворческой деятельностью в частности имеет назначение должностных лиц в различные органы данной ветви власти.

Президент в настоящее время обладает широкими полномочиями
в вопросах формирования судебных, контрольных и надзорных органов.
В целом можно констатировать, что от компетенции Президента Республики Беларусь в вопросах кадровой политики зависит и степень его контроля над всей правотворческой деятельностью в Республике Беларусь.

 

Согласно Положению об Администрации Президента Республики Беларусь, Администрация Президента является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

В своей деятельности Администрация Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, а также Положением об Администрации Президента Республики Беларусь.

К основным функциям Администрации Президента Республики Беларусь в правотворческой сфере относятся:

– подготовка планов работы Президента Республики Беларусь и обеспечение их реализации;

– участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации;

– обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществление контроля за разработкой и реализацией президентских программ;

– координация деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов;

– внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства;

– подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина, а также по вопросам гражданства, наград и помилования, ведение соответствующего государственного учета;

– обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;

– организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

– изучение общественного мнения и организация работы государственных органов и иных государственных организаций по информированию населения о проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политике и практических мерах по ее реализации;

– обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с об-щественными объединениями и другими общественно-политическими институтами;

– регламентация процесса прохождения, учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции, ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов;

– обеспечение соблюдения установленного порядка подготовки и внесения Президенту Республики Беларусь проектов решений и других материалов, проверка их обоснованности;

– оформление и доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государственных органов, иных государственных организаций;

– контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений;

– организация приема граждан и рассмотрение их обращений; разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения; контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов; проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах.

Руководителем Администрации Президента Республики Беларусь является Глава Администрации.

Глава Администрации Президента Республики Беларусь и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности указом Президента Республики Беларусь.

Глава Администрации Президента Республики Беларусь имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционном Суде Республики Беларусь.

Структура и общая численность работников Администрации Президента Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

Распределение обязанностей между Главой Администрации Президента Республики Беларусь и его заместителями, а также определение функций структурных подразделений Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Главой Администрации.

Глава Администрации Президента Республики Беларусь несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию Президента Республики Беларусь задач и функций. В частности:

– издает распоряжения по вопросам организации и деятельности Администрации Президента Республики Беларусь;

– запрашивает и получает от Совета Министров Республики Беларусь, иных государственных органов информацию о выполнении декретов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь;

– обеспечивает подготовку предложений Президенту Республики Беларусь по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики;

– является по должности членом Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума;

– в пределах утвержденных Президентом Республики Беларусь структуры и численности работников Администрации Президента Республики Беларусь утверждает штатное расписание Администрации Президента Республики Беларусь, принимает решения о необходимых изменениях и кадровых назначениях в структурных подразделениях Администрации Президента Республики Беларусь;

– направляет соответствующим органам и организациям на согласование внесенные Президенту Республики Беларусь проекты декретов, указов и распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, возвращает при необходимости проекты решений на доработку;

– организует проведение комплексной экспертизы поступающих проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь
и докладывает о них в установленном порядке Президенту Республики Беларусь;

– создает временные творческие коллективы и привлекает руководителей и специалистов республиканских и местных органов управления для подготовки проектов законов, решений Президента Республики Беларусь, а также изучения отдельных вопросов и выработки соответствующих пред-ложений.

В Администрации Президента Республики Беларусь создается коллегия, в состав которой входят Глава Администрации Президента Республики Беларусь (председатель коллегии), его заместители, а также другие работники Администрации Президента Республики Беларусь. Численный и персональный состав коллегии утверждается Президентом Республики Беларусь.

Заседания коллегии проводятся по мере необходимости под председательством Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Заседания коллегии считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии.

На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций по выполнению решений Президента Республики Беларусь, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации Президента Республики Беларусь.

По обсуждаемым вопросам коллегия большинством голосов от общей численности членов коллегии принимает решения, которые оформляются протоколами и подписываются Главой Администрации Президента Республики Беларусь.

Руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Беларусь:

– осуществляют руководство деятельностью соответствующих структурных подразделений и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач, распределяют обязанности между работниками, обеспечивают надлежащую трудовую дисциплину, отвечают за правильную организацию делопроизводства в структурном подразделении;

– докладывают о подготовленных в структурном подразделении документах руководству Администрации Президента Республики Беларусь;

– запрашивают и получают от Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных организаций материалы, необходимые для подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом Республики Беларусь и в Администрации Президента Республики Беларусь;

– привлекают в необходимых случаях работников Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных организаций с согласия их руководителей к подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению Президентом Республики Беларусь и в Администрации Президента Республики Беларусь, заслушивают сообщения этих работников по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразделений;

– участвуют при необходимости в заседаниях Совета Министров Республики Беларусь (его органов), коллегий министерств, других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в проводимых министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами совещаниях, выступают на за-седаниях и совещаниях;

– знакомятся в пределах своей компетенции с материалами в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, министерствах и других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах;

– проводят совещания с представителями государственных органов и иных государственных организаций по вопросам, входящим в компетенции структурных подразделений;

– ставят на контроль решения и поручения Президента Республики Беларусь и Главы Администрации Президента Республики Беларусь, определяют необходимые контрольные действия и вносят предложения о снятии решений с контроля.

Иные работники структурных подразделений Администрации Президента Республики Беларусь осуществляют свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.

 

Тема 4. ПРАВИТЕЛЬСТВО – СОВЕТ МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКАНСКИЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

1. Место и роль Правительства в механизме государственного правотворчества.

2. Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом по вопросам правотворческой деятельности. Акты Правительства.

3. Республиканские органы государственного управления в правотворческом процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.