Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование инновационной активностью




Стимулирование инновационной активности на предприятии.

На любом предприятии существует проблема стимулирования инновационной активности.

В основу стимулирования инновационной активности предприятием заложены такие принципы:

-раскрепощение инициативы;

-всесторонняя поддержка новаторства высшим руководством;

-простота и четкость патентных процедур;

-быстрота и гласность рассмотрения заявок;

-стимулирование подачи как индивидуальных, так и групповых заявок.

Методы стимулирования инновационной активности на предприятии разделяются таким образом:

- прямое стимулирование – размер заработной платы, премии, надбавки, всевозможные льготы (по страхованию, в случае болезни, по пенсионному обеспечению);

- непрямое стимулирование (предоставление научной самостоятельности разработчикам, свобода общения между специалистами, терпение в случае неудач разработчиков, обеспечение максимально благоприятной среды для научного поиска);

- негативное стимулирование (увольнение, снижение зарплаты, перевод на более низкую должность, запрет на пользование льготами).

 

Важным аспектом при изучении инновационной деятельности является ее правовое регулирование, так как формирование правовой среды инновационного предпринимательства обеспечивает субъектам инновационной деятельности экономическую свободу.

Правовое регулирование инновационной деятельности имеет комплексный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами ряда отраслей законодательства. Основой правового регулирования является Законы Украины “Об основах государственной политики Украины в сфере науки и научно-технической деятельности”, ” О научно-технической информации”, ”Об охране прав на изобретения и выгодные модели”, “Об охране прав на промышленные образцы” и др.

Центральное место в правовом регулировании инновационной деятельности занимают правовые аспекты охраны интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. В Украине законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией. Действует также пакет законов в отрасли охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей. Формы интеллектуального продукта: научные открытия и изобретения; результаты НИОКР, технологических и проектных работ, образцы новой продукции, техники и материалов, а также оригинальные научно-производственные услуги, консалтинговые услуги научного, управленческого, экономического характера, включая сферу маркетинга; новые технологии, патенты и т.д.

Смысл и предназначение правового регулирования интеллектуальной собственности в широком смысле заключается в охране и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требования по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, патентное право и засекречивание.

Авторское право – совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных и других произведений размножать их любыми методами и продавать. Авторское право действует пожизненно и не менее 50 лет после смерти автора. Оно распространяется на любые творческие результаты независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта (технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д.).

Оформление прав на изобретение осуществляется путем получения авторского свидетельства, или патента. Авторское свидетельство удостоверяет признание предложения изобретением, приоритет изобретения и авторство лица на полученное им изобретение. Оно имеет территориальное действие, т. е. изобретение, удостоверяемое им, не может беспрепятственно и безвозмездно использоваться и в других странах, если оно там не запатентовано.

Патент — это документ, удостоверяющий авторство и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение. Под этим подразумевается, что никто не использует изобретение без согласия владельца патента. По существу патент — это титул собственника на изобретение, подкрепляющийся промышленным образцом или регистрацией товарного знака. Согласие на использование изобретения выражается путем выдачи (продажи) лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав. Полезным моделям правовая охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми. Промышленному образцу, под которым понимается художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Новым промышленный образец признается в том случае, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

Лицензирование - одна из основных форм торговли технологиями. Лицензия дает разрешение отдельным лицам или организациям использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию, является объектом договора о продаже (покупке), согласно чему владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д. Лицензирование осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения — договора; в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии. Лицензионное соглашение может предусматривать комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пусконаладочные работы, подготовку кадров и т.д.. Вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставление права покупателю (лицензиату) на использование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредством лицензионных платежей, которые могут производиться в виде периодических отчислений (роялти) от дохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременного платежа (паушальный платеж), устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок.

лицензии

По категории предметов лицензирования: лицензии на научно-технические знания лицензии на промышленные образцы лицензии на торговые знаки, различного рода услуги
По степени производственного освоения предмета: лицензии на достижения, освоенные в производстве исследовательские
По объему передаваемых лицензиару прав: неисключительные исключительные полные
По наличию правовой охраны научно-технических достижений: патентные беспатентные  

 

Рис. 9. Классификация лицензий

Патентной лицензией называется лицензия на передачу права ва использования патента без соответствующего ноу-хау.

При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техники и технологии все большее распространение получают лицензии на использование ноу-хау без патентов на изобретение, называемые беспатентными лицензиями. Предметом беспатентной лицензии являются научно-технические достижения, не имеющие правовой защиты: непатентоспособные технические решения или решения с упрощенной патентной защитой, производственный и технологический опыт, навыки работы, а также конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характер.) т. е. секреты производства, называемые ноу-хау. Порядок оформления ноу-хау осуществляется путем пе

ее продажи на оговоренной территории.

Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента в течение срока действия договора и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.

Инновационная продукция должна обладать индивидуальностью. Средством индивидуализации является товарный знак. Товарный знак – это обозначения, способствующие различению товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является объектом лицензионных соглашений и защищается законом. Товарные знаки выполняют следующие функции:

- служат ориентиром при выборе товара;

- указывают на наличие соответствующего качества товара;

- выделяют товар из однородных товаров других производителей;

- показывают источник происхождения товара и рекламируют товар;

- позволяют производителю или продавцу занять уверенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Ноу-хау – это результат инновационной деятельности, состоящий из конфиденциальных знаний, опыта, навыков, включая сведения технического, экономического, административного и финансового характера.

Ноу-хау могут быть:

- незапатентованные технологические знания и процессы, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, производству товаров;

- проведение научных исследований и разработок;

- состав и рецепты материалов, веществ и т. д.;

- опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионным соглашением.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается смысл правового регулирования инновационной деятельностью и какими нормативно-правовыми актами оно представлено?

2. Раскройте функции государства по регулированию инновационной деятельности.

3. Какие методы государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности существуют?

4. Каковы методы стимулирования инновационной активности на предприятии?

5. Что такое «интеллектуальная собственность»?

6. Дайте определение понятиям «авторское свидетельство», «патент», «лицензия».

7. Что такое лицензирование и какую роль оно играет в торговле технологиями?

8. Что такое «роялти», «паушальный платеж»?

 

 


Список использованной литературы

1) Закон України “Про інноваційну діяльність”

2) Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Под. ред. П.Н. Завлина., М.: Изд-во "Экономика" - 2000, 475 с.

3) Инновационный менеджмент: Учебник для вузов./ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.

5) Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – К.: МАУП, 2000. – 148 с.

6) А.М. Власова, Н.В. Краснокутська. Інноваційний менеджмент: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1997.

7) Э.А. Уткин, Г.Н. Морозова. Инновационный менеджмент. – Москва, 1995.

8) В.И. Альшин. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. – М., 1992.

9) Б. Санто. Инновации как средство экономического развития. Пер. с вен., Прогресс, 1997.

10) В.Б. Яковенко. Введение в инновационные технологии. – Киев, 1991.

11) Лапко О. Інноваційна діяльність в системі державного регулювання. – К.: ІЕП НАНУ, 1999. – 254 с.

12) Відун В.А. Економіка і організація інноваційної діяльності: Навч. посібник. – Харків, 2000. – 128 с.

13) Н.Ю. Круглова. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – 352с.

14) Медынский в.г., Шаршунова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 1997.

15) Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Пер. со словацк. – М.: Экономика, 1989. – 167с.

16) Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 304с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.