КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лицензионный обмен (обмен результатами интеллектуальной деятельности)
Содержание и формы внешнеторговых операций
Наиболее традиционной и распространенной формой внешнеэкономической деятельности предприятий являются внешнеторговые операции. Предметом купли-продажи во внешнеторговых (ВТ) операциях являются товары, работы, услуги, информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на эти результаты. Товар по российскому законодательству это любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Услуги — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности на основе трудовых соглашений. Работы — вид производственной деятельности (строительно-монтажные, ремонтные, сервисно-технические, пуско-наладочные, эксплуатационные, геологоразведочные, бурильные и др.), осуществляемой за рубежом и сопровождаемой, как правило, экспортом рабочей силы (командированием специалистов) на контрактной основе. Информация — сведения, данные (базы данных), охватывающие предпринимательскую деятельность (биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую), производственную, научно-технические и специальные знания, а также массовые потребительские знания (материалы средств массовой информации, электронные справочники, энциклопедии и т. п.), и другие знания, являющиеся предметом купли-продажи на мировом рынке. Результаты интеллектуальной деятельности — литературные, художественные и научные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, изобретения, промышленные образцы, модели, фирменные наименования, товарные знаки и другие результаты интеллектуальной собственности, охрана которых предусмотрена законом.
Предметом внешнеторговых сделок являются также исключительные права на эти результаты. Далее по тексту все указанные предметы внешнеторговых операций мы будем называть для краткости «товаром». Основными видами внешнеторговых операций являются: - импортная операция - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну покупателя; - экспортная операция - продажа товара иностранному покупателю с вывозом из страны продавца; - реэкспортная операция - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера для последующей перепродажи этого товара без переработки иностранному покупателю; - реимпортная операция - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там обработке. Основанием для реэкспорта могут быть несколько ситуаций. - Это - использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке, таких, как международные биржи и аукционы. Реэкспорт в этом случае является естественным продолжением торговой операции, требующей для продажи через биржу или аукцион ввоза товара в страну их местонахождения с последующим его вывозом покупателем третьей страны. - Кроме этого, ситуация вынужденного реэкспорта может возникнуть в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции в случае отказа покупателя оплатить товар в момент прибытия его в порт назначения или состояния банкротства покупателя, наступившего на период отправки ему товара. - Реэкспорт выступает также составной частью более сложной внешнеторговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства за рубежом, требующих закупок отдельных видов материалов и комплектного оборудования в третьих странах, минуя завоз его в страну экспортера.
Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон (территория порта, находящаяся вне таможенной территории данной страны). Ввозимые на территорию этих зон товары освобождаются на время пребывания там и при вывозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. На складах, расположенных в свободной зоне, товары иностранных поставщиков могут храниться и частично перерабатываться без уплаты таможенных пошлин. По мере появления потребности в таких товарах за них выплачивается таможенная пошлина и они ввозятся на внутренний рынок импортирующей страны. Свободные зоны имеются практически во всех крупных портах многих стран. Государства, не имеющие выхода к морю, Пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений. На территории свободных зон совершаются операции по завершению процесса производства в сфере обращения (очистка и сушка сырьевых товаров, оклейка этикетками и снабжение ключами консервных банок, расфасовка и разлив напитков в розничную тару, подбор товаров по ассортименту); по сортировке и перегрузке товаров; по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей. Использование свободных зон на основе международных договоров позволяет повысить конкурентоспособность товаров по срокам поставок и сократить расходы на авансирование таможенных пошлин. Основными ситуациями для реимпортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного товара на аукционе или бирже, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др. Экспортно-импортные операции по обмену продукцией в материально-вещественной форме не прекращаются фирмами, предприятиями, организациями и тогда, когда они переходят к другим формам международного бизнеса, в частности к экспорту и импорту услуг, инвестиционной деятельности. В этом случае они продолжаются в виде аналогичного бизнеса на других рынках или как дополнение к новым видам бизнеса.
