Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два основных направления торговой политики




Регулирование внешнеэкономических операций на национальном уровне основывается на нормативно-правовой базе отдельной страны и соответственно обладает своей спецификой. Основой государственного регулирования внешней торговли в любой стране выступает ее внешнеэкономическая политика, являющаяся важной частью экономической политики, под которой понимается система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Таким образом. внешнеторговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок иностранных продуктов, т.е. результатов производственной деятельности, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.

Основными целями внешнеторговой политики любого государства являются:

- сохранение экономической и политической независимости страны,

- сохранение военного превосходства,

- обеспечение экономического роста,

- оптимальное включение страны в международное разделение

труда,

- защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

- поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров,

- обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров посредством регулирования экспорта таких товаров.

 

Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.

Инструменты торговой политики – это экономические, правовые, административные и политические средства, которые используются для осуществления торговой политики.

Инструменты торговой политики применяются в форме мер (мер регулирования).

Меры (меры регулирования) – законодательство, практика его применения, а также любые другие действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран. Это относится к мерам на любом уровне – государственном (федеральном), региональном и местном.

Торговая политика конкретной страны находит свое выражение в торговом режиме.

Торговый режим – это совокупность мер, которые применяются в данный момент в данной стране для регулирования доступа иностранных товаров на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки других стран.

Меры регулирования направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для успешного и эффек­тивного включения экономики страны в систему междуна­родных экономических отношений, т.е. для ее участия в меж­дународном разделении труда и факторов производства.

 

Результаты деятельности участника внешнеэкономических связей ВЭС во многом зависят не только от цены и качества своего товара или услуги, но и от соблюдения установленных правительствами стран различных норм и правил, регулирующих внешнеторговые отношения. В целом государственное регулирование международного экономического сотрудничества страны осуществляется по следующим направлениям:

 

1. Межгосударственные экономические отношения.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций.

3. Деятельность иностранных организаций и предприятий на территории страны.

4. Валютное регулирование на территории страны.

5. Ценообразование на отечественном рынке импортных товаров, продаваемых за рубли.

 

Существует взаимодействие двух тенденций государственного регулирования внешней торговли: либерализация и протекционизм.

Протекционизм — политика использования огра­ничений, направленная на затруднение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем иностранной конкуренции.

Как правило, такие ограничения называют торговыми барьерами. Они направлены на то, чтобы искусственно со­здать более благоприятные условия для отечественных пред­приятий, правда, ценой некоторого снижения интенсивнос­ти внешнеэкономических операций и отказа от части выгод, связанных с развитием международных экономических от­ношений.

Политика свободы торговли (либерализация) — экономическая политика устра­нения ограничений в международной торговле, а также в международном обмене факторами про­изводства с целью активизации международных экономических отношений.

Политика свободы торговли направлена на создание ус­ловий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами и факторами производства. В этом слу­чае экономические преимущества участия страны в между­народном разделении труда и факторов производства про­является в наибольшей степени, однако предприятия вы­нуждены вести более жесткую борьбу с иностранными кон­курентами — их положение усложняется.

В настоящее время во внешней торговле преобладает политика либерализации, которая осуществляется на следующих трех уровнях:

- между отдельными странами в их взаимной торговле;

- между государствами, входящими в единый таможенный союз (такой, как ЕС);

- на многосторонней основе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ).

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

· селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

· отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.