Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензионный обмен (обмен результатами интеллектуальной деятельности)




Содержание и формы внешнеторговых операций

 

Наиболее традиционной и распространенной формой внешнеэкономической деятельности предприятий являются внешнеторговые операции.

Предметом купли-продажи во внешнеторговых (ВТ) операциях являются товары, работы, услуги, информация и результаты ин­теллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на эти результаты.

Товар по российскому законодательству это любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуще­ству воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и кос­мические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой дея­тельности.

Услуги предпринимательская деятельность, направ­ленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключе­нием деятельности на основе трудовых соглашений.

Работы вид производственной деятельности (строительно-монтажные, ремонт­ные, сервисно-технические, пуско-наладочные, эксплуатационные, геологоразведочные, бурильные и др.), осуществляемой за рубежом и сопровождаемой, как правило, экспортом рабочей силы (коман­дированием специалистов) на контрактной основе.

Информация сведения, данные (базы данных), охватывающие предприниматель­скую деятельность (биржевую, финансовую, коммерческую, эконо­мическую, статистическую), производственную, научно-технические и специальные знания, а также массовые потребительские знания (материалы средств массовой информации, электронные справоч­ники, энциклопедии и т. п.), и другие знания, являющиеся пред­метом купли-продажи на мировом рынке.

Результаты интеллек­туальной деятельности литературные, художественные и науч­ные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, изобрете­ния, промышленные образцы, модели, фирменные наименования, товарные знаки и другие результаты интеллектуальной собствен­ности, охрана которых предусмотрена законом.

Предметом внешнеторговых сделок являются также исключи­тельные права на эти результаты. Далее по тексту все указанные предметы внешнеторговых операций мы будем называть для крат­кости «товаром».

Основными видами внешнеторговых операций являются:

- импортная операция - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну покупателя;

- экспортная операция - продажа товара иностранному покупателю с вывозом из страны продавца;

- реэкспортная операция - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера для последующей перепродажи этого товара без переработки иностранному покупателю;

- реимпортная операция - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там обработке.

Основанием для реэкспорта могут быть несколько ситуаций.

- Это - использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке, таких, как международные биржи и аук­ционы. Реэкспорт в этом случае является естественным продолжением торговой операции, требующей для продажи через биржу или аукцион ввоза товара в страну их местонахождения с последующим его выво­зом покупателем третьей страны.

- Кроме этого, ситуация вынужденно­го реэкспорта может возникнуть в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции в случае отказа покупателя оплатить товар в момент прибытия его в порт назначения или состояния бан­кротства покупателя, наступившего на период отправки ему товара.

- Реэкспорт выступает также составной частью более сложной внешне­торговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства за рубежом, требующих закупок отдельных видов мате­риалов и комплектного оборудования в третьих странах, минуя завоз его в страну экспортера.

Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон (территория порта, нахо­дящаяся вне таможенной территории данной страны). Ввозимые на территорию этих зон товары освобождаются на время пребывания там и при вывозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства.

На складах, расположенных в свободной зоне, товары ино­странных поставщиков могут храниться и частично перерабатываться без уплаты таможенных пошлин. По мере появления потребности в таких товарах за них выплачивается таможенная пошлина и они вво­зятся на внутренний рынок импортирующей страны. Свободные зоны имеются практически во всех крупных портах многих стран. Государ­ства, не имеющие выхода к морю, Пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.

На территории свободных зон совершаются операции по за­вершению процесса производства в сфере обращения (очистка и сушка сырьевых товаров, оклейка этикетками и снабжение ключами консервных банок, расфасовка и разлив напитков в розничную тару, под­бор товаров по ассортименту); по сортировке и перегрузке товаров; по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей. Ис­пользование свободных зон на основе международных договоров по­зволяет повысить конкурентоспособность товаров по срокам поставок и сократить расходы на авансирование таможенных пошлин.

Основными ситуациями для реимпортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного товара на аукционе или бирже, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др.

Экспортно-импортные операции по обмену продукцией в ма­териально-вещественной форме не прекращаются фирмами, предпри­ятиями, организациями и тогда, когда они переходят к другим формам международного бизнеса, в частности к экспорту и импорту услуг, ин­вестиционной деятельности. В этом случае они продолжаются в виде аналогичного бизнеса на других рынках или как дополнение к новым видам бизнеса.

Внешнеторговые операции включают в себя:

- основные операции: внешнеторговые договоры по обмену товарами;

- вспомогательные операции: транспортировка грузов, их страхование, финансирование, расчеты между продавцами и покупателями, гарантирование их взаимных обязательств, таможенные операции;

- обеспечивающие - агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с рекламными агентствами и т.д.

В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают (как самостоятельно, так и с привлечением ряда других фирм и организаций) на одну основную операцию десять и более вспомогательных операций.

По своему содержанию внешнеторговые операции классифицируются по критериям

- обязательств во взаиморасчетах (традиционные и встречная торговля),

- порядку осу­ществления (прямые и посреднические операции). (см. рис 2).

 

рис.2. Классификация внешнеторговых операций

Традиционные операции разделяются по методам их осуществления на прямые и посреднические (косвенные) операции.

Прямые операции — предполагают установление прямых связей между производителем и конечным потребителем на основе договора купли-продажи. К ним относятся экспорт и импорт (без посредников).

Посреднические (косвенные) операции — экспорт и импорт това­ров через торгового посредника на определенных условиях, отра­женных в специальных договорах (соглашениях), в числе которых:

1) агентские соглашения — посредник обязан действовать в ин­тересах принципала и получает вознаграждение за услуги в виде комиссионных (процент от объема продаж с его участием);

2) договор поручения — поверенный обязуется совершать сделку от имени и за счет доверителя; вознаграждение устанавливается в виде определенной суммы либо процента от объема продаж;

3) договор комиссии — комиссионер заключает сделки от сво­его имени. Применяются лимиты полномочий посредника: по уров­ню цен, срокам поставки и др.;

4) консигнационные соглашения — консигнатор (посредник) сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом на его склад. Оплата товара осуществляется по мере его реализации в предусмотренные контрактом сроки (товар, не проданный в уста­новленные сроки, может быть возвращен консигнанту за его счет);

5) простые посреднические сделки — маклеры или брокеры по до-договорам с принципалами (покупателями или продавцами) осуществляют поиск контрагентов. При этом принципалы само­стоятельно ведут переговоры с контрагентами и заключают кон­тракты от своего имени и за свой счет. В отдельных случаях по­средник берет на себя обязательство по гарантированию выполне­ния рекомендованным им контрагентом контрактных обязательств, в том числе по платежам. Такие обязательства называются дельк­редере. Оплата посредника осуществляется в процентах от сто­имости сделки;

6) дистрибьюторские сделки — посредник закупает товары от своего имени и за свой счет и перепродает их от своего имени и за свой счет. Посредник связан с продавцом договором, обязатель­ным условием которого является предоставление дистрибьютору эксклюзивного права на продажу конкретного товара на опреде­ленной территории или определенной клиентуре. Как правило, в договоре устанавливается предел продажной цены, минимальная партия, приобретаемая дистрибьютором. Дистрибьютор обязуется обеспечить изучение рынка, создание сбытовой сети, участвовать в рекламе товара и др.

 

Помимо товаров и услуг предметом экспортно-импортных отношений все в больших масштабах становится обмен результатами интеллектуальной деятельности - лицензиями, "ноу-хау", программным обеспечением ЭВМ и другой научно-технической информацией. При этом сделки заключаются не только на приобретение покупателем права использования отдельных изобретений, но и на совместное внедрение изобретений в производство с последующей взаимовыгодной реализацией продукции.

Продажа результата интеллектуальной деятельности - это сделка на предоставление прав на использование этого продукта за определенное вознаграждение. Чтобы результат интеллектуальной деятельности не был использован без разрешения владельца, его нужно юридически защитить на том рынке, где предполагается его коммерческая реализация. В большинстве стран изобретение защищается патентами (у нас - в основном, авторскими свидетельствами, представляющими собой лишь признание авторства, а также патентами).

Право на использование объекта изобретения оформляется в виде лицензионного договора.

Существует несколько видов лицензионных договоров.

Их можно клас­сифицировать по следующим признакам:

по объему прав на использование технологии

- простые,

- исключительные

- полные.

При просто й (неисключительной) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственнос­ти, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в преде­лах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

Исключительная и простая лицензии могут предусматривать ограничения по территории или сфере использования передаваемой технологии.

Полные лицензии применяются в некоторых зарубежных странах. Они представляют собой патентные лицензии, в соответствии с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок дей­ствия патента. В законодательстве Российской Федерации понятие пол­ной лицензии существовало до 1992 г., вновь принятым Патентным Законом не предусмотрено. Предоставление полной лицензии близко по значению к продаже патента и отличается от нее тем, что патентооблада­тель при продаже полной лицензии остается прежний, а право на исполь­зование изобретения передается лишь на срок действия патента;

• по праву лицензиара использовать усовершенствование объекта лицензии, осу­ществленные лицензиатом.

Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усо­вершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (воз­вратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.

Существует также понятие "сопутству­ющая" лицензия, когда заключается кон­тракт на поставки оборудования, ком­плектного оборудования, участков, цехов, предприятий, необходимых для использо­вания основной лицензии.

Особым видом обмена технологиями является "перекрестное" лицензирование, когда продавец и покупатель взаимно пере­дают лицензии на принадлежащие им объ­екты промышленной или интеллектуальной собственности, которые дополняют друг друга или совместное использование кото­рых дает дополнительную прибыль.

Лицензия может быть "открытой", если патентом вправе воспользоваться любое физическое или юридическое лицо, что ве­дет к снижению на 50% патентной пошли­ны. Оформляется "открытая" лицензия в соответствующем патентном ведомстве.

Лицензия может быть "принудительной", когда в обоснованных случаях (неиспользо­вание объекта инновации патентовладель­цем; в целях поощрения конкуренции, при­менения антимонопольных мер) националь­ный орган по патентам и товарным знакам, патентный и гражданский суд или арбитраж принуждают патентовладельца передать другим право на использование его патента.

 

• по степени автономности лицензии

- самостоятельные

- зависимые — субли­цензии.

Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором. Вознаграждение за предо­ставленную сублицензию распределяется между сторонами, подписавши­ми основной лицензионный договор, в соответствии с этим договором;

• по виду объектов промышленной собственности, права на которые передаются

- на использование изобретений

- полезных моделей,

- промышленных образцов,

- ноу-хау,

- товарных знаков или фирменных наименований ("франчайзинг).

• по способу охраны объектов промышленной собственности

- патентные,

- беспа­тентные

- смешанные лицензии.

Патентные - лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами.

К беспатентным обычно относят лицензии, предметом которых являют­ся разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу-хау). Передача ноу-хау может осуществляться по разным каналам, в том числе и без заключения лицензионного соглашения, например при де­монстрации приемов работы, обучении технического персонала, установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленчес­кого характера, изменении технологического процесса в соответствии с требованиями лицензиата и др.

Смешанные (передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами). Часто при­обретение ноу-хау осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентами или авторскими правами. Обычно лицензии на патенты и ноу-хау прилагаются к договорам купли-продажи оборудования (особенно комплектного, такого, как технологические линии предприятий и т.п.);

Покупатель лицензии (лицензиат) при­нимает на себя обязательство вносить ли­цензиару обусловленные лицензионным до­говором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные таким догово­ром.

Для успешного проведения лицензион­ных сделок можно пользоваться услугами бурно развивающейся инновационной ин­фраструктуры: квалифицированных кон­сультантов специализированных органи­заций (центров патентных услуг, центров экспертизы и сертификации — как государ­ственных, так и коммерческих), что намно­го снижает риск для участников сделки — и патентовладельца, и покупателя.

При подготовке к продаже лицензии со­ставляются рекламно-техническое описание объекта лицензии и технико-экономический расчет. При этом содержащаяся в них ин­формация должна быть, с одной стороны, достаточной, чтобы потенциальный поку­патель мог оценить целесообразность сдел­ки, а с другой стороны, неполной, чтобы исключить возможность самостоятельного использования потенциальным покупате­лем объекта лицензии.

В случае, когда невозможно заинтере­совать покупателя в объекте лицензии, не раскрыв существенные и конфиденциаль­ные стороны изобретения, применяется форма опционного соглашения, согласно условиям которого покупатель, внося пред­варительную оплату (10—30% от общей стоимости лицензии), получает доступ к ин­формации об изобретении на условиях пол­ной конфиденциальности. По ознакомле­нии с этой информацией он либо приоб­ретает лицензию, и оплаченная сумма опциона идет в зачет общей стоимости лицензии, либо отказывается от покупки, но при этом выплаченные суммы ему не возвращаются, права на использование объекта лицензии он не получает, а при­обретенные сведения продолжают оста­ваться конфиденциальными.

Начиная рекламную работу, целесооб­разно провести проверку патентной чисто­ты объекта лицензии на территории лицен­зионного договора. Такая проверка позво­лит избежать претензий третьих лиц на патенты, которые могут привести к весьма негативным последствиям при реализации лицензионного договора по передаче прав на объект промышленной или интеллекту­альной собственности. В процессе ознаком­ления с объектом лицензии потребитель технологии может потребовать его испыта­ния в своих условиях и оценки его техничес­кого и технологического уровня.

Одновременно с приобретением лицен­зии может быть предусмотрена и закупка образцов объекта лицензии — машин, при­боров, материалов, комплектующих изде­лий, а также специального технологическо­го оборудования с целью ускорения начала производства объекта лицензии.

Лицензионный договор (контракт) обычно включает в себя определение сторон договора, определение предмета лицензии, территорию действия лицензии, условия прекращения или продления соглашения, защиту прав сторон, помощь в производстве и сбыте лицензионного объекта, контроль качества изготовляемого продукта (товара), величину и структуру вознаграждения, сервис, условия платежей, контроль за соблюдением соглашения, участие в собственности, защиту секретов, посещение заводов-изготовителей, систему налогообложения.

Критериями экономической целесообразности продажи лицензии на объект изобретения являются:

- сопоставление дохода от продажи готового изделия с доходом от продажи лицензии;

- удаленность от целевого рынка сбыта (транспортные расходы);

- тарифные ограничения на ввоз готовых изделий в страну целевого рынка;

- условия (трудности) освоения готового изделия на целевом рынке.

Патентование объекта изобретения за рубежом связано с валютными расходами, поэтому территориально оно обычно ограничивается планируемым целевым рынком. Порядок продажи за рубеж лицензий и инжиниринга включает в себя следующие этапы:

- систематический отбор объектов для продажи;

- выявление их существенных преимуществ перед отечественными и зарубежными аналогами;

- проверка патентной чистоты отобранных объектов;

- патентование за рубежом;

- обеспечение коммерческого уровня объекта лицензии (степень его промышленного освоения внутри страны);

- определение возможности доработки объекта в кооперации с зарубежными партнерами;

- определение возможности сопровождения продажи лицензии (инжиниринга) поставками товаров и послепродажным сервисом;

- подготовка комплекта документации установленной номенклатуры;

- получение разрешения на продажу лицензии.

За продажу результата интеллектуальной деятельности существуют два основных вида вознаграждений:

- паушальный платеж - единовременная выплата определенного процента от стоимости планируемого объема продаж изделий, изготовленных по лицензии;

- роялти - ежегодная ставка в процентах от стоимости фактических продаж изделий, созданных по лицензии. Обычно ставка платежей составляет 5-6%.

 

Франчайзинг (франшиза).

Под франчайзингом (франшизой ) как од­ной из форм технологического обмена по­нимается сотрудничество между предпри­ятием, предоставляющим франшизу (пра­вомочная сторона), и одним или несколькими предприятиями, пользующими­ся франшизой (обязанная сторона), в ре­зультате которого последние распоряжа­ются товарным знаком, знаком обслужива­ния, вывеской, "ноу-хау" под контролем первого.

Само по себе понятие франшиза отража­ет возможное средство коммерческой ре­ализации совокупности знаний. Все условия договора франшизы служат этой основной цели: передача одной стороной (владель­цем франшизы) в распоряжение другой сто­роны совокупности нематериальных прав ("ноу-хау", фирменное наименование, то­варный знак и т. п.) за соответствующее вознаграждение.

Франшиза получила широкое распростране­ние в США, Великобритании, Франции и других странах. В частности, практика передачи техно­логий с использованием договора франшизы значительно возросла в США за последние годы, что значительно расширило сферу коммерциали­зации в технологическом обмене.

Различают четыре основных вида фран­шизы, регулируемых договором франшизы:

- франшиза изготовителя;

- сбытовая франшиза;

- франшиза обслуживания;

- промышленная франшиза.

Известны также такие разновидности франшизы, как множественная, частичная и т. д.

К основным условиям договора фран­шизы относятся выплата вознаграждения (роялти), соблюде­ние неизменности изображения товарного знака владельца франшизы, обязательство не вступать с ним в конкурентную борьбу и др.

В число основных обязанностей вла­дельца франшизы входит предоставление пользователю франшизой товарного знака и услуг, другой помощи.

Владелец фран­шизы осуществляет также контроль за де­ятельностью ее пользователя. В договоре регламентируются вопросы, связанные со сроком его действия, обязанностями сто­рон после окончания действия договора и подсудностью споров. В договор включа­ются также различного рода ограничения, которые должны соответствовать нормам антимонопольного законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.