Внешнеторговые операции включают в себя: - основные операции: внешнеторговые договоры по обмену товарами; - вспомогательные операции: транспортировка грузов, их страхование, финансирование, расчеты между продавцами и покупателями, гарантирование их взаимных обязательств, таможенные операции; - обеспечивающие - агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с рекламными агентствами и т.д. В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают (как самостоятельно, так и с привлечением ряда других фирм и организаций) на одну основную операцию десять и более вспомогательных операций. По своему содержанию внешнеторговые операции классифицируются по критериям - обязательств во взаиморасчетах (традиционные и встречная торговля), - порядку осуществления (прямые и посреднические операции). (см. рис 2).
рис.2. Классификация внешнеторговых операций Традиционные операции разделяются по методам их осуществления на прямые и посреднические (косвенные) операции. Прямые операции — предполагают установление прямых связей между производителем и конечным потребителем на основе договора купли-продажи. К ним относятся экспорт и импорт (без посредников). Посреднические (косвенные) операции — экспорт и импорт товаров через торгового посредника на определенных условиях, отраженных в специальных договорах (соглашениях), в числе которых: 1) агентские соглашения — посредник обязан действовать в интересах принципала и получает вознаграждение за услуги в виде комиссионных (процент от объема продаж с его участием); 2) договор поручения — поверенный обязуется совершать сделку от имени и за счет доверителя; вознаграждение устанавливается в виде определенной суммы либо процента от объема продаж; 3) договор комиссии — комиссионер заключает сделки от своего имени. Применяются лимиты полномочий посредника: по уровню цен, срокам поставки и др.; 4) консигнационные соглашения — консигнатор (посредник) сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом на его склад. Оплата товара осуществляется по мере его реализации в предусмотренные контрактом сроки (товар, не проданный в установленные сроки, может быть возвращен консигнанту за его счет);
5) простые посреднические сделки — маклеры или брокеры по до-договорам с принципалами (покупателями или продавцами) осуществляют поиск контрагентов. При этом принципалы самостоятельно ведут переговоры с контрагентами и заключают контракты от своего имени и за свой счет. В отдельных случаях посредник берет на себя обязательство по гарантированию выполнения рекомендованным им контрагентом контрактных обязательств, в том числе по платежам. Такие обязательства называются делькредере. Оплата посредника осуществляется в процентах от стоимости сделки; 6) дистрибьюторские сделки — посредник закупает товары от своего имени и за свой счет и перепродает их от своего имени и за свой счет. Посредник связан с продавцом договором, обязательным условием которого является предоставление дистрибьютору эксклюзивного права на продажу конкретного товара на определенной территории или определенной клиентуре. Как правило, в договоре устанавливается предел продажной цены, минимальная партия, приобретаемая дистрибьютором. Дистрибьютор обязуется обеспечить изучение рынка, создание сбытовой сети, участвовать в рекламе товара и др.
Помимо товаров и услуг предметом экспортно-импортных отношений все в больших масштабах становится обмен результатами интеллектуальной деятельности - лицензиями, "ноу-хау", программным обеспечением ЭВМ и другой научно-технической информацией. При этом сделки заключаются не только на приобретение покупателем права использования отдельных изобретений, но и на совместное внедрение изобретений в производство с последующей взаимовыгодной реализацией продукции. Продажа результата интеллектуальной деятельности - это сделка на предоставление прав на использование этого продукта за определенное вознаграждение. Чтобы результат интеллектуальной деятельности не был использован без разрешения владельца, его нужно юридически защитить на том рынке, где предполагается его коммерческая реализация. В большинстве стран изобретение защищается патентами (у нас - в основном, авторскими свидетельствами, представляющими собой лишь признание авторства, а также патентами). Право на использование объекта изобретения оформляется в виде лицензионного договора. Существует несколько видов лицензионных договоров. Их можно классифицировать по следующим признакам: • по объему прав на использование технологии - простые, - исключительные - полные. При просто й (неисключительной) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам. При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Исключительная и простая лицензии могут предусматривать ограничения по территории или сфере использования передаваемой технологии. Полные лицензии применяются в некоторых зарубежных странах. Они представляют собой патентные лицензии, в соответствии с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента. В законодательстве Российской Федерации понятие полной лицензии существовало до 1992 г., вновь принятым Патентным Законом не предусмотрено. Предоставление полной лицензии близко по значению к продаже патента и отличается от нее тем, что патентообладатель при продаже полной лицензии остается прежний, а право на использование изобретения передается лишь на срок действия патента; • по праву лицензиара использовать усовершенствование объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают. Существует также понятие "сопутствующая" лицензия, когда заключается контракт на поставки оборудования, комплектного оборудования, участков, цехов, предприятий, необходимых для использования основной лицензии. Особым видом обмена технологиями является "перекрестное" лицензирование, когда продавец и покупатель взаимно передают лицензии на принадлежащие им объекты промышленной или интеллектуальной собственности, которые дополняют друг друга или совместное использование которых дает дополнительную прибыль. Лицензия может быть "открытой", если патентом вправе воспользоваться любое физическое или юридическое лицо, что ведет к снижению на 50% патентной пошлины. Оформляется "открытая" лицензия в соответствующем патентном ведомстве. Лицензия может быть "принудительной", когда в обоснованных случаях (неиспользование объекта инновации патентовладельцем; в целях поощрения конкуренции, применения антимонопольных мер) национальный орган по патентам и товарным знакам, патентный и гражданский суд или арбитраж принуждают патентовладельца передать другим право на использование его патента.
• по степени автономности лицензии - самостоятельные - зависимые — сублицензии. Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором. Вознаграждение за предоставленную сублицензию распределяется между сторонами, подписавшими основной лицензионный договор, в соответствии с этим договором; • по виду объектов промышленной собственности, права на которые передаются - на использование изобретений - полезных моделей, - промышленных образцов, - ноу-хау, - товарных знаков или фирменных наименований ("франчайзинг). • по способу охраны объектов промышленной собственности - патентные, - беспатентные - смешанные лицензии. Патентные - лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами. К беспатентным обычно относят лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу-хау). Передача ноу-хау может осуществляться по разным каналам, в том числе и без заключения лицензионного соглашения, например при демонстрации приемов работы, обучении технического персонала, установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленческого характера, изменении технологического процесса в соответствии с требованиями лицензиата и др. Смешанные (передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами). Часто приобретение ноу-хау осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентами или авторскими правами. Обычно лицензии на патенты и ноу-хау прилагаются к договорам купли-продажи оборудования (особенно комплектного, такого, как технологические линии предприятий и т.п.); Покупатель лицензии (лицензиат) принимает на себя обязательство вносить лицензиару обусловленные лицензионным договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные таким договором. Для успешного проведения лицензионных сделок можно пользоваться услугами бурно развивающейся инновационной инфраструктуры: квалифицированных консультантов специализированных организаций (центров патентных услуг, центров экспертизы и сертификации — как государственных, так и коммерческих), что намного снижает риск для участников сделки — и патентовладельца, и покупателя. При подготовке к продаже лицензии составляются рекламно-техническое описание объекта лицензии и технико-экономический расчет. При этом содержащаяся в них информация должна быть, с одной стороны, достаточной, чтобы потенциальный покупатель мог оценить целесообразность сделки, а с другой стороны, неполной, чтобы исключить возможность самостоятельного использования потенциальным покупателем объекта лицензии. В случае, когда невозможно заинтересовать покупателя в объекте лицензии, не раскрыв существенные и конфиденциальные стороны изобретения, применяется форма опционного соглашения, согласно условиям которого покупатель, внося предварительную оплату (10—30% от общей стоимости лицензии), получает доступ к информации об изобретении на условиях полной конфиденциальности. По ознакомлении с этой информацией он либо приобретает лицензию, и оплаченная сумма опциона идет в зачет общей стоимости лицензии, либо отказывается от покупки, но при этом выплаченные суммы ему не возвращаются, права на использование объекта лицензии он не получает, а приобретенные сведения продолжают оставаться конфиденциальными. Начиная рекламную работу, целесообразно провести проверку патентной чистоты объекта лицензии на территории лицензионного договора. Такая проверка позволит избежать претензий третьих лиц на патенты, которые могут привести к весьма негативным последствиям при реализации лицензионного договора по передаче прав на объект промышленной или интеллектуальной собственности. В процессе ознакомления с объектом лицензии потребитель технологии может потребовать его испытания в своих условиях и оценки его технического и технологического уровня. Одновременно с приобретением лицензии может быть предусмотрена и закупка образцов объекта лицензии — машин, приборов, материалов, комплектующих изделий, а также специального технологического оборудования с целью ускорения начала производства объекта лицензии. Лицензионный договор (контракт) обычно включает в себя определение сторон договора, определение предмета лицензии, территорию действия лицензии, условия прекращения или продления соглашения, защиту прав сторон, помощь в производстве и сбыте лицензионного объекта, контроль качества изготовляемого продукта (товара), величину и структуру вознаграждения, сервис, условия платежей, контроль за соблюдением соглашения, участие в собственности, защиту секретов, посещение заводов-изготовителей, систему налогообложения. Критериями экономической целесообразности продажи лицензии на объект изобретения являются: - сопоставление дохода от продажи готового изделия с доходом от продажи лицензии; - удаленность от целевого рынка сбыта (транспортные расходы); - тарифные ограничения на ввоз готовых изделий в страну целевого рынка; - условия (трудности) освоения готового изделия на целевом рынке. Патентование объекта изобретения за рубежом связано с валютными расходами, поэтому территориально оно обычно ограничивается планируемым целевым рынком. Порядок продажи за рубеж лицензий и инжиниринга включает в себя следующие этапы: - систематический отбор объектов для продажи; - выявление их существенных преимуществ перед отечественными и зарубежными аналогами; - проверка патентной чистоты отобранных объектов; - патентование за рубежом; - обеспечение коммерческого уровня объекта лицензии (степень его промышленного освоения внутри страны); - определение возможности доработки объекта в кооперации с зарубежными партнерами; - определение возможности сопровождения продажи лицензии (инжиниринга) поставками товаров и послепродажным сервисом; - подготовка комплекта документации установленной номенклатуры; - получение разрешения на продажу лицензии. За продажу результата интеллектуальной деятельности существуют два основных вида вознаграждений: - паушальный платеж - единовременная выплата определенного процента от стоимости планируемого объема продаж изделий, изготовленных по лицензии; - роялти - ежегодная ставка в процентах от стоимости фактических продаж изделий, созданных по лицензии. Обычно ставка платежей составляет 5-6%.
Франчайзинг (франшиза). Под франчайзингом (франшизой ) как одной из форм технологического обмена понимается сотрудничество между предприятием, предоставляющим франшизу (правомочная сторона), и одним или несколькими предприятиями, пользующимися франшизой (обязанная сторона), в результате которого последние распоряжаются товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, "ноу-хау" под контролем первого. Само по себе понятие франшиза отражает возможное средство коммерческой реализации совокупности знаний. Все условия договора франшизы служат этой основной цели: передача одной стороной (владельцем франшизы) в распоряжение другой стороны совокупности нематериальных прав ("ноу-хау", фирменное наименование, товарный знак и т. п.) за соответствующее вознаграждение. Франшиза получила широкое распространение в США, Великобритании, Франции и других странах. В частности, практика передачи технологий с использованием договора франшизы значительно возросла в США за последние годы, что значительно расширило сферу коммерциализации в технологическом обмене. Различают четыре основных вида франшизы, регулируемых договором франшизы: - франшиза изготовителя; - сбытовая франшиза; - франшиза обслуживания; - промышленная франшиза. Известны также такие разновидности франшизы, как множественная, частичная и т. д. К основным условиям договора франшизы относятся выплата вознаграждения (роялти), соблюдение неизменности изображения товарного знака владельца франшизы, обязательство не вступать с ним в конкурентную борьбу и др. В число основных обязанностей владельца франшизы входит предоставление пользователю франшизой товарного знака и услуг, другой помощи. Владелец франшизы осуществляет также контроль за деятельностью ее пользователя. В договоре регламентируются вопросы, связанные со сроком его действия, обязанностями сторон после окончания действия договора и подсудностью споров. В договор включаются также различного рода ограничения, которые должны соответствовать нормам антимонопольного законодательства.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |