КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как и зачем составлять выписки, справки, планы, тезисы и конспекты по тексту первоисточников
Надо ли что-то записывать, читая текст первоисточника, или делать записи уже после прочтения книги? Или вообще достаточно просто запоминать или отмечать понравившиеся мысли на полях книги карандашом? Все это не праздные вопросы. Чтобы ответить на них, надо разобраться, во-первых, в том, зачем мы читаем текст первоисточника. Если речь идет об изучающем чтении, обычно используемом для реферирования, которое бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами, то ответ может быть лишь один: для углубленного и точного понимания смысла изложенной информации, выраженного в главных, наиболее существенных тезисах автора. Поскольку таких тезисов, которые связаны между собой внутренней логикой автора, может быть несколько, то их обычно бывает трудно сразу удержать в памяти. Это и служит основным аргументом в пользу ведения записей при реферировании. Обычно к главной информации относят определения научных понятий, формулировки законов, правил, принципов, основные положения и утверждения автора, классификацию явлений и фактов, выводы. Второстепенная информация всегда детализирует, конкретизирует и делает более понятной главную мысль автора. К ней относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики, описания, факты из жизни писателя или истории создания произведений, а также различные комментарии. Практика реферирования текстов показывает, что чаще всего главные мысли автора бывают сосредоточены в так называемых «сильных позициях» учебных и научных текстов, каковыми являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение). Кроме того, полезно знать, что каждый абзац основного текста также содержит свою «сильную позицию». Это обычно первое предложение абзаца, которое является наиболее информативным, так как оно содержит тезис, т. е. основное положение автора, которое далее конкретизируется в основной части абзаца. В любом предложении текста более информативной, как правило, является вторая его часть, отражающая новое. Помимо позиционного обозначения главной информации, авторами часто используется графический прием - выделение главных мыслей курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и т. п. Различать главную и второстепенную информацию надо научиться очень четко, так как это в дальнейшем позволит избежать очень многих досадных ошибок при написании реферата. Дело в том, что при подготовке реферативной работы действует нерушимое правило: главная информация первоисточника в тексте реферата должна воспроизводиться полностью, т.е. в буквальном смысле - дословно. Только второстепенную информацию допустимо и, более того, просто необходимо подвергать смысловой переработке и сжатию специальными приемами, сущность которых будет рассмотрена нами ниже. Правильное ведение записей прочитанного — признак высокой культуры вашего интеллектуального труда. Кроме того, полезно помнить, что записи: § облегчают понимание, так как записывая информацию, человек заново осмысливает прочитанное, удлиняя процесс восприятия, что способствует выделению и лучшему запоминанию наиболее важных моментов; § экономят время, так как в дальнейшей работе уже не требуется заново перечитывать текст первоисточников при написании реферата, кроме того, возникает возможность систематически накапливать и обобщать сведения по разным темам; § дисциплинируют мысль читающего и повышают общий уровень устной и письменной речи, способствуют выработке у читателя собственного стиля изложения. Остановимся более подробно на простейших видах записей - пометках, выписках, цитатах, тезисах и конспектах. Пометки - специальная, разработанная вами как читателем, система условных обозначений наиболее важных частей текста первоисточника. Пометки обычно делаются по ходу чтения текста на полях книги карандашом, если она принадлежит лично вам. При чтении библиотечного экземпляра книг, статей и журналов делать пометки недопустимо, так как это может испортить текст первоисточника и затруднит в дальнейшем его использование другими читателями. Кроме того, ваши пометки могут помешать другим проявить свою индивидуальность при чтении и анализе того же текста. В этом случае лучше сделать выписки. Выписки - это трудно запоминающиеся, но очень важные и понравившиеся места текста, которые содержат, на ваш взгляд, самое главное, самое существенное. Их не следует записывать дословно, а необходимо (желательно) переводить с книжного на собственный язык, чтобы лучше понять сущность высказываний автора. В этом случае составление выписки при чтении авторского текста полезно тем, что способно навести вас на собственные мысли по обсуждаемому в тексте поводу. Это в дальнейшем позволяет очень эффективно использовать выписки при составлении текста реферата. Цитаты (от лат. zitо - «призываю в свидетели») - это дословные выписки из текста статей (книг), которые должны быть соответствующим образом оформлены: 1) цитировать следует по возможности законченными частями текста (цельными предложениями или небольшими абзацами); 2) каждая цитата заключается в кавычки; 3) после каждой цитаты нужно указывать ее источник, который обозначается арабской цифрой, соответствующей порядковому номеру цитируемой книги, под которым она указана в списке использованной литературы. Например: «В лекции Ю. Лотмана «В искусстве путь к истине» по этому поводу отмечалось, что эпическое художественное произведение всегда кончается вопросом; «оно не дает ответа, оно открывает путь» [2]. Это означает, что высказанная мысль цитируется по источнику, который в списке использованной литературы при подготовке реферата стоит под порядковым номером 2 и при желании читающего его легко можно там найти. Иногда в ссылке может быть указана страница цитируемой книги или статьи, например: [2, с. 171]. Это делается, как правило, в том случае, если на одну и ту же книгу (большую статью) в реферате делается несколько ссылок, отличающихся расположением цитат в тексте первоисточника. При использовании одного и того же источника, уже упомянутого в предыдущей цитате, указывают в скобках или в списке литературы: «там же». Приведение полного текста ссылки в тексте реферата (фамилии и инициалов автора, названия