КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как читать и анализировать тексты первоисточников
Исполнительский этап На первый взгляд может показаться странным, что в этом разделе мы собираемся обсуждать вопрос «как читать?». Что-что, а читать-то мы ведь все умеем еще с начальной школы! Однако на практике выясняется, что при работе с литературой для написания реферата требуется особый род чтения, который называют вдумчивым чтением литературы. А этими навыками в достаточной степени, к сожалению, владеют не все ученики. Существуют ряд приемов и система заданий, подробно описанных в работе И. С. Калмыковой, которые позволяют овладеть навыками активного осмысленного чтения и вдумчивого анализа прочитанного. Эта работа включает три этапа: 1) общее знакомство с книгой, позволяющее получить первое общее представление о книге; 2) чтение основного текста с целью выделения главной и второстепенной информации реферируемых первоисточников; 3) обработка текста после прочтения с целью выделения его проблематики, сопоставления различных точек зрения авторов на пути решения выделенных актуальных проблем, а также обобщения существующей информации. На этапе общего знакомства с книгой пользуются ее беглым просмотром, придерживаясь определенной последовательности: 1) внимательно познакомьтесь с титульным листом (не с обложкой!) книги: § знакома ли вам фамилия автора? Вспомните, какие произведения этого автора вам уже известны? Проанализируйте заглавие: то есть определите, о чем пойдет речь в тексте, одновременно постарайтесь вспомнить все, что вы уже знаете на эту тему (соотнесите с имеющимися знаниями); § обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь- справочник, монография или др.), чтобы более точно определить, для кого предназначена книга', § обязательно обратите внимание на год издания книги. Если книга выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. Особенно это касается исторической науки. Однако, если вы найдете по данной теме более позднюю по выпуску книгу, то у вас появится редкая возможность сопоставить точки зрения различных авторов и самостоятельно сделать вывод о том, что устарело, а что - нет. А это как раз и есть то самое важное, чему следует научиться вам при написании реферативной работы; 2) прочитайте содержание (оглавление), так как в нем отражен логический план текста, точнее, дастся ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге; 3) прочитайте аннотацию (если таковая имеется.) и введение (предисловие). Это поможет представить содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, а также источники и характер сведений, содержащихся в книге; 4) обязательно просмотрите послесловие (заключение) к книге, где обычно кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в основном тексте; все это позволяет оценить важность книги для. разработки вашей темы. На этапе чтения основного текста: 1) начинать читать лучше всего, имея под рукой словари и справочники, так как не исключено, что вам встретятся непонятные слова и выражения. Их правильное толкование необходимо отыскивать в справочной литературе, чтобы лучше понять читаемый текст; 2) чтобы содержание нового текста стало более понятым, попробуйте сформулировать утверждения, которым соответствуют приведенные в тексте конкретные примеры; 3) старайтесь вести диалог с автором текста: по ходу чтения ставьте вопросы к тексту (можно карандашом аккуратно помечать эти вопросы на полях книги, а в дальнейшем, перед тем как сдать в библиотеку, удалить эти пометки резинкой), выдвигайте свои предположения (идеи) о дальнейшем содержании текста; 4) «ровняйте справедливость выдвинутых вами идей при чтении последующих частей текста; 5) критически отнеситесь к тому, что пишет автор, старайтесь сразу не принимать все на веру, спорьте с ним, выдвигайте свои контрдоводы, опираясь на собственные убеждения, свой опыт; 6) читая, постоянно старайтесь выделять в тексте главное, существенное. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как это всегда делается автором для того, чтобы выразить ключевые понятия. Делайте выписки основных идей, положений, не забывая при этом точно отметить, откуда эта выписка сделана (автор, книга, страницы). В дальнейшем это вам очень сэкономит время при оформлении литературных ссылок на первоисточники. На этапе обработки текста после прочтения: 1) постарайтесь сформулировать основные положения (тезисы) и главную мысль текста. Кратко опишите его проблематику: какие противоречия и проблемы обсуждаются, какие способы решения проблем предлагаются? 2) уточните у взрослых или у учителя, если сомневаетесь, правильно ли вы поняли проблематику текста; 3) постарайтесь выработать собственное отношение к изученному тексту и сформулировать аргументы, обосновывающие вашу точку зрения (которая может и не совпадать с изложенной в тексте точкой зрения автора); 4) сравните прочитанное с уже известной вам информацией по той же теме: в чем сходство, в чем различие, в чем новизна, если она есть; 5) обобщите сведения, полученные вами на основании описанного выше анализа текста всех первоисточников, сформулируйте на основе прочитанного собственные выводы о том, насколько, с вашей точки зрения, закономерно появление различных взглядов на выявление и пути решения одних и тех же актуальных научных проблем.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |