Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворческая (законодательная) инициатива




Законодательная инициатива является той стадией, с которой начинается законодательный процесс.

Право законодательной инициативы – это право внесения законопроекта или законодательного предложения в законодательный орган государственной власти в соответствии с установленной процедурой.

Субъектами, обладающими правом законодательной инициативы, являются особо на то уполномоченные Конституцией, законодательством лица. Во многих современных государствах правом законодательной инициативы наделяются обычно лишь депутаты парламента и правительство (в США, например, только депутаты). Вместе с тем круг субъектов может быть значительно шире и включать в себя главу государства, парламентские комитеты (комиссии), верхнюю палату (если законопроекты можно вносить только в нижнюю палату), представительные органы субъектов федерации, определенное число избирателей, отдельные ведомства с общенациональной компетенцией и другие субъекты.

Впервые круг субъектов права законодательной инициативы на конституционном уровне был закреплен в Конституции БССР 1978 года. Согласно ст. 101 данной Конституции, право законодательной инициативы
в Верховном Совете принадлежало Президиуму Верховного Совета, Совету Министров, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета, депутатам Верховного Совета, Верховному Суду, Прокурору БССР и общественным организациям в лице их республиканских органов. В 1989 году
в Конституцию БССР 1978 года были внесены существенные изменения
и дополнения, которые отразились на вопросе о субъектах права законодательной инициативы. В соответствии со ст. 102 Конституции БССР 1978 года (с 1991 года – Республики Беларусь) с учетом этих изменений и дополнений право законодательной инициативы в Верховном Совете стало принадлежать народным депутатам БССР, Президиуму Верховного Совета, Председателю Верховного Совета, Комитету конституционного надзора (который не был сформирован), Совету Министров, постоянным комиссиям Верховного Совета, областным, Минскому городскому Советам народных депутатов, Комитету народного контроля, Верховному Суду, Прокурору БССР, Главному государственному арбитру, общественным организациям в лице их республиканских органов и Академии наук БССР. Таким образом, перечень субъектов законодательной инициативы значительно расширился.

До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года право законодательной инициативы в Верховном Совете принадлежало депутатам Верховного Совета, Президенту, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду, Генеральному прокурору, Контрольной палате, Национальному банку, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ст. 90).
В соответствии с ч. 1 ст. 99 действующей редакции Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Как видим, перечень субъектов законодательной инициативы в действующей редакции Конституции сократился.

Согласно ч. 2 ст. 99 Конституции Республики Беларусь, законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению Правительства.

Следует различать законодательную инициативу и инициативу по внесению изменений и дополнений в Конституцию. До принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, совпадал с кругом субъектов, имеющих право на инициативу внесения изменений и дополнений в Конституцию. До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года вопрос об изменении и дополнении Конституции должен был рассматриваться Верховным Советом по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда (ст. 147). Если же изменения и дополнения Конституции предполагалось провести через референдум, то круг субъектов, обладающих таким правом, был иным – Президент, не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, а также не менее 70 депутатов Верховного Совета. В перечне субъектов, обладающих правом инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 года до внесения
в нее изменений и дополнений, появился принципиально новый субъект – Конституционный Суд, который при этом не обладал правом законодательной инициативы.

Ограничение перечня субъектов, имеющих право на внесение изменений и дополнений в Конституцию, служит определенной гарантией стабильности Основного Закона. Согласно ст. 138 Конституции, вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Данное положение не распространяется на разделы I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем республиканского референдума, назначаемого Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, принимаемому на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ч. 1 ст. 74 Конституции).

Право законодательной инициативы реализуется только в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь (ч. 1 ст. 99 Конституции). Это обусловлено тем, что, разграничивая компетенции обеих палат, Конституция отнесла процесс принятия законопроектов к ведению Палаты представителей, а Совету Республики предоставив право одобрения или отклонения законопроекта.

Перечни субъектов права законодательной инициативы и имеющих право на внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Беларусь являются исчерпывающими, но, в принципе, никто не лишен права обращения в Палату представителей с законопроектами. Новая редакция Конституции не исключает возможность рассматривать право законодательной инициативы и в такой форме, как законодательное предложение, поскольку в конституционных положениях не содержится запрета для обращения в Палату представителей с законодательными предложениями. Что же касается, например, граждан, то в соответствии
с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплено положение о том, что предложения – это рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства
и общества.

Законодательный орган обязан рассмотреть законодательную инициативу с соблюдением всех правил законодательной процедуры, поскольку внесение в установленном порядке законопроекта образует правовое основание для начала законодательного процесса. Законодательное предложение граждан носит рекомендательный характер и может быть реализовано только через государственный орган, обладающий правом законодательной инициативы.

 

 

3. Рассмотрение законопроекта в Палате представителей
Национального собрания Республики Беларусь

Общие положения

В странах, где существуют две палаты представительного органа власти, нижняя палата, как правило, является законодательным органом. Согласно Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей (ч. 1 ст. 99). Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов,
в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; единой доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-террито-риального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов (ст. 97 Конституции).

Исходя из перечня законопроектов, которые вправе рассматривать Палата представителей, следует признать, что он является открытым, поэтому нижняя палата Парламента вправе рассматривать законопроекты, регулирующие другие отношения, если иное не предусмотрено Конституцией.

Согласно ст. 104 Конституции, решения Палаты представителей при-нимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

В соответствии со ст. 1 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь компетенция Палаты представителей устанавливается Конституцией Республики Беларусь. Гарантии осуществления прав и обязанностей депутатов Палаты представителей определяются Конституцией Республики Беларусь, законами и актами Прези-дента Республики Беларусь.

Статья 2 Регламента Палаты представителей закрепляет положение
о том, что деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.

Палаты Парламента в соответствии с ч. 4 ст. 96 Конституции и со своими регламентами избирают из своего состава постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

В соответствии со ст. 3 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей, депутатов в Палате представителей, избирательных округах и в иных формах.

Деятельность Палаты представителей, ее органов и депутатов осуществляется открыто и гласно. В случаях, если этого требуют интересы государства, могут проводиться закрытые заседания Палаты представителей, ее органов.

Совет Палаты представителей

Согласно ст. 22 Регламента Палаты представителей, Совет Палаты представителей создается для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий
и иных органов Палаты представителей.

На Совет Палаты представителей возложено утверждение планов и программ подготовки законопроектов, принятие решений о создании временных творческих коллективов для разработки проектов законов и иных актов Палаты представителей.

Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей. Порядок избрания членов Совета Палаты представителей, кроме лиц, входящих в его состав по должности, определяется Палатой представителей. Решение об образовании Совета Палаты представителей
и его состава оформляется постановлением Палаты представителей. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель.

Совет Палаты представителей осуществляет свою работу, как правило, в форме открытых заседаний. В случае, если этого требуют интересы государства, Совет Палаты представителей может большинством голосов от полного его состава принять решение о проведении закрытого заседания.

Согласно ст. 24 Регламента Палаты представителей, акты Совета Палаты представителей принимаются в форме решений. Решения Совета Палаты представителей принимаются большинством голосов от полного его состава и подписываются Председателем Палаты представителей,
а в его отсутствие – заместителем Председателя Палаты представителей. Проекты решений, рассматриваемых Советом Палаты представителей, предварительно визируются председателем постоянной комиссии, которой поручена подготовка данного решения, Начальником Секретариата Палаты представителей, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих экспертно-пра-вовую и редакционную деятельность, а в их отсутствие – их заместителями. В случае несогласия одного из перечисленных субъектов с предлагаемым решением либо его частью визирование осуществляется с приложением замечаний и предложений.

В случае необходимости решение Совета Палаты представителей может быть принято путем опроса его членов.

Постоянные и временные комиссии Палаты представителей

На постоянные комиссии палат возложена основная нагрузка по ведению законопроектной работы, по предварительному рассмотрению и подготовке вопросов, относящихся к компетенции палат. Перечень постоянных комиссий, функциональная направленность их деятельности определяются палатами Парламента. Постоянная комиссия является постоянно действующим органом палаты и включает в свой состав председателя комиссии, его заместителя и членов комиссии. Все депутаты Палаты представителей входят в состав постоянных комиссий соответствующей палаты, за исключением председателей палат и их заместителей. Депутат Палаты представителей может быть членом только одной постоянной ко-миссии.

Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание комиссии созывается ее председателем либо по его поручению – заместителем, а также по требованию не менее одной трети от полного состава комиссии.

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от полного состава комиссии. Решение комиссии принимается большинством голосов от полного состава комиссии и оформляется протоколом заседания комиссии. В случае необходимости решение комиссии может быть принято путем опроса членов комиссии.

Согласно ст. 36 Регламента, постоянные комиссии Палаты представителей имеют право вносить предложения по повестке дня сессии Палаты представителей в Совет Палаты представителей либо непосредственно
в Палату представителей, а также рассматривают модельные законодательные акты, принятые Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств, и готовят предложения об их использовании в национальном законодательстве. О подготовленных предложениях постоянные комиссии информируют депутатов Палаты представителей.

В соответствии со ст. 37 Регламента Палаты представителей, в заседаниях постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Палаты представителей, не входящие в ее состав, представители субъектов права законодательной инициативы, а также приглашенные председателем комиссии работники Секретариата Палаты представителей, должностные лица, специалисты и эксперты.

На заседание комиссии могут быть приглашены представители заинтересованных организаций, средств массовой информации.

Приглашенные для участия в заседании комиссии имеют право участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, давать справки, задавать вопросы, передавать в комиссию тексты своих выступлений для приобщения к протоколу заседания.

Комиссии вправе проводить совместные заседания. Совместное заседание комиссии считается правомочным при условии, что на нем присутствуют более половины от полного состава каждой из комиссий, участвующих в совместном заседании. На совместном заседании комиссий председательствует по взаимной договоренности председатель одной из комиссий.

Решение совместного заседания комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой из комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляется протоколом. Протокол совместного заседания подписывается председательствующим на заседании и передается
в каждую комиссию, принимавшую участие в заседании.

Для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этой комиссии, других депутатов Палаты представителей, а также с их согласия представителей и специалистов министерств и иных государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Комиссии вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим
в компетенцию комиссий.

Постоянные комиссии вправе запрашивать официальные документы, информационные и иные материалы, необходимые для их деятельности,
в порядке, установленном законодательством.

Палата представителей при необходимости создает временные комиссии. Способ формирования состава временных комиссий определяется решением Палаты представителей. Создание временных комиссий оформляется постановлением Палаты представителей.

Задачи и порядок деятельности временных комиссий определяются Палатой представителей при их образовании.

Временные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей в составе председателя и членов комиссии. Комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, не являющихся депутатами Палаты представителей.

Избрание депутата Палаты представителей в состав временной комиссии не прекращает членства депутата в составе постоянной комиссии.

Депутаты Палаты представителей, не избранные в состав временной комиссии, имеют право участвовать в ее работе с совещательным голосом.

Временные комиссии вправе запрашивать официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные комиссиям полномочия в порядке, установленном законодательством.

Временные комиссии подотчетны Палате представителей и ответственны перед нею. По результатам деятельности временная комиссия представляет Палате представителей доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана.

Члены временной комиссии, имеющие особое мнение, могут огласить его на заседании Палаты представителей или представить в письменной форме председательствующему на этом заседании. По докладу временной комиссии Палатой представителей принимается постановление.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Палаты представителей. Решения Палаты представителей по этим вопросам оформляются постановлениями Палаты представителей.

Депутатские группы

Регламент Палаты представителей закрепляет положение о том, что депутаты Палаты представителей для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам, относящимся к ведению Палаты представителей, реализации предвыборных программ, вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы (ст. 40 Регламента Палаты представителей).

Депутатская группа может быть создана при наличии не менее 10 депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы
и выходить из них.

Руководитель депутатской группы избирается ее членами. От имени депутатской группы могут выступать ее руководитель и депутаты Палаты представителей, уполномоченные этой группой.

Депутаты Палаты представителей, образовавшие группу, письменно уведомляют Председателя Палаты представителей о ее создании. Председатель Палаты представителей обязан на ближайшем заседании Палаты представителей объявить о создании депутатской группы.

Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении.

Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.

Обеспечение деятельности Палаты представителей

Организационное, информационно-аналитическое, правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Палаты представителей, Председателя Палаты представителей, его заместителя, постоянных комиссий, иных органов и депутатов Палаты представителей осуществляется Секретариатом Палаты представителей.

В своей деятельности Секретариат Палаты представителей руковод-ствуется Конституцией и законодательством, постановлениями Палаты представителей и Регламентом, решениями Совета Палаты представителей, распоряжениями Председателя Палаты представителей и его заместителя, а также Положением о Секретариате Палаты представителей.

Секретариат Палаты представителей является рабочим органом Палаты представителей и юридическим лицом. Положение о Секретариате Палаты представителей утверждается постановлением Палаты представителей.

Секретариат Палаты представителей возглавляет Начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Палаты представителей по представлению Председателя Палаты представителей. Начальник Секретариата Палаты представителей имеет заместителя.

Компетенции структурных подразделений Секретариата Палаты представителей определяются с учетом полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на органы, должностных лиц и депутатов Палаты представителей, деятельность которых обеспечивают эти подразделения.

Компетенции структурных подразделений Секретариата Палаты представителей определяются положениями о структурных подразделениях, утверждаемыми Начальником Секретариата Палаты представителей, а также Положением о Секретариате Палаты представителей.

 

 

4. Рассмотрение законопроекта в Совете Республики
Национального собрания Республики Беларусь

Общие положения

В соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь
и Регламента Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Совет Республики:

– одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов;

– рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, об объявлении полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение;

– осуществляет право законодательной инициативы.

Совет Республики совместно с Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– делегирует законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, Президенту Республики Беларусь;

– вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения о проведении республиканских референдумов.

Совет Республики также:

– рассматривает временные декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона;

– заслушивает ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Парламенту;

– избирает из своего состава Председателя Совета Республики, его заместителя, постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палаты;

– проводит заседания для вопросов членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь;

– принимает решение о направлении запросов членов Совета Республики соответствующему должностному лицу;

– обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения;

– отменяет распоряжения и поручения Председателя Совета Республики и заместителя Председателя Совета Республики.

Совет Республики проводит парламентские слушания, принимает декларации, обращения и заявления.

Деятельность Совета Республики основывается на принципах: верховенства права и законности; демократичности; разделения властей; коллективного свободного обсуждения и решения вопросов; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства граждан перед законом; многообразия мнений.

Работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний во время проведения сессий Совета Республики, заседаний и деятельности постоянных комиссий и иных органов Совета Республики, деятельности членов Совета Республики, совместных заседаний с Палатой представителей, а также в иных формах.

Деятельность Совета Республики, его органов и членов Совета Республики осуществляется открыто и гласно. В случаях, предусмотренных Регламентом, могут проводиться закрытые заседания Совета Республики, его органов. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.

Члену Совета Республики обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий в соответствии
с законодательством Республики Беларусь.

Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя тайным голосованием с использованием бюллетеней.

Председатель Совета Республики

Председатель Совета Республики:

– осуществляет общее руководство Советом Республики;

– представляет на рассмотрение членов Совета Республики проект повестки дня заседания Совета Республики;

– организует работу Президиума Совета Республики;

– подписывает постановления Совета Республики и Президиума Совета Республики;

– направляет для рассмотрения в постоянные комиссии Совета Республики проекты законов, принятые Палатой представителей;

– дает поручения постоянным комиссиям о разработке законопроектов, которые предполагается внести в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Республики;

– визирует принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики законы;

– направляет Президенту Республики Беларусь для подписания принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики законы;

– представляет Совет Республики во взаимоотношениях с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Правительством Республики Беларусь, другими государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, а также парламентами иностранных государств, международными парламентскими и другими организациями;

– осуществляет общее руководство деятельностью Секретариата Совета Республики;

– решает иные вопросы организации деятельности Совета Республики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Председатель Совета Республики издает распоряжения и дает поручения по вопросам, относящимся к его компетенции; по своей инициативе либо по предложению членов Совета Республики информирует их о деятельности палаты.

При Председателе Совета Республики могут создаваться научно-эк-спертные советы либо иные консультативные формирования на общественных началах.

Заместитель Председателя Совета Республики:

– замещает Председателя Совета Республики в его отсутствие или по его поручению в других необходимых случаях;

– исполняет поручения Председателя Совета Республики;

– организует формирование планов мероприятий, проводимых Советом Республики;

– организует подготовку заседаний Совета Республики и Президиума Совета Республики;

– обеспечивает освещение деятельности Совета Республики в средствах массовой информации и т.д.

В целях реализации своих полномочий Заместитель Председателя Совета Республики издает распоряжения и дает поручения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Проекты распоряжений Председателя Совета Республики и Заместителя Председателя Совета Республики визируются в структурных подразделениях Секретариата Совета Республики, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность.

Председатель Совета Республики и Заместитель Председателя Совета Республики подотчетны Совету Республики.

Совет Республики вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя Совета Республики и Заместителя Председателя Совета Республики.

Президиум Совета Республики

Для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики.

Президиум Совета Республики является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель и председатели постоянных комиссий Совета Республики.

Президиум Совета Республики возглавляет Председатель Совета Республики. Президиум Совета Республики в связи с созывом и проведением сессии Совета Республики организует работу по подготовке сессии. Президиум Совета Республики координирует и организует деятельность постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, осуществляет контроль за своевременным рассмотрением запросов членов Совета Республики, а также другие функции, предусмотренные Регламентом Совета Республики. Основная форма работы Президиума Совета Республики – заседания.

Члены Совета Республики имеют право участвовать в открытых заседаниях Президиума Совета Республики с правом совещательного голоса. На открытых заседаниях Президиума Совета Республики имеют право присутствовать по должности Начальник Секретариата Совета Республики, его заместитель, руководители самостоятельных структурных подразделений Секретариата Совета Республики.

На открытых заседаниях Президиума Совета Республики по приглашению Председателя Совета Республики могут присутствовать должностные лица и представители государственных органов и общественных объединений, члены общественных научно-экспертных и иных формирований, образованных в Совете Республики.

Президент Республики Беларусь или его представители, Премьер-министр Республики Беларусь, а также члены Правительства Республики Беларусь имеют право присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Президиума Совета Республики, выступать на его заседаниях в любое время с речью или сообщением. Иные лица могут присутствовать на закрытых заседаниях Президиума Совета Республики по приглашению Председателя Совета Республики.

Решения Президиума Совета Республики принимаются большинством голосов от полного состава Президиума Совета Республики и оформляются постановлениями. В случае необходимости решение Президиума Совета Республики может быть принято путем опроса членов Президиума.

Проекты постановлений Президиума Совета Республики визируются
в структурных подразделениях Секретариата Совета Республики, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность.

Президиум Совета Республики принимает меры по информированию представителей государственных органов и общественных объединений
о заседаниях Президиума Совета Республики. Об основных вопросах, рассмотренных Президиумом Совета Республики, и принятых по ним решениях сообщается в средствах массовой информации.

При Президиуме Совета Республики могут создаваться общественные институты либо иные научно-консультативные формирования на общественных началах.

Постоянные и временные комиссии Совета Республики

Совет Республики избирает из своего состава постоянные и временные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции Совета Республики.

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами Совета Республики.

Совет Республики образует следующие постоянные комиссии:

– по законодательству и государственному строительству;

– по экономике, бюджету и финансам;

– по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам;

– по демографической безопасности и социальному развитию;

– по региональной политике и местному самоуправлению;

– по международным делам и национальной безопасности.

Совет Республики может принять решение об образовании новых либо о ликвидации ранее созданных постоянных комиссий Совета Республики.

Постоянные комиссии Совета Республики по вопросам, относящимся к ведению комиссии:

– осуществляют подготовку заключений по проектам законов, принятым Палатой представителей и переданным на рассмотрение в Совет Республики;

– готовят заключения по рассмотренным Палатой представителей декретам Президента Республики Беларусь;

– разрабатывают законопроекты и проекты иных правовых актов;

– готовят предложения о порядке использования в национальном законодательстве нормативных правовых актов, принятых Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и имеющих статус законодательной рекомендации, а также модельных законодательных актов, принятых Меж-парламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств и Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества;

– организуют проведение парламентских слушаний;

– рассматривают письменные обращения граждан, других заинтересованных субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;

– разрешают иные вопросы, отнесенные Регламентом к их компетенции.

Постоянные комиссии Совета Республики вправе:

– вносить предложения по повестке дня сессии Совета Республики Председателю Совета Республики, в Президиум Совета Республики либо непосредственно в Совет Республики;

– создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, членов других постоянных комиссий, представителей и специалистов министерств и иных государственных органов, общественных объединений, научных учреждений для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний;

– запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений, должностных лиц;

– привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научно-кон-сультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий;

– вносить предложения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь граждан и организаций Республики Беларусь, а также граждан других государств и по подготовке иных вопросов, относящихся к ведению Совета Республики.

Постоянные комиссии самостоятельно определяют порядок организации своей деятельности. В состав постоянной комиссии Совета Республики входят председатель постоянной комиссии, заместители председателя и члены.

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство от полного состава комиссии. Заседания постоянной комиссии созываются председателем постоянной комиссии либо по его поручению заместителем председателя постоянной комиссии и проводятся по мере необходимости.

По поручению Председателя Совета Республики, Президиума Совета Республики либо по требованию не менее одной трети от полного состава комиссии председатель постоянной комиссии обязан провести заседание постоянной комиссии.

Решения постоянной комиссии принимаются большинством голосов от полного состава комиссии. В случае необходимости решение комиссии может быть принято путем опроса членов комиссии.

Протоколы заседаний постоянной комиссии подписываются председателем постоянной комиссии или его заместителем, проводившим данное заседание.

Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Организация и проведение совместных заседаний возлагаются на постоянную комиссию, ответственную за рассмотрение обсуждаемого вопроса.

Решение совместного заседания постоянных комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой из комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляется протоколом. Протокол совместного заседания постоянных комиссий подписывается председательствующим на заседании и передается в каждую комиссию, принимавшую участие в заседании.

Порядок образования и деятельности временных комиссий Совета Республики таков же, как и временных комиссий Палаты представителей.

Обеспечение деятельности Совета Республики

Правовое, организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Совета Республики, его органов и членов Совета Республики осуществляется Секретариатом Совета Республики, являющимся рабочим органом Совета Республики.

Секретариат Совета Республики действует на основании Положения
о Секретариате Совета Республики, утверждаемого Президиумом Совета Республики.

В своей деятельности Секретариат Совета Республики руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Регламентом Совета Республики, иными актами законодательства, распоряжениями Председателя Совета Республики, постановлениями Президиума Совета Республики и Положением о Секретариате Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Общее руководство деятельностью Секретариата Совета Республики осуществляет Председатель Совета Республики.

Секретариат Совета Республики возглавляет Начальник Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, который назначается на должность и освобождается от должности Президиумом Совета Республики по представлению Председателя Совета Республики.

В Секретариате Совета Республики образовываются следующие самостоятельные структурные подразделения:

– группа помощников Председателя Совета Республики;

– группа помощников Заместителя Председателя Совета Республики;

– отделы по обеспечению работы постоянных комиссий Совета Республики;

– Главное экспертно-правовое управление;

– управление организационной работы;

– управление по взаимодействию с органами местного самоуправления;

– управление международных связей;

– управление информационных ресурсов и технологий;

– управление информации;

– отдел по работе с документами;

– редакционный отдел;

– отдел писем и приема граждан;

– отдел кадров и спецработы;

– отдел социально-бытового развития.

В составе самостоятельных структурных подразделений могут быть образованы управления, отделы, секторы, группы и иные подразделения.

 

 

5. Повторное рассмотрение законопроектов,
отклоненных Советом Республики

 

Согласно положениям ст. 100 Конституции Республики Беларусь, любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каж-дой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики либо если
в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. В данной ситуации Палата представителей, являясь органом, в котором реализуется право законодательной инициативы, оказывается в невыгодном положении, поскольку лишена права в случае вето Совета Республики самостоятельно его преодолеть, например, квалифицированным боль-шинством. Здесь, по мнению ряда исследователей, можно констатировать возможную недостаточность эффективности деятельности Парламента
в процессе законотворчества[2].

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством – не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создавать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей двумя третями голосов от полного состава приняла окончательное решение (ч. 2 и 3 ст. 100 Конституции).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.