Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Написание заключения к работе




Написание аналитического обзора литературных данных (основной текстовой части реферата) и списка использованной литературы

Написание текста реферативной работы требует, как уже упомина­лось выше, создания «нового текста» на основе сделанных вами выпи­сок, справок, планов, тезисов и конспектов первоисточников, составлен­ных с помощью приемов сжатия и смысловой переработки. Этот «новый текст» должен быть изложен в соответствии с выбранной вами компо­зицией (индуктивной или дедуктивной) и планом.

Как уже отмечалось ранее, на практике помогает быстрее овладеть приемами написания единого по стилю научного текста использование клише. Ниже мы специально приводим достаточно полный перечень таких клише из работы И.Р. Калмыковой, чтобы вы как автор реферата чувствовали себя более уверенно в любой ситуации, а не думали мучи­тельно, с каких слов начинать написание того или иного раздела работы. Список этих клише полезно выучить наизусть.

1. Описание темы:

§ Настоящая реферативная работа посвящена (актуальному во­просу..., характеристике проблемы..., решению вопроса..., анализу литературных данных по проблеме... и т.п.).

§ Темой реферативной работы является...

§ В реферативной работе (рассматривается..., говорится о..., да­ется анализ и оценка..., обобщаются данные о...).

2. Обоснование актуальности темы (проблемы), описанию которой посвящена реферативная работа:

§ Данная тема (проблема) (представляет собой особую актуаль­ность, так как..., чрезвычайно актуальна в последние годы, так как..., привлекает внимание многих ученых (исследовате­лей, критиков и т. п.), так как является актуальной для...).

§ Актуальность изучения данной темы (проблемы) обусловлена тем, что...

§... Это и определило актуальность более глубокого рассмотре­ния темы (проблемы), посвященной...

§ Актуальность изучения данной (темы) проблемы не вызывает сомнений, так как...

3. Характеристика первоисточников, используемых автором рефера­тивной работы:

  • Материалом исследования послужили...
  • Нами для анализа литературных данных были использованы…
  • В связи с изучением поставленной проблемы основой для ана­лиза послужили...

4. Характеристика основных подходов к решению поставленной про­блемы:

  • Анализ приведенных литературных данных показывает, что в настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы, и можно выделить несколько подходов к ее реше­нию.
  • Существует несколько подходов к решению указанной пробле­мы. Первый, описанный в работах..., предполагает..... Второй подход прослеживается в исследованиях... и заключается в.... Третий, описанный в публикациях...., базируется (основан) на ….
  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

5. Изложение сущности различных точек зрения (подходов):

§ Первая точка зрения заключается в том, что... Вторая точка зрения, представленная в работах..., сводится к тому, что.... Сущность третьего подхода раскрывается в работах... и состо­ит в том, что...

6. Выражение отношения к различным точкам зрения:

а) согласие:

§ Мы разделяем точку зрения автора...

§ Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что...

§ Реализация (использование) такого подхода не вызывает сомне­ний, так как...

§ Заслуживает внимания точка зрения автора...

б) несогласие, критика:

  • Трудно (нельзя) согласиться с тем, что...
  • Нельзя принять утверждения... о том, что...
  • Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения... на...., так как...
  • Недостаточно аргументированным представляется суждение ав­тора о том, что...
  • Недостаточно четко сформулировано положение о...
  • Автор упускает из виду..., не подтверждает выводы о..., не­обоснованно утверждает то, что...

7. Выбор той или иной точки зрения. Выводы:

§ Анализ литературных данных позволил выявить (позволяет сделать вывод о том, что...) наиболее обоснованную точку зре­ния...

§ Таким образом, есть все основания полагать, что....

§ Можно считать, что наиболее убедительной является точка зре­ния...

§ Из всего сказанного следует, что наиболее доказанной (аргу­ментированной, убедительной) является точка зрения...

§ В итоге можно придти к выводу о том, что наиболее интересной (оригинальной, научно обоснованной) является идея....

§ На основании анализа литературных данных можно сделать за­ключение о том...

В ходе написания черновика основной части реферативной работы полезно помнить, что:

§ каждый абзац «нового текста», выражая тот или иной тезис, имеет достаточно стандартную структуру, состоящую минимум из трех связанных по смыслу предложений: постановка во­проса (тезиса), его рассмотрение (анализ) и вывод (обобщение);

§ все абзацы «нового текста» должны быть логически связаны между собой, т. е. подчинены реализации одной цели, сквозной идеи, основной мысли, которой посвящена реферативная рабо­та; это достигается использованием «предложений-связок», а также вводных слов и словосочетаний (например, «Несмотря на описанные противоречия...», «К сожалению,...», «Как и сле­довало ожидать...», «Эти выводы позволили высказать предпо­ложение...», «Во-первых,...», «Во-вторых,...» и т. д.);

§ при любой композиции основной части реферативной работы в ней должны быть последовательно рассмотрены:

1) актуальность темы (проблемы), которая показывает роль и место вашей темы (выявленной проблемы) в теории и практике, соответствие выбранной темы возникшим об­щественным потребностям;

2) цель работы, которая, как уже отмечалось в разделе 1.3.1.2, всегда отражает действие исследователя (ученика), совершаемое над предметом в рамках объекта исследова­ния;

3) предмет изучения - то, что подвергается непосредствен­ному исследованию (описанию) в рамках темы работы;

4) объект изучения - область знания (науки), в которой изучается предмет;

5) обоснование выбора методов исследования;

6) задачи и этапы выполнения работы;

7) описание существующих подходов к решению проблемы и изложение сущности различных точек зрения;

8) обсуждение и сопоставление различных точек зрения (анализ);

9) изложение собственного отношения к обсуждаемой проблеме (аргументированное принятие или непринятие точек зрения, существующих в научной литературе). В случае аргументированного неприятия вами сущест­вующих в литературе точек зрения по существу обсуж­даемых вопросов необходимо сформулировать собствен­ное видение сущности обсуждаемых противоречий и про­блем, а также гипотезу о возможных путях их решения. Тогда подготовленный вами реферат может быть исполь­зован в качестве литературного обзора дальнейшей на­учно-исследовательской работы по данной теме. Более подробно эти вопросы обсуждаются во второй главе на­стоящей работы;

§ черновик реферата может печататься на компьютере, а может быть и рукописным. В последнем случае текст пишется разбор­чиво, с полями для пометок с одной стороны листа формата А-4, чтобы потом можно было его корректировать, не прибегая к переписыванию (экономия времени!), а вырезая и переклеивая отдельные фрагменты текста в любом порядке;

§ объем черновика должен быть таким, чтобы объем чистовика основной текстовой части реферативной работы не превышал 15 страниц машинописного текста (компьютерного текста в формате \Уогс1 — 7, шрифт- 12).

Одновременно с написанием черновика реферативной работы вам следует сразу правильно (т.е. по Государственному Всероссийскому Стандарту или ГОСТу) оформлять список использованной литерату­ры, точно отмечая местоположение каждой ссылки на первоисточник в тексте реферата. Практика показывает, что несоблюдение этих реко­мендаций может привести к самым печальным последствиям. Как ми­нимум, вам снизят оценку за реферат из-за отсутствия или неправильно­го оформления списка литературы. Худшее будет заключаться в том, что вы не сможете впоследствии найти цитируемую работу, даже если очень этого захотите.

При оформлении списка использованной литературы к рефератив­ной работе следует соблюдать следующие правила:

1. Ссылки на цитируемые в тексте реферата литературные источники сразу же заносятся в раздел «Список использованной литературы» для удобства сначала в том порядке, в котором они встречаются в тексте (т. е. с первого и до последнего номера).

2. При оформлении ссылок на различные источники необходимо строго следовать образцам, которые приводятся нами ниже.

3. После завершения составления списка использованной литературы (т. е. после написания всех частей реферативной работы, а не только основной текстовой части) все ссылки расставляются заново, уже по алфавиту. Это можно легко сделать, если вы печатали черновик на компьютере. Если в списке литературы имеются ссылки на работы иностранных авторов, то они приводятся в списке после ссылок отечественных авторов в порядке, определяемом латинским ал­фавитом.

4. На основании откорректированного окончательного списка исполь­зованной литературы вносятся изменения в нумерацию ссылок в тексте реферативной работы перед оформлением чистовика.

В заключение этого раздела еще раз обращаем ваше внимание на необходимость строгого соблюдения всех правил оформления ссы­лок на первоисточники. Это означает, что все точки, запятые, двое­точия, скобки, тире и другие знаки препинания в вашем списке должны стоять точно так же и там же, как и в соответствующих образцах, Поверьте, что это позволит вам избежать очень многих ошибок и заме­чании рецензента.

Заключение - это раздел реферативной работы, в котором подво­дятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акценти­ровать на них внимание читателя (рецензента). Заключение к работе начинается словами: «На основании проделанной работы по......... можно сделать следующие выводы». Далее следует перечень выводов под порядковыми номерами (1,2,3 и т. д.).

Практика показывает, что начинать выводы лучше всего с обозна­чения цели выполненной работы, например:

1. С целью выяснения взаимосвязи... с... осуществлен анализ ли­тературных данных по...

Далее в выводах нужно «чередовать глаголы» (глаголы «осуществ­лен», «исследовано», «изучено» и т.п. следует чередовать в выводах с глаголами «показано», «установлено», «обнаружено» и т.д.), подчерки­вая тем самым логическую последовательность раскрытия темы работы, например:

2. Показано, что...

3. Исследовано...

4. Впервые установлено, что...

5. Изучено...

6. Впервые обнаружено противоречие...

Хорошо, если ряд выводов был сделан вами впервые. Это свиде­тельствует о новизне полученных результатов, что, естественно, привет­ствуется.

Завершать выводы принято сведениями о практической значимо­сти полученных результатов и перспективах дальнейшей разработки вопроса. Такой вывод обычно делается в конце заключения и без поряд­кового номера, например: «Таким образом, сделанные в ходе проведен­ного исследования выводы, свидетельствуют о его научной и практиче­ской значимости, а также о перспективах дальнейшего изучения постав­ленной в работе актуальной научной проблемы».

Руководствуясь этими правилами, написать заключение к выпол­ненной реферативной работе вам не составит особого труда. Нужно лишь помнить, что по объему заключение к работе должно быть чуть меньше введения (обычно 1-1,5 страницы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.