статьи, издательства, года выпуска, страниц) в круглых скобках, или оформление ссылки в виде надстрочной цифры (например, 1) с последующим приведением первоисточника внизу страницы разрешалось делать ранее, по новым правилам оформления реферативных и научно-исследовательских работ это не допускается; 4) иногда при оформлении цитат допускается пропуск одного или нескольких слов цитируемого текста (если это не искажает его смысла), вместо которых в тексте цитаты ставится многоточие. Многоточие может ставиться в начале, середине или в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста, например, «Свой знаменитый труд «О вреде табака» [7], опубликованный в 1604 году, Яков 1 закончил словами: «Курение - привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких...»; 5) при цитировании необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядку и т. п.), так как в противном случае возможно искажение главной мысли. В случае, если вы хотите внести в текст цитаты какие-либо свои выделения текста, то это должно быть особо отмечено с указанием инициалов имени и фамилии автора реферативной работы в круглых скобках, на пример: «Три дня после роковой ночи...» [6] (курсив мой –В.Н.); 6) правила составления списка литературы рассматриваются ниже. Несоблюдение приведенных правил в реферативной работе чревато обвинением вас в плагиате - присвоении чужих идей и мыслей, что, конечно же, абсолютно недопустимо, или может привести к утере возможности найти необходимый цитируемый источник в дальнейшем. Чтобы этого не случилось, надо руководствоваться «правилом-заклинанием»: «Эту статью я вижу в первый и последний раз в жизни и никогда ее больше не смогу найти, даже если очень понадобится, если сейчас же не запишу правильно и полно текст ссылки в соответствии с правилами цитирования». Поверьте - очень помогает и проверено не один раз! Тезисы (от греч. 1его - «утверждаю») - это значительно более сложная и совершенная форма записи текста первоисточника, сохраняющая логику изложения основных его мыслей. По степени полноты тезисы делятся на краткие и развернутые, по способу изложения - на текстуальные и свободные. В текстуальных тезисах допустимо излагать мысль реферируемого текста словами первоисточника, точно соблюдая логику изложения материала автором, т. е. излагать чужую мысль чужими словами, проще говоря, достаточно просто выборочно списать нужные разделы текста первоисточника. В свободных тезисах требуется изложить без искажения чужую мысль своими словами, при этом допустимо не придерживаться порядка изложения материала первоисточника. Это, конечно, труднее, но значительно полезнее для вас как автора будущей реферативной работы. Кроме того, это придает тезисам краткость и лаконичность, а «краткость (по А. П. Чехову) - сестра таланта». В зависимости от необходимости ваши тезисы могут быть также простыми (краткими), если они содержат только одно утверждение, которое ничем далее не подтверждается, и сложными (развернутыми), если они подкрепляются доводами, аргументами. Использование тех или других тезисов - ваше право, которое определяется необходимостью. Умению грамотно составлять тезисы надо учиться, так как ваша будущая реферативная работа, по сути дела, представляет собой совокупность связанных по смыслу тезисов отреферированной литературы, выстроенную в заданной планом последовательности. Иногда при реферировании наиболее важных первоисточников следует прибегать к конспектированию. Конспект (от лат. cоnspectus - «обзор, изложение») - универсальная форма записи прочитанного, объединяющая в себе пометки, выписки, цитаты, план и тезисы. Конспекты, как и тезисы, тоже могут быть текстуальными или свободными, т. е. соответствовать по изложению материала логике книги (чужые мысли -чужими словами), или содержать изложение мыслей автора своими словами (чужие мысли - своими словами) в вашей собственной последовательности, отличающейся от авторской. Иногда конспект может содержать элементы текстуального и свободного. Это вполне допустимо, если продиктовано необходимостью, и такой конспект будет называться смешанным. Конспектирование - самый сложный вид работы с книгой. Научиться еще в школе правильно конспектировать тексты - очень важно, особенно, если вы решили продолжить свое образование в вузе. Там этому, к сожалению, не учат. Так что - дерзайте! Теперь разберемся в том, как следует правильно пользоваться приемами смысловой переработки и сжатия текста, содержащего второстепенную информацию, изложенную в научной работе. В качестве таких приемов обычно используют: § исключение подробностей, деталей, авторских отступлений и т.п.; § обобщение однородных мелких (частных) вопросов, которые предварительно находятся учеником в тексте, и переформулирование обобщенной мысли своими словами; § сочетание исключения и обобщения. Чтобы научиться активно пользоваться этими приемами смысловой переработки текста, вам надо потренироваться в выполнении следующих действий в приведенной ниже последовательности (алгоритме): 1) читая абзац текста, выделяйте опорные слова в предложениях, от которых зависит их смысл; 2) закончив чтение очередного абзаца текста и используя опорные слова, составьте простую опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию; 3) изложите кратко содержание прочитанного абзаца текста, используя приемы сжатия теста, и переходите к чтению и смысловой переработке следующего абзаца, и так до конца; 4) сформулируйте главную мысль всего текста в виде предложения с подлежащим и сказуемым; 5) сгруппируйте абзацы по одной микротеме в смысловые части и дайте каждой из них заглавие; 6) используя заглавия и основные мысли смысловых частей текста, составьте план его изложения; 7) восстановите по этому плану полный текст своими словами; 8) сравните результат «восстановления» текста с исходным оригиналом. Если вы будете постоянно тренироваться в выполнении этих действий при чтении и конспектировании текстов не только при написании реферата, но и при подготовке текущих домашних заданий, то вы быстро овладеете умениями выражать чужие мысли своими словами, а это, как известно, и есть первый шаг от пассивного и неинтересного списывания текста к его активной и творческой переработке без искажения авторского смысла.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |