Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов




Методы диагностики воображения.

Методики предназначены для изучения творческого и воссоздающего воображения.

Задание 1. Изучение творческого воображения.

«Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

 

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1.Скорость придумывания рассказа.

2.Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3.Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4.Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5.Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

 

Задание 2. Изучение воссоздающего воображения.

Подготовка исследования. Подобрать литературные тексты в соответствии с возрастом детей, им не знакомые. Разбить тексты на смысловые единицы, подготовить вопросы для беседы по текстам, материал для рисования.

Проведение исследования. Экспериментатор выразительно читает (наизусть) подобранный текст 2 раза, затем предлагает ребенку (5-7 лет) пересказать его. Рассказ и действия дошкольника не прерывают до тех пор, пока он не выскажет все сам. Только после этого можно задать вопросы, целенаправленно выявляющие понимание текста ребенком: основную идею произведения, его сюжет, образы героев, окружающую их обстановку. Если ребенок затрудняется начать рассказ, можно его спросить: «Про что этот рассказ?»

Затем испытуемого просят составить «словесную картинку» героя, описать внешность, одежду, характер. Предлагают описать какой-нибудь эпизод.

Потом дети иллюстрируют текст, рисуют персонажей или эпизоды.

Протокол содержит пересказ, вопросы экспериментатора, ответы ребенка. А также фиксируют эмоциональную выразительность речи (интонации, паузы, ударения и т.д.), поведение при рассказывании:

сосредоточенность на воспроизведении текста, отвлекаемость, мимику, выразительные движения. (Пометки делают в самом тексте пересказа.)

Обработка данных. Воссоздающее воображение оценивают по показателям:

1)степень соответствия воссозданных образов и их систем (описания и рисунки) образам произведения;

2)оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);

3)эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;

4)степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;

5)степень отличия созданных образов отданных в тексте. Выявляют возрастные особенности образов воссоздающего воображения.

 

Задание 3. Изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности.

Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я.Тайца «Зверь» и английскую народную песенку в переводе С.Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку неторопливо и выразительно читают текст и говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я.Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Определяют соответствие описаний и рисунков тексту, анализируют внесенные ребенком дополнения. На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.